Кочевая цивилизация и динамика жизни эпохи глобализаций
Билет № 5
Технические, технологические тенденции в развитии архитектуры в современном мире.
2. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Культура казахов в Средневековом государстве в XIV-XV вв.
Кочевая цивилизация и динамика жизни эпохи глобализаций.
1.Сегодня развитие общества выдвинуло задачу коренной модернизации методов и средств проектирования. Речь идет об органическом синтезе различных средств и методов. Собственно проектирование новой архитектуры начинается с моделирования объемной формы архитектурной модели объекта [2]. Скульптурность, пластичность и композиционно-художественный простор предполагает выработки глубокой философско-концептуальной основы проектируемого архитектурного образа. Современный уровень развития науки, техники и технологии сделал реальным производство новых эффективных строительных материалов и изделий и практическое решение проблемы создания материалов с заранее заданными оптимальными свойствами. Сегодня в строительстве применяется несколько тысяч наименований различных конструкционных, ограждающих и отделочных материалов и изделий. Эта своеобразная палитра зодчих, ежегодно пополняются десятками новых видов неизвестных прежде искусственных материалов с широким диапазоном необходимых свойств.
В этой связи следует упомянуть, ставшие уже массовыми строительных конструкциях материалы и изделия. Здесь, основное место занимает профильный прокат, выпускаемый промышленностью в виде уголков, швеллеров, двутавров и специальных профилей. Следует сказать, что в современном строительстве все шире применяются стальные канаты. Они изготавливаются из тонких (0,22 – 3 мм) проволок, материалом для которых служит высокопрочная сталь. Выпускаются канаты одинарной, двойной и тройной сбивки. Канат двойной сбивки называется тросом, а тройной сбивки – кабелем. Стальные канаты могут выдерживать огромные нагрузки. В моделировании новой архитектуры занимает листовые стекла. Подразделяются они на оконное, витринное и закаленные стекла. В настоящее время для изготовления стеклопакетов широко применяют оконные стекла толщиной более 3 мм. На рынке строительных материалов Казахстана широкое распространение получили полимерные материалы. Перспективным строительным материалом для архитектуры будущего, несомненно, являются композитные материалы, конструкции и изделия, изготовленные на основе или с применением органических соединений, то есть пластмасс. Такие современные высокоразвитые отрасли производства, как авиа и кораблестроение, автомобильная промышленность и особенно космическая отрасль заказывают материалы и изделия с заданными свойствами, которые необходимы. Очевидной становится разработка новой методики в вопросах формирования будущих архитектурных структур зданий и их проектирования. В качестве возможных путей адаптации застройки к изменяющимся условиям можно выделить следующие принципы: - разработку гибких структур; - преобразование (трансформацию) зданий; - создание архитектуры краткосрочного потребления, не исключая также возможность уничтожения устаревших структур.
2. Образование Монгольской империи в начале XIII в. оказало огромное влияние на исторические судьбы народов и государств Центральной и Средней Азии, Казахстана и Восточной Европы. Монгольское завоевание нарушило сложившиеся в евразийском регионе отношения и взаимосвязи населявших его племен и народов, изменило ход их этнополитического и хозяйственно-культурного развития. Монгольские племена к середине XII в. продвинулись на запад с Орхона и Керулена, оттеснив с территории Монгольского Алтая и верховьев Иртыша найманов и кыпчаков, ассимилируя тюркоязычные группы, заимствуя у тюрков многие элементы материальной культуры, формы хозяйства и быта, кочевые обычаи, породы скота. С этого времени установились границы размещения тюрков и монголов, сохранившиеся до позднего времени. Занятая монголами территория простиралась от Байкала, верховьев Иртыша и Енисея на севере до пустыни Гоби на юге. К весне 1221 г. завоевание Средней Азии монголами было завершено. Военные действия их перешли на территорию Ирана, Афганистана, Северной Индии. Корпус монгольских полководцев Джэбэ и Субэдэя, разбив аланов, кыпчаков и русских на р. Калке и разорив южные окраины русских земель, через земли Казахстана вернулся в 1224 г. в орду Чингисхана на Иртыш. Таким образом, в результате нашествия монголов 1219-1224 гг. Казахстан вошел в состав империи Чингисхана.
