ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15
Особенности архитектурной композиции в зависимости от художественного стиля.
Понятие композиции
КОМПОЗИЦИЯ - совокупность отдельных закономерно расположенных и взаимосвязанных частей в едином гармоничном целом, этоясное выражение закономерностей, соотношение главных и второстепенных элементов (пропорции, «весовое» соотношение деталей и др.) .
Один из основных законов композиции – закон гармонического единства содержания и формы любого архитектурного или художественного произведения.
Стиль - это стройная система конструктивных и декоративных элементов. Их комбинация для каждого стиля индивидуальная и уникальная.
Важнейшие черты стиля проявляются в пространственной организацииинтерьеров, (то есть конструктивной организации - АРХИТЕКТОНИКЕ), ПРОПОРЦИЯХ, ПЛАСТИКЕ, ДЕКОРЕ. Рождается стиль на функциональных потребностях и технических возможностях (в том числе возможностях используемых материалов).
Развитие конструкций вызывает рождение новых архитектурных стилей, приходящих на смену друг другу. При смене конструктивных принципов предыдущие конструктивные элементы переходят в декор.
Художник-конструктор оперирует различными композиционными СРЕДСТВАМИ:
- пропорциями | 1. Пропорции бывают классические и неклассические – изучаются в истории стилей 2. Пропорции архитектоники влекут за собой пропорции декора (см. задание №1) |
- объемами - | архитектурные конструкции |
- плоскостями - | виды и планы |
- линиями - | линия - направление движения |
- точками - | акценты, концентрация внимания, центры композиции |
- цветом - | рассматривается в теме «Психовоздействие цвета» |
- ритмом - | |
- фактурой - | материаловедение |
- масштабностью | |
- связью с окружающим пространством | (пространство бывает открытое и закрытое) |
При помощи композиционных средств и приемов идет поиск и уточнение композиционного решения, пропорций, цветового соотношения, выбор рациональной конструкции, материала, отделки, решение общей архитектурно-планировочной композиции, взаимосвязь отдельных предметов и окружающей среды.
Виды композиции:
- статичная и динамичная
- симметричная и асимметричная
Композиционные приемы
дополнение, ритм, контраст, (три типа композиции: на контрасте, нюансе и тождестве)
Закономерности пространственной композиции, типы пространства
- неограниченное (открытое) | - ограниченное с одной стороны, частично ограниченное | - замкнутое |
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ СВЯЗИ – это направление и характер возможного движения по пространству, а также движения взгляда исходя из
- общей оценки пространства с точки зрения психологической комфортности, освещенности и др. характеристик , выбор типа будущего пространства исходя из функции помещения
- примерного зонирования помещения исходя из функций и бытовых процессов
- Окончательное определение необходимых проемов, проходов и перегородок для построения пространственных связей.
Пространственный связи должны читаться отчетливо, быть логичными, оптимальными, функциональными, эргономичными и непротиворечивыми.
Особенности архитектурной композиции в зависимости от художественного стиля продемонстрируем на примере таблицы:
Таблица 1.2. Таблица по истории стилей.
Заполняется по принципу:
№ | Графы | Стиль | Стиль |
1 | Историческое время | ||
2 | Название стиля | ||
3 | Конструктивные особенности | ||
4 | Способ организации пространства | ||
5 | Особенности декора | ||
6 | Свет, пространственные связи, оформление окна | ||
7 | Цвет | ||
8 | Мебель, предметы | ||
9 | Аксессуары | ||
10 | Материалы | ||
11 | Идеи (связаны с социальным функционированием) | ||
12 | Яркая особенность | ||
14 | Имена | ||
13 | Словарь |
Основная закономерность; бывшие конструктивные детали в дальнейшем переходят в декор.-
Виды арок.
А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.
Арки впервые появились во II тысячелетии до н. э. в архитектуре Древнего Востока, в частности в Древней Месопотамии, где строительство кирпичных сооружений достигло высокого уровня. Широкое распространение также получили от этрусков в архитектуре Древнего Рима.
