Постройка двухэтажного дома
Цель — научить детей сооружать высокие постройки, делая правильные перекрытия; укладывать в основание более тяжелые детали, чтобы постройка была прочной; закреплять умение отбирать нужные для постройки детали; по образцу определять, из каких деталей сделаны отдельные части постройки, в какой последовательности ее выполнять.
Рис. 8. Двухэтажный домик,
Материал: Детали располагаются на середине стола в следующем количестве (на одного ребенка): кубиков — 4, кирпичиков— 11, призм — 2. Можно дать детали для дополнительных построек по замыслу детей. Для игр с готовыми постройками нужны маленькие матрешки или бумажные куклы и другие игрушки.
Предшествующая работа: на прогулке следует обратить взимание детей на то, что дома бывают двух и более этажей и на каждом этаже — окна.
Ход игры: воспитательница напоминает детям, что они видели высокие дома, а затем говорит, что она научит их делать двухэтажный дом (рис. 8).
«Посмотрите и скажите, что у вас на столе? Правильно: кубики, кирпичики, призмы, куколка.
Посмотрите теперь, как построить куколке двухэтажный дом. Сначала нужно поставить кубики плотно друг к другу. Кубики тяжелые, на них дом будет хорошо стоять. Стены сделаем из кирпичиков. Положить их нужно с одной и с другой стороны, ровненько. Сверху положим два кирпичика. Теперь построим второй этаж (строит и поясняет свои действия). Сверху сделаем крышу из призм. Вот и дом: это первый этаж, а это? Правильно, второй этаж. Впереди положим кирпичик — это будет крылечко. По крылечку куколка будет входить в дом.
Теперь вы сами постройте такой дом.
Что СНАЧАЛА будете укладывать? Правильно, кубики.
А потом? Кирпичики. Начинайте строить».
В ходе ИГРЫ воспитательница помогает детям добиться хорошего результата, поощряет тех, кто закончил постройку и разрешает им поиграть.
Постройки по замыслу детей
Детям предлагается построить, что они сами хотят.
Материал, знакомый детям, раскладывается на столах по формам (среди них есть арки). Рядом помещаются куклы, животные, транспорт.
Ход игры: детям нужно сказать название арки, дети его повторяют. Затем воспитательница предлагает всем подумать, что они хотят строить, спрашивает нескольких детей, что они наметили строить, и разрешает начинать.
В ходе детской постройки нужно следить за развитием конструктивного замысла, помогать доводить его до конца, поощрять попытки детей проявить свою инициативу. В конце занятия необходимо обратить внимание всех детей на хорошие постройки, особенно отметив то, что дети сами придумали, а также на правильное использование материала.
Постройка гаража
Цель: При сооружении гаража закрепляются прежние умения; дети учатся самостоятельно заканчивать постройку, сообразуясь с размером автомобиля; упражняются в употреблении таких слов, как длинный, впереди, сбоку.
Предшествующая работа: Дети должны предварительно видеть гараж, знать для чего он предназначается, а иначе постройку предлагать не следует.
Ход игры: можно начать вопросом: «Кто из вас, дети, знает, где автомобили стоят ночью, когда они не работают? Правильно: в гараже. Сегодня вы будете строить гараж для ваших автомобилей». ( можно использовать самосвалы, грузовики из спичечных коробок, изготовленные детьми старшей группы.)
Рис. 9. Гараж.
Показывая, как строить, воспитательница подчеркивает, что гараж должен быть длинный, чтобы автомобиль поместился (рис. 9).
Сначала она ставит короткую пластину для задней стены, затем две длинные пластины для боковых и пропускает между ними автомобиль. Выясняется, что по длине и ширине гараж хорош, но он должен быть выше.
Воспитательница предлагает детям самим построить гараж таким, чтобы в него вошла машина, напоминает, что начать постройку нужно с коротких и длинных пластин, а в конце не забыть про крышу и двери.
Дети сооружают постройку и играют с ней. Можно предложить дополнительно сделать забор с воротами (днем автомобили стоят около гаража во дворе); напомнить, что в ворота должен проходить автомобиль, поэтому они тоже делаются высокими.
Постройка моста
Цель - дети узнают, как делать мостовое перекрытие, спуск для машин, какие для этого используются детали (рис. 10).
Рис. 10 Мост.
Материал: раскладываются на столах все имеющиеся кирпичики, короткие и длинные пластины, кубики, призмы; рядом ставятся автомашины.
Предварительно нужно сходить с детьми к ближайшему мосту, разъяснить детям его назначение (мосты строят для пешеходов, для автомашин, для поездов); в крайнем случае наблюдение можно заменить рассматриванием четкого изображения моста на картине.
Ход игры: воспитательница напоминает детям, какой они видели мост, и спрашивает, для чего он делается. Затем она говорит, что сегодня дети будут учиться строить мост через речку. Мост должен быть высокий. Дети рассматривают мост, построенный воспитательницей. Затем педагог показывает, как строить мост. «Чтобы мост был высокий, положите с одной и с другой стороны по два кубика, на кубики — кирпичики, а уже потом накройте их пластинами. Можно сделать мост короткий и длинный, подумайте как».
Прикладывает призмы и спрашивает: «Зачем я положила с обеих сторон призмы? Правильно, чтобы машина могла съезжать с моста. А это дорожка в одну и в другую сторону. Теперь такой же мост сделайте сами. Что будете делать сначала? Мост. А потом спуск с одной и с другой стороны. Начинайте строить».
Дети делают такой же мост, как у воспитательницы; с готовыми постройками они играют.
Постройка горки
Цель - дети учатся делать лесенку, которая нужна для горки и у мостов для пешеходов; учатся украшать горку и мосты (рис. 11).
Рис 11. Горка.
Материал: На столах раскладываются кирпичики, длинные и короткие пластины, кубы и полукубы, призмы, брусочки.
Предшествующая работа: воспитательница обращает внимание детей, на горку, имеющуюся на участке детского сада, на ее устройство. К занятию она сама строит горку в качестве образца.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть, как устроена горка, и вспомнить, у какой постройки они делали такой спуск. «Правильно, у моста». Потом она обращает внимание на перила, объясняет их назначение, говорит, что они делают горку красивой (перила могут быть и у моста).
Затем дети, пользуясь образцом, сами строят горку.