Среднесрочной дополнительной образовательной программы

Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Исторический факультет

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета Первый проректор по

учебной работе

Дворниченко А.Ю. Горлинский И.А.

_____________________ _____________________

(дата, подпись, ФИО) (дата, подпись, ФИО)

Учебный план

среднесрочной дополнительной образовательной программы

«Университетская школа экскурсоводов»

Разработчик:

Соколов Роман Александрович, кандидат исторических наук, доцент

Рецензент:

Кривошеев Юрий Владимирович, доктор исторических наук, профессор.

Санкт-Петербург

Учебный план

среднесрочной дополнительной образовательной программы

«Университетская школа экскурсоводов»

Реализуется: а)В рамках программ дополнительного профессионального образования «Повышение квалификации по основным образовательным программам ВУЗа (331 позиция раздела «Основные и дополнительные образовательные программы приложения 1.1., лицензия СПбГУ от 15.06.2010 № 0001) и в рамках основной образовательной программы по базовому направлению 030400 «История».

б)шифр направления программы повышения квалификации № 77 – «Программы дополнительного образования для специалистов по актуальным вопросам в области гуманитарного образования».

Цель: сформировать у обучающихся цельное представление об истории и культуре Петербурга, его архитектурного и градостроительного развития в XX в., а также изучение на примере Петербурга основных направлений урбанистки в новейшее время. Важнейшее значение придается знакомству с методическими основам разработки познавательно-образовательных экскурсионных и туристических маршрутов, их организации и историко-научному обеспечению. Основная задача состоит в обучении слушателей основным методическим приёмам проведения исторической экскурсии.

Категория слушателей:лица с высшим образованием

Продолжительность обучения: 86 часов. (2,5 месяца)

Форма обучения: без отрыва от производства.

Режим занятий: 2 дня в неделю по 4 аудиторных часа.

Документ об образовании:свидетельство установленного образца Санкт-Петербургского государственного университета.

Ведомственная принадлежность программы: по прямым договорам с физическими и юридическими лицами.

Краткое содержание основных разделов (тем):

1. История Санкт-Петербурга.

1.1. Предыстория Санкт-Петербурга.

Приневье и округа в середине – второй половине I тыс. н. э. Нева – важнейшее звено геополитических тенденций в регионе в эпоху средневековья. Приневский регион в геополитике Русского государства конца XV -начале XVI в. Укрепление Русского государства на Балтике. Смутное время в Русском государстве.

1.2. Петербург в XVIII в. (8 час.)

Начало Санкт-Петербурга. Проблема основания Санкт-Петербурга в отечественной историографии. Санкт-Петербург – промышленный и торговый центр. Народонаселение северной столицы. Этнографические особенности различных национальных групп. Общественная жизнь «Града Петра». Городское управление и благоустройство Санкт-Петербурга. Общественно-культурная жизнь столицы дворянской империи.

1.3 Петербург в XIX - начале XX вв.

Границы Петербурга в первой половине XIX века. Промышленное развитие Петербурга в первой пол. XIX в. Городское управление и городское хозяйство в XIX в. Общественно-политическая жизнь города в первой половине XIX века. Культурная жизнь Петербурга в первой половине XIX века. Наука и образование в первой половине XIX века. Демографические изменения в Петербурге после отмены крепостного права. Быт населения Петербурга в первой пол. XIX в. Культурная жизнь Петербурга во второй пол. XIX века. Петербург центр науки, образования, просвещения. Политическая и общественная жизнь Петербурга в 1881-1894 гг.

1.4 Петербург - Петроград -Ленинград в XX в.

Демографическая ситуация в первой половине XIX в. Торгово-промышленное развитие Петербурга в дореволюционное время. Городское управление городское хозяйство в начале XX в. Повседневная жизнь горожан в 1900-1917 гг. Общественно-политическая жизнь страны и Петербург. Из Петербурга в Петроград. Из Петрограда в Ленинград. Изменение в управлении городом в 30-х гг. XX в. Великая Отечественная война и блокада Ленинграда. Блокада Ленинграда 1941–1944 гг. Оборона города и жизнь горожан. Организация управления городом во время блокады. Прорыв и снятие блокады. Возвращение жителей. Демографическая ситуация в Ленинграде во второй половине XX в. Ленинград в период «застоя». Из Ленинграда в Петербург. Современный Петербург.

2. История Архитектуры.

2.1 Градостроительная история Петербурга в начале XVIII в.

Геополитические, стратегические, военно-тактические особенности выбора места крепости. Изначальные намерения создать здесь только крепость, военно-морской и торговый порт. Этапы строительства города в петровское время. Окончательное формирование идеи создания на берегах Невы российской столицы Оформление к 1712 г. важнейших градостроительных особенностей будущего Санкт-Петербурга.