Казахстана вошла в состав трех монгольских улусов: большая (степная) часть - в состав улуса Джучи, Южный и Юго-Восточный Казахстан - в улус Чагатая, северо-восточная часть Семиречья — в улус Угэдэя. Улус Джучи занимал обширные земли к западу от Иртыша и охватывал северную часть Семиречья и весь Восточный Дешт-и Кыпчак до Нижнего Поволжья включительно. Улус Чагатая помимо названных земель включал в себя Восточный Туркестан и Мавераннахр. Угэдэй владел Западной Монголией, районами Верхнего Иртыша и Тарбагатая. Чингизиды стремились превратить свои улусы в независимые владения. После смерти Чингисхана, последовавшей в 1227 г., эта тенденция стала нарастать, и империя распалась на несколько независимых государств.
Государственное устройство Золотой Орды следовало образцу, введенному Чингисханом. Государство считалось собственностью ханского рода Джучидов. Для решения важных государственных дел : созывался курултай — общее собрание знати во главе с членами правящей династии. Армией, дипломатическими сношениями с другими государствами ведал беклербек. Во главе дивана, центрального органа исполнительной власти, ведавшего финансами, налогами, внутренней жизнью государства, стоял везир. В города и подчиненные улусы назначались даруги и баскаки, чьей обязанностью был сбор налогов, дани. Наиболее важные должности занимали члены ханской семьи. Крупные нойоны, беки, эмиры, бахадуры являлись военачальниками -темниками, тысячниками, сотниками. В Золотой Орде сложилась улусная система управления и владения завоеванными землями и народами. Ко времени Бату относится деление Улуса Джучи на две части-правое и левое крыло, фактически на две различные государственные единицы. Во главе правого крыла (улуса) стоял сам Бату и его преемники. Во главе левого крыла — старший сын Джучи Орда (Орда-Ичен). В левое крыло входилабольшая часть территории Казахстана. Будучи лишь номинальными вассалами потомков Бату, потомки Орды свели эту зависимость к минимуму. Улусы Бату и Орды делились, в свою очередь, на улусы других сыновей Джучи. Все они были полузависимыми правителями, подчинявшимися верховной власти Золотой Орды. Право на уделы (улусы) имели от рождения все члены правящей династии. Прочие представители монгольской аристократии получили уделы как пожалования за службу хану. Постепенно знать приобретала все больше иммунитетных прав (тарханство), феодальные держания стали носить характер сойургала (наследственного земельного пожалования). С другой стороны, в Золотой Орде сохранялась родоплеменная организация кочевников. Развитие улусной системы вызывало постоянные смуты и усобицы. Первоначально Золотая Орда находилась в подчинении великого монгольского хана. Но к 1260 г. Монгольская империя распалась на фактически независимые улусы. Золотая Орда уже при Берке-хане (1256-1266 гг.), брате Бату, стала самостоятельным государством.
Монгольское нашествие и господство разрушили экономическую основу развития устойчивого хозяйства Семиречья и Южного Казахстана, замедлили и дестабилизировали процессы объединения этих районов, хозяйственного, этнического, культурного их взаимодействия между собой и с прилегающей степью10. Оно вызвало определенный регресс в социально-экономическом строе завоеванных стран, в том числе и в Казахстане. В общественных отношениях закрепились самые отсталые формы, вплоть до рабовладельческого уклада. Монголы не внесли ничего нового в общественные отношения в завоеванных земледельческих странах, в частности в Средней Азии и Южном Казахстане, где феодализм с развитой системой уделов, условных земельных пожалований господствовал уже давно. В степных скотоводческих районах, где феодальные отношения еще находились в стадии становления, монгольское завоевание привело к укреплению и консервации наиболее отсталых форм феодализма, прикрытых оболочкой патриархальных обычаев. Кочевое и полукочевое население покоренных стран вошло в улусы Чингизидов и было поделено на десятки, сотни, тысячи и т. д. с учетом родоплеменной структуры местного населения, что явилось немаловажным фактором, способствовавшим ее закреплению на долгое время.
