Лабораторное Занятие № 8

Тема: Варианты озеленения водоемов.

Цель – Изучить приемы размещения растений у водоемов на примерах классических парков.

Пейзажи у водоемов.Одним из важнейших компонентов паркового комплекса являются водоемы. Трудно найти такой парк, в композицию которого они не были бы включены в виде реки, огибающей или разделяющей его, ис­кусственного озера, пруда ели бассейна.

Лучшие пейзажи парса всегда ориентируются на зеркальную гладь водной поверхности, что значительно обогащает их компози­цию, усиливает художественное воздействие. Часто водные поверх­ности обуславливают решение глубоких перспектив, которые явля­ются основной композиционной осью всего паркового комплекса. Кро­ме того, водные поверхности имеют большое практическое значение: они оказывают положительное влияние на микроклимат в парке и яв­ляются важным фактором, благоприятствующим развитию растений.

Их всегда увязывают с планировочным и объемным решением пейзажей. Так, в регулярном парсе искусственно созданные водные поверхности обычно подчеркиваются четкими линиями камня и в комплексе прямолинейных аллей воспринимаются как застывшая ста­тичная массе. В пейзажном парсе водоемам придается свободное очертание: они не заключаются в четкие геометрические формы и не контрастируют е естественной трактовкой парка в целом. Вместе с тем вода не является господствующим моментом; ее поверхность всег­да дополняет композицию пейзажа, подчеркивает его красоту.

Увязка, дорог и растений с водной поверхностью. В зависимости от формы береговой линии в плане, увязки с ней дорожной сети и древесно-кустарниковых растений определяется художественнее достоинство пейзажа. Логичность этого решения во многих случаях обуславливается теми же композиционными приемами, которые применяются при формировании полян.

Особенности заключаются в том, что форма пруда зависит от естественных условий местности и обычно имеет вытянутые очерта­ния, а рельеф этой части в основном ярко выражен. В практике паркостроительного искусства эти вопросы решаются в зависимос­ти от конкретных условий, но нередки случаи, когда осуществляют­ся работы по частичному изменению береговой линии по отношению к естественному рельефу, определяющему границы водоема. Тут паркостроитель в каждом отдельном случае на натуре уточняет ха­рактер компоновки растений. Различные варианты их группирования и подбора ассортимента обуславливаются направлением дороги и бе­реговой линии пруда или реки, рельефом территории, размерами вод­ной поверхности, условиями ее просматриваемости и размещением архитектурных объектов, созданием четко выделенных, уходящих в глу­бину планов зелени и др. При этом чрезвычайно важным фактором в определении достоинства пейзажа являются моменты внезапности от­крытия той или иной картины пейзажа, последовательности разворо­та различных по глубине перспектив, цветового и объемного соче­тания, силуэта и др.

Рассмотрим несколько примеров решения пейзажа на участках парковой территории, непосредственно примыкающих к водной по­верхности.

На рис.20 показан один из приемов компоновки растений у дороги, проходящей на склоне, примыкающем к водной поверхности пруда. Тут первая картина широкого пейзажа при подходе к свобод­ному от насаждений участку открывается в обрамлении плотных крон деревьев. Компактные группы насаждений, ограничивающие пространство, расположены между дорогой и береговой линией. Они образуют е этой картине второй план и одновременно являются ку­лисами, точно фиксирующими начальную и конечную точки осмотра пейзажа.

Проходящая на этом участке дорога, одной стороной примыка­ет к плотному массиву зелени, а е другой - открыта. Ей придана по горизонтали рельефа выпуклая в плане форма в направлении водного пространства, что обеспечивает последовательность раз­ворота пейзажа в пределах созданного просвета.

В рассматриваемом примере дорога расположена на повышен­ном рельефе, что дало возможность открыть большую водную по­верхность пруда, а, следовательно, подчеркнуть его значение в композиции паркового пейзажа.

При условии, когда береговая линия и дорога, расположенная вблизи нее, прямолинейны и направление их параллельное, высажива­емые плотными группами древесные и кустарниковые растения смещают­ся вдоль продольной оси дороги (рис. 21). Такой принцип компоновки дает возможность показать проходящему по дороге в определенном чередовании, отличающиеся по характеру оформления пейзажи, в ком­позицию которых включаются водная поверхность или живописные по­ляны.

В случае, когда рельеф, примыкающий к водной поверхности обуславливает прокладку дороги в различных высотах, а направление ее определяется не береговой линией, а характером создаваемого пейзажа, насаждения размещают так, чтобы с повышенных участков образовать просветы на наиболее живописные участки противополож­ной стороны пруда в диагональном направлении (рис. 22).

Лабораторное Занятие № 8 - student2.ru

Рисунок 20 – Тростянецкий парк

Решение пейзажа у водной поверхности с учетом последовательности его раскрытия.

Растительность: 1 – ель колючая голубая; 2 – дуб пирамидальный; 3 – клен остролистный; 4 – клен серебристый; 5 – сосна обыкновенная; 6 – ель; 7 – смешанные насаждения клена и березы.

Лабораторное Занятие № 8 - student2.ru

Рисунок 21 – Тростянецкий парк

Прием размещения насаждений у дороги проходящей параллельно береговой линии пруда.

Лабораторное Занятие № 8 - student2.ru

Рисунок 22 – Сокиринский парк

Размещение деревьев у водной поверхности в зависимости от формы береговой линии.

В пониженных местах дорога располагается как можно ближе к берегу, а пейзаж, открывающийся с этого участка, воспринимается фронтально. В связи с этим центральная его часть, расположенная перпендикулярно просвету, акцентируется наиболее декоративными деревьями, крона которых четко выделяются из окружающего фона. Такой прием построения пейзажа дает возможность не только внести разнообразие в серию рассматриваемых композиций зелени, но и подчеркнуть характер пейзажа, а, следовательно, повысить интерес к его восприятию.

Дорога, которая подходит к пруду или к реке со стороны пар­ка прокладывается не перпендикулярно по отношению к продольной оси водной поверхности, а по диагонали (рис. 23). Это позволяет увеличить глубину перспективы пейзажа, включающего большое про­странство водного зеркала, обогатить его композицию четко выде­ленной аланами насаждений. Древесные растения вдоль береговой линии располагаются как группами, так и отдельными экземплярами на различном расстоянии от дороги, образуя первый план, или об­рамление вида на противоположную сторону водоема, что придает ему законченные художественные формы.

Прием размещения растений в случае, когда береговая линия вклинивается в водное зеркало пруда, показан на рис. 24. Обра­зовавшийся как бы полуостров покрыт плотной древесной раститель­ностью с хорошо развитый подлеском, а дорога, подводящая к этому участку, затенена кронами деревьев, группы которых смещены по от­ношению к ее продольной оси. Таким образом, внимание идущего по дороге направлено к восприятию перспективы, в сторону водной по­верхности.

Деревья, расположенные на выступающем участке, формируют первый план для этой перспективы, подчеркивают ее глубину и вместе с тем скрывают часть водной поверхности, благодаря че­му она кажется большей по отношению к действительным ее разме­ре. С этой же дороги следующая перспектива открывается в сто­рону парка. В противоположность предыдущей в ее композицию включается ковер газона. В рассматриваемом примере группирования зелени решены не только вопросы последовательности раскры­тия пейзажа, но и моменты быстрого переключения внимания к перспективам, различным по характеру оформления.

При наличии вклинившегося в водную поверхность участка, расположенного с противоположной стороны пруда, покрытого массивом древесных растений с платным подлеском, пейзаж стро­ится, несколько иным приемом. В этом случае по оси участка между дорогой и береговой линией высаживается плотная группа деревьев и кустарников (рис. 25). Размеры этой группы опреде­ляются формой в плане выступающего участка, т.е. с таким рас­четом, чтобы скрыть честь его береговой линии. Это дает воз­можность искусственно увеличить действительные размеры пруда и, вместе е тем, выявить характер крон деревьев, образующих средний план в композиции пейзажа.

Лабораторное Занятие № 8 - student2.ru

Рисунок 23 – Сокиринский парк

Размещение растений у водной поверхности в зависимости от направления подводящей к ней дороги.

Лабораторное Занятие № 8 - student2.ru

Рисунок 24 – Сокиринский парк

Размещение растений у водной поверхности.

Лабораторное Занятие № 8 - student2.ru

Рисунок 25 – Весело-Боковеньковский парк

Решение пейзажа у водной поверхности в зависимости от формы береговой линии противоположного берега.

Растительность: 1 – ель; 2 – плотные посадки деревьев и кустарников.

Прием компоновки зелени в зависимости от формы береговой линии, показанный на рис. 26, несколько отличается от преды­дущих. Тут выступ, образующий полуостров, значительно заглуб­лен в сторону пруда, а рядом с ним наоборот, водное пространст­во вклинилось в территорию парка. Дорога проходит вдоль бере­говой линии, минуя полуостров, а располагаемое у ее обочины растения плотной стеной оградили пространство, в то время как участок этой дороги, находящийся против полуострова, открыт. Группы деревьев, высаженные между береговой линией и дорогой по отношению к основному просвету, несколько расширены. Это дало возможность ориентировать внимание проходящего по дороге посетителя на полуостров.

Подбор ассортимента растений и их размещение тут имеет свои особенности. Они заключаются в том, что гладкое зеркало больного водного пространства определяет решение пейзажа прие­мом четкого членения пространства крупными группами однотип­ных деревьев. Наряду с этим извилистая форма береговой линии как бы подсказывает места расположения этих групп. Такой прин­цип решения пейзажа требует ярко выраженных ритмов и сильных контрастов света и тени.

Включение в композицию глубокого пейзажа острова в зна­чительной степени способствует решению этой задачи. Располага­емые на его территории древесно-кустарниковые насаждения вно­сят в перспективу новый доминирующий над окружающим, четко вы­деленный объем компактных крон деревьев. Они обогащают силуэт всей панорамы, усиливают ощущение глубины, вносят световой и объемный контрасты в гармонию насаждений и, вместе с тем, вы­полняют большую роль в регулировании осмотра пейзажа.

Место расположения острова определяется планировкой дорож­ной сети на примыкающих к пруду участках, Нормой и площадью водной поверхности, а также характером создаваемого пейзажа.

В паркостроительной практике почти нет случая, чтобы ост­ров располагался по оси глубинной части перспективы. Его обыч­но смещают с этой оси, нередко на значительное расстояние.

Как видно на рис. 27, в Уманском парке "Софиевка" остров приближен к береговой линии и как бы отмечает переход от уши­ренной части пруда к узкой. Такое смещение острова относитель­но оси не нарушило естественных форм пейзажа, а в значительной степени подчеркнуло их, сохраняя полностью открытой глубокую перспективу вдоль водной поверхности пруда. Кроме того, при восприятии пейзажа с плотины часть береговой линии скрывается, что дает возможность искусственно увеличить водную поверхность по сравнению с действительными ее размерами.

На острове было посажено только два вида деревьев - пирамидальный тополь и ива. Их композиция заключалась в выявлении четкого контраста: две компактные группы тополей и расположен­ная между ними группа ив. Такое сочетание позволило четко вы­явить остров и внести контраст в композицию всего пейзажа.

Лабораторное Занятие № 8 - student2.ru

Рисунок 26 – Сокиринский парк

Решение пейзажа у водоема с учетом включения первого плана из берез.

Лабораторное Занятие № 8 - student2.ru

Рисунок 27 – Уманский парк «Софиевка»

Расположение острова в зависимости от формы водоема и направления дорог.

Лабораторное Занятие № 8 - student2.ru

Рисунок 28 – Прием включения растений, расположенных на островах, в композицию пейзажей парка:

а – Весело-Боковеньковский парк;

б – Березово-Рудковский парк.

Интересный прием включения в композицию парковых пейзажей островов показан на рис. 28а. Места их размещения выбраны с та­ким расчетом, чтобы могучие букеты хорош развитых крон деревь­ев, вынесенные на фен водной поверхности, обогатили пейзажи, воспринимаемые как со стороны подхода к парсу, так и при везде на ere территорию. Это дало возможность еще до осмотра основных перспектив, открывающихся с центральной площади, создать силь­ное первое впечатление, которое надолго остается в памяти. Со стороны подхода к парсу перспектива в его сторону, включающая большую водную поверхность пруда, воспринимается в обрамлении, расположенных вдоль плотины и опустивших гирлянды своих ветвей к воде. Острова в этой композиции акцентируют глубинную часть пейзажа, членят его на ряд картин.

Со стороны парка в этой же перспективе, открывающейся в обратном направлении, растения на островах формируют второй план, четко .ограничивают пространство, подчеркивают глубину пей­зажа вдоль водной поверхности.

Прием включении древесных растений, расположенных на островах, в композицию пейзажа у водной поверхности небольшого пруда приведен на рис. 28б. В Березoво-Рудковском парке дорога проло­жена вдоль береговой линии водоема и увязана с насаждениями так, чтобы вникание про ходящего по ней ориентировать преимущественно на пейзажи, в композицию которых включена зеркальная гладь пру­да. Высоко поднятые над ней кроны вековых деревьев придают это­му участку парка несколько романтичный характер.

Острова расположены в противоположных сторонах удлиненного в плане водоема и, не выделяясь своей растительностью из, спокой­ной цветовой гаммы окружающего, подчеркивают характер пейзажа. Перед посетителем, проходящим по дороге, проложенной у пруда, растущие на островах деревья образуют различные по глуби­не планы и, находясь в постоянной взаимосвязи с темными стволами и нависающими кронами расположенных у дороги насаждений, плавно, как бы раскрывая пейзаж противоположного берега, увлекают все но­выми композициями зелени, включающими водную поверхность.

Наши рекомендации