2.2 Петербург после смерти Петра I. Градостроительство.

Санкт-Петербург в Аннинское, Елизаветинское и Екатерининское время. Регулярность застройки. Развитие градостроительной «концепции» невской столицы в XVIII в. Комиссия о Санкт-Петербургском строении. Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Творчество ведающихся зодчих: И. К. Коробова, М. И. Земцова, С. И. Чевакинского. К. Б. Растрелли, А. Л. Кокоринова, В. Деламота, А. Ринальди, Ю. М. Фельтена. В. И. Баженова, И. Е. Старова, Н. А. Львова, Д. Кваренги, В. Бренна. Характер застройки различных городских районов.

2.3 Градостроительство и архитектура в первой четверти XIX века.

Классицизм, ампир. Возведение крупных общественных зданий. Формирование архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Архитекторы. Ансамбли Дворцовой, Сенатской, Михайловской площадей. Переход от классицизма к эклектике.

2.4 Архитектура и градостроительство второй половины XIX века.

Эклектика. Использование новых строительных материалов (чугуна и стали). Строительство общественных зданий – вокзалов, рынков. Особенности градостроительства и архитектуры во второй половине XIX века. Архитекторы А.И. Штакеншнейдер, М.М. Месмахер, И.С. Китнер и т.д. «Русский стиль» и Петербург.

2.5 Архитектурно-градостроительное развитие города.

Строительные лихорадки начала XX в. Стиль «модерн» в Петербурге. Изменение облика города и пассеистское (охранительное) движение. Общество «Старый Петербург» 1907-1925 гг. Проекты реконструкции Петербурга начала XX в.

2.6 Проблемы послевоенного восстановления Ленинграда.

Городское хозяйство и архитектура Ленинграда. Восстановление промышленности города и городской инфраструктуры. Выработка принципов восстановления города. И.И. Фомин.

2.7 Реконструкция Ленинграда во второй половине XX в.

Архитектурно-градостроительное развитие города. Перспективные планы развития Ленинграда. Хрущевская оттепель, начало массового строительства, развитие окраин.

3. Экскурсоведение.

Экскурсоведение как научная дисциплина. Роль экскурсоведения в исторической науке. Основные понятия и определения. Цели и задачи экскурсоведения. Роль экскурсии в системе культуры отечественного образования. Уровни образования. Понятия образовательной среды и образовательного пространства. Экскурсионно-образовательный потенциал отдельного региона. Историко-культурные памятники и музеи регионального значения. Концептуальные основы организации экскурсионного маршрута. Памятниковедение: основные понятия и определения. Развитие памятниковедения в аспекте историко-культурного изучения региона. Исторические и архитектурные памятники в экскурсионных программах. Музееведение и его соотносительная роль в развитии и изучении экскурсоведения. Экскурсия в музейном пространстве: методические особенности. Основы музейного дела: понятия, основные понятия, определения, терминология. Классификация музеев. Особенности исторического музея. Функциональные особенности музея. Исторические музеи Санкт-Петербурга и их экскурсионный потенциал. Особенности петербургского музея. Градообразующие основы Санкт-Петербурга. Методика экскурсионного показа городской среды. Методические основы разработки автобусного экскурсионного маршрута в условиях городской среды. Экскурсии по рекам и каналам города. Архитектурные стили Санкт-Петербурга: раннее петербургское и елизаветинское барокко перв. четв. XYIII – конца XYIII в., классицизм в петербургской архитектуре конца XYIII – середины XIX вв. и основные этапы его развития, эклектика и модерн в архитектуре Петербурга вт. пол. XIX – нач. XX вв. Методические основы экскурсионного показа архитектурного памятника.

Экскурсионно-образовательный потенциал Санкт-Петербурга. Экскурсионные программы в условиях петербургской образовательной среды. Интерактивные возможности современных экскурсионных программ.

4. Разработка и проведение экскурсионных маршрутов.