3. Кочевые цивилизации возникали, вбирая в себя порою весьма значительные земельные, экономические и человеческие ресурсы, затем распадались. И снова возникали под действием экономических и исторических законов, а также фактора времени, через призму которого эти законы проявляли свою силу.
В истории человечества наблюдается взаимодействие, зачастую столкновение между цивилизациями земледельцев и кочевников, когда пересекались два разных вида жестокости — вооруженное насилие кочевников и гражданский эгоизм оседлых. Цивилизация земледельцев — это города, дороги, государственный аппарат, более разнообразное и полноценное питание, крепостные стены, пехота. Цивилизация кочевников — стойбища, тропы, племенная солидарность, невозможность наесться досыта, главным образом белковое питание и животные жиры, бесконечные расстояния, тесное общение с животными, и прежде всего с лошадью. Мирным и относительно процветающим оседлым народам кочевники представляются людьми жестокими, скрытными, бесчеловечными, у них нет веры, они носители мрачных адских культов. В глазах кочевников оседлые безвольны, изнежены, растленны, крайне сластолюбивы, в общем — недостойны тех благ, которыми обладают. Поэтому было бы справедливо, чтобы блага эти перешли в руки более сильного. Мир кочевой культуры столь же целен, сбалансирован, по-своему замкнут, как и любой другой. Он един и многообразен в одно и то же время, о чем свидетельствует этническая мозаика Великой Степи с ее общими чертами, свойственными всем евразийским кочевникам. Эти черты прослеживаются прежде всего в хозяйстве и быте, основанном на бережном отношении к богатствам природы. Условия жизни в степи определяли и быт кочевников Евразии, примером чего служит образ жизни хунну. Их основным достижением было освоение степных пространств Монголии. Ранее Великая Степь, как море, разделяла обитаемые лесостепные полосы: южносибирскую и северокитайскую. Обитатели обеих полос — земледельцы, оседлые скотоводы и лесные охотники — не имели возможностей для передвижения по степи, и степные травы пропадали попусту. Хунну развели достаточное количество лошадей и подъяремных быков, создали кибитку — дом на колесах — и первые занялись кочевым скотоводством. Вместе с тем они применили облавную охоту, которая неизмеримо продуктивнее индивидуальной; им уже в III в. до н. э. была известна соколиная охота.
Жилище их — кибитка на колесах — было удобно. Во-первых, шатер значительно лучше защищает от ветра и мороза, чем промерзающие стены земляного или каменного дома, и, меняя стоянку, всегда можно найти место, обеспеченное топливом. Во-вторых, в жилище на колесах жить более безопасно, так как со всем имуществом можно уехать от врага, что хунну и делали. Кожаная одежда их была прочна, легка и удобна, они питались мясом и молоком, имевшимися в изобилии, ибо стада были огромны. Отсутствие изнурительного труда и постоянные занятия охотой способствовали физическому развитию, частые военные походы закаляли мужество и волю. От «звериного стиля» отличается искусство средневековых кочевников — общее отличие заключается в полной победе в прикладном искусстве собственно орнаментального начала. Орнаментализм нового степного стиля построен на связанности всех деталей орнамента, на передаче в нем какого-то всепроникающего движения, разливающегося по всему предмету. Новым в искусстве раннесредневековых степей является сравнительно частое изображение на утилитарных изделиях человека. Ведь в скифо-сибирском «зверином стиле» антропоморфные мотивы были очень редки н не развиты. Это связано с той органической функциональной связью изображения с предметом, которая имела место в этом древнем степном искусстве. Многотысячекилометровые степные государства, объединявшие сотни народов и этносов, только что потерявших самостоятельность и поэтому полных центробежных стремлений, могли существовать лишь под властью исключительно сильной личности. Поэтому, как правило, они распадались сразу же после смерти «императора». В общем, история образования, развития и захирения монгольской державы характеризуется в целом теми же чертами и событиями, что и остальных степных государств, начиная с Хунну, исянь-бийцев и кончая каганатами VIII-Х вв.
Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений. Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит все возрастающая унификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Основой этой унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д. Конкретным инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог.