Лабораторное Занятие № 8
Тема: Варианты озеленения водоемов.
Цель – Изучить приемы размещения растений у водоемов на примерах классических парков.
Пейзажи у водоемов.Одним из важнейших компонентов паркового комплекса являются водоемы. Трудно найти такой парк, в композицию которого они не были бы включены в виде реки, огибающей или разделяющей его, искусственного озера, пруда ели бассейна.
Лучшие пейзажи парса всегда ориентируются на зеркальную гладь водной поверхности, что значительно обогащает их композицию, усиливает художественное воздействие. Часто водные поверхности обуславливают решение глубоких перспектив, которые являются основной композиционной осью всего паркового комплекса. Кроме того, водные поверхности имеют большое практическое значение: они оказывают положительное влияние на микроклимат в парке и являются важным фактором, благоприятствующим развитию растений.
Их всегда увязывают с планировочным и объемным решением пейзажей. Так, в регулярном парсе искусственно созданные водные поверхности обычно подчеркиваются четкими линиями камня и в комплексе прямолинейных аллей воспринимаются как застывшая статичная массе. В пейзажном парсе водоемам придается свободное очертание: они не заключаются в четкие геометрические формы и не контрастируют е естественной трактовкой парка в целом. Вместе с тем вода не является господствующим моментом; ее поверхность всегда дополняет композицию пейзажа, подчеркивает его красоту.
Увязка, дорог и растений с водной поверхностью. В зависимости от формы береговой линии в плане, увязки с ней дорожной сети и древесно-кустарниковых растений определяется художественнее достоинство пейзажа. Логичность этого решения во многих случаях обуславливается теми же композиционными приемами, которые применяются при формировании полян.
Особенности заключаются в том, что форма пруда зависит от естественных условий местности и обычно имеет вытянутые очертания, а рельеф этой части в основном ярко выражен. В практике паркостроительного искусства эти вопросы решаются в зависимости от конкретных условий, но нередки случаи, когда осуществляются работы по частичному изменению береговой линии по отношению к естественному рельефу, определяющему границы водоема. Тут паркостроитель в каждом отдельном случае на натуре уточняет характер компоновки растений. Различные варианты их группирования и подбора ассортимента обуславливаются направлением дороги и береговой линии пруда или реки, рельефом территории, размерами водной поверхности, условиями ее просматриваемости и размещением архитектурных объектов, созданием четко выделенных, уходящих в глубину планов зелени и др. При этом чрезвычайно важным фактором в определении достоинства пейзажа являются моменты внезапности открытия той или иной картины пейзажа, последовательности разворота различных по глубине перспектив, цветового и объемного сочетания, силуэта и др.
Рассмотрим несколько примеров решения пейзажа на участках парковой территории, непосредственно примыкающих к водной поверхности.
На рис.20 показан один из приемов компоновки растений у дороги, проходящей на склоне, примыкающем к водной поверхности пруда. Тут первая картина широкого пейзажа при подходе к свободному от насаждений участку открывается в обрамлении плотных крон деревьев. Компактные группы насаждений, ограничивающие пространство, расположены между дорогой и береговой линией. Они образуют е этой картине второй план и одновременно являются кулисами, точно фиксирующими начальную и конечную точки осмотра пейзажа.
Проходящая на этом участке дорога, одной стороной примыкает к плотному массиву зелени, а е другой - открыта. Ей придана по горизонтали рельефа выпуклая в плане форма в направлении водного пространства, что обеспечивает последовательность разворота пейзажа в пределах созданного просвета.
В рассматриваемом примере дорога расположена на повышенном рельефе, что дало возможность открыть большую водную поверхность пруда, а, следовательно, подчеркнуть его значение в композиции паркового пейзажа.
При условии, когда береговая линия и дорога, расположенная вблизи нее, прямолинейны и направление их параллельное, высаживаемые плотными группами древесные и кустарниковые растения смещаются вдоль продольной оси дороги (рис. 21). Такой принцип компоновки дает возможность показать проходящему по дороге в определенном чередовании, отличающиеся по характеру оформления пейзажи, в композицию которых включаются водная поверхность или живописные поляны.
В случае, когда рельеф, примыкающий к водной поверхности обуславливает прокладку дороги в различных высотах, а направление ее определяется не береговой линией, а характером создаваемого пейзажа, насаждения размещают так, чтобы с повышенных участков образовать просветы на наиболее живописные участки противоположной стороны пруда в диагональном направлении (рис. 22).