Экскурсия и её коммуникативный потенциал. Классификационные особенности экскурсий. Методологические основы экскурсионного дела.Типологические особенности экскурсии: экскурсия академическая (традиционная) и экскурсия инновационного типа (интерактивная). Методические основы и особенности организации и проведения. Экскурсия обзорная и экскурсия тематическая. Методические основы и особенности организации и проведения. Типовые особенности экскурсии: по виду передвижения группы – пешеходная, автобусная, теплоходная, вертолётная, смешанная, по времени проведения экскурсии – кратковременная, продолжительная, по специальному заказу – специальная (учебная, научная, проблемная и т. д.). Экскурсовод в системе экскурсионно-образовательного пространства: этика деловых отношений. Психологические особенности профессии. Профессия экскурсовода с позиций культурной антропологии. Основы профессионального мастерства. Методологические основы построения экскурсии. Методика экскурсионного показа и рассказа. Методический приём реконструкции в экскурсии. Значение логического перехода в экскурсионном рассказе. Инновационные приёмы в современной экскурсии. Основание Петербурга – методические основы построения и проведения экскурсии. Фортификационные памятники Санкт-Петербурга перв. четв. XYIII в. – методические основы изучения темы, метод показа и рассказа. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга перв. четв. XYIII в. – методические основы изучения темы, метод показа и рассказа. Культовые постройки Санкт-Петербурга перв. четв. XYIII в. – методические основы изучения темы, метод показа и рассказа. Документальные, живописные и художественно-графические памятники Санкт-Петербурга перв. четв. XYIII в. – методические основы изучения, метод показа и рассказа. Декоративно-прикладные памятники искусства Санкт-Петербурга перв. четв. XYIII в. – методические основы изучения, метод показа и рассказа. Памятники литературы, архитектуры, скульптуры, живописи и графики, посвящённые основанию Санкт-Петербурга методические основы изучения, метод показа и рассказа. Общественно-политические движения в России XYIII – начала XX вв – методические основы построения и проведения экскурсии в условиях городской исторической среды Петербурга. Реставрационная школа Ленинграда – Петербурга: методические основы изучения темы и применения материала при организации и проведении экскурсий разнопланового уровня.

План учебного процесса (тематический план)

  Наименование тем занятий Всего аудиторных часов Лекции, час. Практические занятия, час.
Раздел 1. История Санкт-Петербурга
Предыстория Санкт-Петербурга  
Петербург в XVIII в.  
Петербург в XIX ― начале XX вв.  
Петербург ― Петроград ―Ленинград в XX в.  
Раздел 2. История Архитектуры.
Градостроительная история Петербурга в начале XVIII в.
Петербург после смерти Петра I. Градостроительство
Градостроительство и архитектура в первой четверти XIX в.
Архитектура и градостроительство второй половины XIX в.
Архитектурно-градостроительное развитие города в первой половине XX в. (до Великой Отечественной войны)
Проблемы послевоенного восстановления Ленинграда
Реконструкция Ленинграда во второй половине XX в.
Раздел 3. Экскурсоведение.
  Основы экскурсоведения
Основы музееведения. Экскурсия в музейном пространстве
Экскурсия: классификация, коммуникативный потенциал, видовые и типовые особенности.
Экскурсовод в системе экскурсионно-образовательного пространства: этика деловых отношений
Типы экскурсий на примере одного из исторических музеев Санкт-Петербурга (посещение музея)  
Методологические основы построения экскурсии
Основание Петербурга - методические основы построения и проведения экскурсии.
Общественно-политические движения в России XVIII ― начала XX вв – методические основы построения и проведения экскурсии в условиях городской исторической среды Санкт-Петербурга.
Дом Романовых ― методические основы построения и проведения экскурсии в условиях городской исторической среды Петербурга
История науки и техники и реставрационная школа Ленинграда – Петербурга: методические основы построения и проведения экскурсии в условиях музейно-исторической среды Петербурга
Раздел 4. Разработка и проведение экскурсионных маршрутов.
Экскурсионный маршрут классификационная специфика, этапы разработки.
Картографическое и научно-историческое обеспечение маршрута
Экскурсионное и социокультурное обеспечение маршрута. Интерактивные технологии
Разработка экскурсионно-туристического маршрута в условиях мегаполиса.
Разработка экскурсионно-туристического маршрута в концепции многодневного тура.
Апробирование маршрутной программы. Маркетинг и мониторинг в историко-культурном туризме.
Практическая разработка и проведение экскурсии
Аттестация (письменная экзаменационная работа)  
  Итого

Учебно-методическое обеспечение среднесрочной программы:

Мультимидийный проектор для проведения практических занятий и лекций, наглядные пособия (карты и схемы Петербурга и окрестностей).

Список рекомендуемой литературы прилагается.

Текущий контроль: контроль посещаемости и присутствия на занятиях.

Промежуточный контроль: промежуточные письменные работы по разделам

Итоговый контроль: заключительная письменная экзаменационная работа по всем аспектам дисциплины.

Дополнительная служебная информация:

Руководитель программы:

Кузнецов Николай Львович, кандидат исторических наук, доцент, тел. 323-07-43

Куратор:

Семенов Владислав Валерьевич, инженер-лаборант, преподаватель истории, тел. 323-07-43, e-mail: [email protected]

Информация о ППС, участвующем в реализации программы: профессор Кривошеев Ю.В. д.и.н.,доцент Соколов Р.А. к.и.н.

Разработчик программы: к.и.н. Соколов Р.А.   _____ (дата, ФИО, подпись) СОГЛАСОВАНО   Управление образовательных программ     _____________________Григорьев И.М.

Рекомендуемая литература:

Наши рекомендации