Арка из каменной кладки Названия частей арки: 1. Замковый камень 2. Клинчатый камень 3. Внешняя поверхность свода (экстрадос) 4. Пятовый камень (импост) 5. Внутренний свод (интрадос) 6. Стрела подъёма 7. Пролёт 8. Опорная стена | |||
Расстояние между центрами пят называется расчётной проймой. При увеличении стрелы подъёма уменьшается распор арки. Ось арки подбирают так, чтобы сжатие на изгиб было минимальным; тогда арка будет наиболее крепкой и стойкой. Крепость арки зависит от её формы. Простейшие арки имеют форму полукруга, однако теоретически наиболее крепкими являются арки с формой параболы или цепной линии. | |||
Римский мост с полуциркульными арками. Алькантара, Испания | Нюрнберг. Замок на воде Обербюрг. Ворота в виде двух лучковых арок | ||
Кирпичная кладка стен во дворце Августов. Древний Рим. Использованы разгрузочные арки. | Собор Парижской Богоматери | ||
Механика
Арка — это криволинейный брус плавного обриса, несущая строительная конструкция. В отличие от балки которая испытывает нормальное механическое напряжение, арка испытывает касательное механическое напряжение, из-за чего возникает горизонтальная опорная реакция (распор). Наличие распора требует увеличивать толщину стен. Отсюда если стоечно балочная конструктивная система легкая, то арочная (арочные перекрытия) – тяжелая.
От свода арка отличается лишь значительно меньшей шириной. Под вертикальной нагрузкой арка работает в большей степени на сжатие и в меньшей степени на изгиб.
Арки, перекрывающие несквозной проем, называются слепыми. Одной из целей этого является увеличение прочности стены при экономии материала. В древности известен приём, когда арка делалась для облегчения, например, когда перекрытие проёма в стене было выполнено в виде плоской арки, для разгрузки которой над нею делалась слепая арка.
Типы арок
1.Треугольная | 2. Круглая или полуциркульная | 3.Круглая пологая арка или сегментная | 4.Ползучая или косая арка | 5. Стрельчатая |
Плоская сжатая арка | Трёхлопастная арка | Подковообразная | Трёхцентровая арка | Эллиптическая арка |
Вогнутая арка | Килевидная арка | Опрокинутая килевидная арка | Четырёхцентровая арка - "Тюдор" | 15. Параболическая арка |
2. Полуциркульная (полукруглая) арка — арка, имеющая форму полуокружности, центр которой расположен на уровне пят арки.
Простейший и наиболее распространённый тип арки. Присутствует в зодчестве разных эпох, стран и стилей. Наиболее характерна для классической архитектуры, где она чаще всего бывает обрамлена архивольтом (от лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») или выделена рядом клинчатых камней с замковым камнем посередине. Обычно опирается на пилоны.
5. стрельчатая — состоит из двух дуг, пересекающихся в замке под острым углом. Получила широкое применение в готической архитектуре. Различают стрельчатую арку, сжатую и ланцетовидную.
15. параболическая — образует в своде часть параболы. Параболические арки впервые использовал испанский архитектор Антонио Гауди. Такие арки передают весь распор на опорную стену и не требуют дополнительных элементов.
Типы арок
Мескита, Кордова, Испания | Суассонский собор, Франция | |||
Треугольная | 2. Круглая или полуциркульная | Круглая пологая арка или сегментная | Ползучая или косая арка | 5. Стрельчатая |
Плоская сжатая арка | Трёхлопастная арка | Подковообразная | Трёхцентровая арка | Эллиптическая арка |
Вогнутая арка | Килевидная арка | Опрокинутая килевидная арка | Четырёхцентровая арка - "Тюдор" | 15.Параболическая арка |
Аркату́ра (от нем. Arkatur, фр. arcature — ряд арок) — ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада), состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены. В отдельных случаях между аркатурой и стеной остаётся малое (непроходимое) пространство. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя может иметь вид аркатурного пояса или фриза, дополненного колонками на кронштейнах. Такой вариант решения аркатуры был присущ, в частности, храмовой архитектуре Владимиро-Суздальского княжества. В качестве элемента раскреповки фасадов и стен внутренних помещений характерна также для каменного зодчества стран Древнего Востока, средневековой Европы, Малой Азии и других (на илл.).
Торре-дель-Оро, Севилья, Испания