Рисунок 20 – Тростянецкий парк
Решение пейзажа у водной поверхности с учетом последовательности его раскрытия.
Растительность: 1 – ель колючая голубая; 2 – дуб пирамидальный; 3 – клен остролистный; 4 – клен серебристый; 5 – сосна обыкновенная; 6 – ель; 7 – смешанные насаждения клена и березы.
Рисунок 21 – Тростянецкий парк
Прием размещения насаждений у дороги проходящей параллельно береговой линии пруда.
Рисунок 22 – Сокиринский парк
Размещение деревьев у водной поверхности в зависимости от формы береговой линии.
В пониженных местах дорога располагается как можно ближе к берегу, а пейзаж, открывающийся с этого участка, воспринимается фронтально. В связи с этим центральная его часть, расположенная перпендикулярно просвету, акцентируется наиболее декоративными деревьями, крона которых четко выделяются из окружающего фона. Такой прием построения пейзажа дает возможность не только внести разнообразие в серию рассматриваемых композиций зелени, но и подчеркнуть характер пейзажа, а, следовательно, повысить интерес к его восприятию.
Дорога, которая подходит к пруду или к реке со стороны парка прокладывается не перпендикулярно по отношению к продольной оси водной поверхности, а по диагонали (рис. 23). Это позволяет увеличить глубину перспективы пейзажа, включающего большое пространство водного зеркала, обогатить его композицию четко выделенной аланами насаждений. Древесные растения вдоль береговой линии располагаются как группами, так и отдельными экземплярами на различном расстоянии от дороги, образуя первый план, или обрамление вида на противоположную сторону водоема, что придает ему законченные художественные формы.
Прием размещения растений в случае, когда береговая линия вклинивается в водное зеркало пруда, показан на рис. 24. Образовавшийся как бы полуостров покрыт плотной древесной растительностью с хорошо развитый подлеском, а дорога, подводящая к этому участку, затенена кронами деревьев, группы которых смещены по отношению к ее продольной оси. Таким образом, внимание идущего по дороге направлено к восприятию перспективы, в сторону водной поверхности.
Деревья, расположенные на выступающем участке, формируют первый план для этой перспективы, подчеркивают ее глубину и вместе с тем скрывают часть водной поверхности, благодаря чему она кажется большей по отношению к действительным ее размере. С этой же дороги следующая перспектива открывается в сторону парка. В противоположность предыдущей в ее композицию включается ковер газона. В рассматриваемом примере группирования зелени решены не только вопросы последовательности раскрытия пейзажа, но и моменты быстрого переключения внимания к перспективам, различным по характеру оформления.
При наличии вклинившегося в водную поверхность участка, расположенного с противоположной стороны пруда, покрытого массивом древесных растений с платным подлеском, пейзаж строится, несколько иным приемом. В этом случае по оси участка между дорогой и береговой линией высаживается плотная группа деревьев и кустарников (рис. 25). Размеры этой группы определяются формой в плане выступающего участка, т.е. с таким расчетом, чтобы скрыть честь его береговой линии. Это дает возможность искусственно увеличить действительные размеры пруда и, вместе е тем, выявить характер крон деревьев, образующих средний план в композиции пейзажа.
Рисунок 23 – Сокиринский парк
Размещение растений у водной поверхности в зависимости от направления подводящей к ней дороги.
Рисунок 24 – Сокиринский парк
Размещение растений у водной поверхности.
Рисунок 25 – Весело-Боковеньковский парк
Решение пейзажа у водной поверхности в зависимости от формы береговой линии противоположного берега.
Растительность: 1 – ель; 2 – плотные посадки деревьев и кустарников.
Прием компоновки зелени в зависимости от формы береговой линии, показанный на рис. 26, несколько отличается от предыдущих. Тут выступ, образующий полуостров, значительно заглублен в сторону пруда, а рядом с ним наоборот, водное пространство вклинилось в территорию парка. Дорога проходит вдоль береговой линии, минуя полуостров, а располагаемое у ее обочины растения плотной стеной оградили пространство, в то время как участок этой дороги, находящийся против полуострова, открыт. Группы деревьев, высаженные между береговой линией и дорогой по отношению к основному просвету, несколько расширены. Это дало возможность ориентировать внимание проходящего по дороге посетителя на полуостров.
Подбор ассортимента растений и их размещение тут имеет свои особенности. Они заключаются в том, что гладкое зеркало больного водного пространства определяет решение пейзажа приемом четкого членения пространства крупными группами однотипных деревьев. Наряду с этим извилистая форма береговой линии как бы подсказывает места расположения этих групп. Такой принцип решения пейзажа требует ярко выраженных ритмов и сильных контрастов света и тени.
Включение в композицию глубокого пейзажа острова в значительной степени способствует решению этой задачи. Располагаемые на его территории древесно-кустарниковые насаждения вносят в перспективу новый доминирующий над окружающим, четко выделенный объем компактных крон деревьев. Они обогащают силуэт всей панорамы, усиливают ощущение глубины, вносят световой и объемный контрасты в гармонию насаждений и, вместе с тем, выполняют большую роль в регулировании осмотра пейзажа.
Место расположения острова определяется планировкой дорожной сети на примыкающих к пруду участках, Нормой и площадью водной поверхности, а также характером создаваемого пейзажа.
В паркостроительной практике почти нет случая, чтобы остров располагался по оси глубинной части перспективы. Его обычно смещают с этой оси, нередко на значительное расстояние.
Как видно на рис. 27, в Уманском парке "Софиевка" остров приближен к береговой линии и как бы отмечает переход от уширенной части пруда к узкой. Такое смещение острова относительно оси не нарушило естественных форм пейзажа, а в значительной степени подчеркнуло их, сохраняя полностью открытой глубокую перспективу вдоль водной поверхности пруда. Кроме того, при восприятии пейзажа с плотины часть береговой линии скрывается, что дает возможность искусственно увеличить водную поверхность по сравнению с действительными ее размерами.
На острове было посажено только два вида деревьев - пирамидальный тополь и ива. Их композиция заключалась в выявлении четкого контраста: две компактные группы тополей и расположенная между ними группа ив. Такое сочетание позволило четко выявить остров и внести контраст в композицию всего пейзажа.
Рисунок 26 – Сокиринский парк
Решение пейзажа у водоема с учетом включения первого плана из берез.
Рисунок 27 – Уманский парк «Софиевка»
Расположение острова в зависимости от формы водоема и направления дорог.
Рисунок 28 – Прием включения растений, расположенных на островах, в композицию пейзажей парка:
а – Весело-Боковеньковский парк;
б – Березово-Рудковский парк.
Интересный прием включения в композицию парковых пейзажей островов показан на рис. 28а. Места их размещения выбраны с таким расчетом, чтобы могучие букеты хорош развитых крон деревьев, вынесенные на фен водной поверхности, обогатили пейзажи, воспринимаемые как со стороны подхода к парсу, так и при везде на ere территорию. Это дало возможность еще до осмотра основных перспектив, открывающихся с центральной площади, создать сильное первое впечатление, которое надолго остается в памяти. Со стороны подхода к парсу перспектива в его сторону, включающая большую водную поверхность пруда, воспринимается в обрамлении, расположенных вдоль плотины и опустивших гирлянды своих ветвей к воде. Острова в этой композиции акцентируют глубинную часть пейзажа, членят его на ряд картин.
Со стороны парка в этой же перспективе, открывающейся в обратном направлении, растения на островах формируют второй план, четко .ограничивают пространство, подчеркивают глубину пейзажа вдоль водной поверхности.
Прием включении древесных растений, расположенных на островах, в композицию пейзажа у водной поверхности небольшого пруда приведен на рис. 28б. В Березoво-Рудковском парке дорога проложена вдоль береговой линии водоема и увязана с насаждениями так, чтобы вникание про ходящего по ней ориентировать преимущественно на пейзажи, в композицию которых включена зеркальная гладь пруда. Высоко поднятые над ней кроны вековых деревьев придают этому участку парка несколько романтичный характер.
Острова расположены в противоположных сторонах удлиненного в плане водоема и, не выделяясь своей растительностью из, спокойной цветовой гаммы окружающего, подчеркивают характер пейзажа. Перед посетителем, проходящим по дороге, проложенной у пруда, растущие на островах деревья образуют различные по глубине планы и, находясь в постоянной взаимосвязи с темными стволами и нависающими кронами расположенных у дороги насаждений, плавно, как бы раскрывая пейзаж противоположного берега, увлекают все новыми композициями зелени, включающими водную поверхность.