Материальная культура

Лекция 10 Русская культура 17 века.

Вопросы: 1. Развитие просвещения и научных знаний.

Книгопечатание.

Развитие научных знаний.

Литература.

Материальная культура.

Зодчество.

17 век в истории русской культуры завершает период Средневековья. Под воздействием социально-экономических изменений начинается процесс разрушения средневекового мировоззрения, где ведущая роль принадлежала религиозным представлениям; начинается процесс «обмирщения искусства»; развиваются демократические явления в городской торгово-посадской среде, где уже в 17 веке многое зависело от личного опыта, энергии и мастерства. Появляются первые признаки нарождающейся светской культуры.

Развитие просвещения и научных знаний.

Хотя основная масса крепостной страны оставалась безграмотной, тем не менее количество грамотных людей в различных слоях населения возрастало:

среди помещиков – 65 %,

среди купечества – 96%,

среди посадских людей (горожан) – 40%,

среди крестьян – 15%.

В 17 веке появляются первые школы:

· 1621 год - лютеранская школа в Немецкой слободе.

· 1640 год – частная школа боярина Ртищева для молодых дворян. Для преподавания в своей школе Ртищев пригласил 30 учёных монахов из Киева, которые обучали школьников греческому, латинскому языку, риторике, философии.

· 1650 год – на средства патриаршего двора организуется школа в Чудовом монастыре.

· 1664 год – первая государственная школа для обучения подъячих.

Начинают появляться и высшие учебные заведения:

· 1654 год – «Школа русских лекарей» при Аптекорьском приказе, где обучение длилось 5-7 лет, а затем студентов отправляли учиться дальше в университеты Англии, Италии, Франции.

· 1687 год – в Москве открывается первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия для подготовки чиновников государственной службы и высшего духовенства.

Образование в 17 веке становится публичным и общедоступным, учиться могли все – от сыновей конюха до родственников патриарха.

Книгопечатание

Не смотря на развитие книгопечатания, рукописные книги пользовались большим спросом. Расширяется производство книг и на заказ, и на продажу. Не только знать и духовенство, но и посадские люди собирали и хранили книги. В середине 17 века была предпринята попытка наладить производство бумаги: в 60-70 годах в Москве действовали две бумажные мельницы, отданные на оброк голландским предпринимателям. Но бумаги не хватало, и её продолжали ввозить из-за границы.

В 17 веке изготовление рукописных книг достигло наивысшего расцвета: переплёты делались из бархата, атласа, кожи; огромного совершенства достигла книжная миниатюра.

Крупным предприятием стал Московский печатный Двор, где работало 165 человек. За первую половину 17 века было издано 200 книг, включая учебники и переводную литературу.

1672 год – в Москве была открыта первая книжная лавка.

Развитие научных знаний.

Научные знания в это время носили прикладной, практический характер; теоритическая сторона оставалась совершенно в неразвитом состоянии.

· Крупным памятником научных знаний 17 века является «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» Онисима Михайлова. Здесь было много практических сведений из геометрии, механики, физики, химии и идей рационалистического подхода:

- состав строительных материалов крепостных сооружений по характеру поднимаемой ударами ядер пыли,

- способы улавливания звуков при подкопах,

- варка селитры, изготовление пороха и т.д.

· В Аптекорьском Приказе накапливались медицинские знания, где работали искусные мастера, обладавшие широкими для того времени познаниями в химии, ботанике, фармацевтика. Здесь обобщался многовековой опыт народной медицины, переводились иностранные лечебники и травники.

· Епифанием Славинским был переведён на русский язык знаменитый труд основоположника научной анатомии Андрея Визалия «О строении человеческого тела».

· В середине 17 века в Россию стали проникать труды, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника строения космоса.

· Большое развитие в это время получили географические знания. Одно только продвижение русских землепроходцев в Сибирь, обследование рек и морских побережий, обогатили географию исключительными открытиями. Были составлены несколько карт Сибири, не сохранившаяся карта всего Русского государства. Экспедиции в Сибирь Дежнёва, Хабарова, в Монголию и Китай Стефания оставили самые подробные и всесторонние описания этих мест.

· Исторические знания. Широкое распространение получили хронографы, которые содержали анализ исторических явлений, попытки осмысления сложных российских событий. Были изданы 4 повести «О начале Москвы», где осмысливалась новая роль Московского государства, историческое значение воссоединения Украины с Россией.

Литература.

17 век – время заката летописного жанра. Появляется литература светского и демократического характера.

1. Демократическая сатира.

«Сказание о куре и лисице», «Служба кабаку», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче» - эти произведения отражали настроения посадской среды, высмеивали лицемерие и стяжательство духовенства и бояр. Безымянные персонажи давали возможность более глубоко характеризовать человеческие пороки, выдвигать на первый план личность, человека, а не его общественное положение.

1. Повести светского характера.

«Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть об Улиянии». Эти произведения с элементами семейных хроник рассказывают об умных простых людях, об их горестях и бедах, о добром и радостном в их жизни.

В литературе начинается процесс «обмирщения» (от слова мир), что свидетельствует о начале кризиса церковного мировоззрения.

Материальная культура.

Развитие материальной культуры в 17 веке связано с развитием ремесленного производства, где произошли значительные изменения: наряду с домашним производством, появляются первые мануфактуры.

· Поднялась на новый уровень технология обработки металлов: литьём изготавливали топоры, сабли, сложные замки, огнестрельное оружие. Особое место занимало сложное колокололитейное дело, в котором русские мастера достигли большого совершенства.

· Поморские плотники умело строили из дерева прочные речные и морские суда, на которых выходили в Северные моря.

· Псков, Новгород, Ярославль стали центрами производства изделий из льна и пеньки.

В это время на мануфактурных предприятиях складываются устойчивые группы высококвалифицированных мастеров. Хотя в ряде случаев производство на предприятиях начиналось с приглашения иностранных мастеров, но русские люди быстро овладевали необходимыми знаниями и мастерством, и впоследствии самостоятельно выполняли сложные технические работы с большим искусством.

Особо нужно сказать об обработке благородных металлов и о развитии ювелирного дела. Производство изделий из золота и серебра было налажено в специальных государственных мастерских – Золотой и Серебренной палатах Оружейного Приказа Московского Кремля. Здесь до сих пор хранятся шедевры технического и художественного мастерства того времени.

В 1508 году в Кремле была создана специальная так называемая Оружейная Палата, где собирались и хранились великокняжеские сокровища: посуда из драгоценных металлов, украшения, одежда из великолепных тканей, дорогое оружие. Затем были созданы так называемые царские мастерские: Оружейная, Царицина, Золотая, Серебряная. Наибольшего расцвета эти мастерские достигла 17 веке, когда ими руководил Богдан Хитрово, талантливый организатор и тонкий ценитель, дослужившийся до звания боярина. Многочисленные иностранные посольства доставляли с Москву роскошные дары. Русские мастера в своих ювелирных изделиях с большой изобретательностью и творческой энергией использовали орнаменты турецких и итальянских тканей, росписи китайского фарфора, мотивы резьбы с немецкой и голландской мебели.

Сейчас Оружейная палата - одна из богатейших мировых сокровищниц, здесь хранятся оружие, экспонаты золотых и серебряных дел, коллекции тканей и царских одежд.

Зодчество

Возрождённая после польско-шведской интервенции Москва нуждалась в украшениях, достойных её славы. Специально был создан государев Приказ Каменных дел, который концентрировал силы опытных мастеров-каменщиков, вызывавшихся из разных городов на службу.

В искусстве оставался синтез 2-ух главных источников:

- византийско-христианского,

- славяно-языческого.

Но каждый из них сильно изменился! Появилось новое – гипертрофия эстетического, преобладание декоративности и фольклорно-сказочного начала. Самые впечатляющие творения имели ансамблевый характер. Ансамблевый принцип организации архитектурных масс в 17 веке – явление универсальное. Архитектура по характеру оставалась национальной и народной.

1) В Кремле были построены дворцы

Теремной, Патриарший и Потешный.

· Теремной дворец 1635-1636 имел пять этажей. Здание дошло до нас в искажённом виде после неумелой переделки 19 века. Это были жилые царские палаты, обильно украшенные резьбой, позолотой, богато убранные – всё это создавало впечатление сказочности.

· Патриарший дворец – здесь жил патриарх с домочадцами.

· Потешный дворец 1652, в нём устраивались потехи и театрализованные представления для царской семьи. Это единственный сохранившийся памятник архитектуры боярского жилья. Он был построен царём Алексеем Михайловичем для своего тестя – боярина Милославского.

Современники писали, что кремлёвские постройки были многокрасочны и разнохарактерны, производили исключительно сильное впечатление.

2) Ростовский Кремль.

Резиденция ростовского митрополита Иона Сысоевича, имеет чисто декоративный характер. Ростовский Кремль небольшой по площади, но в нём много построек: 5 пятиглавых церквей, официальная резиденция митрополита, жилые палаты, грандиозная звонница: 13 колоколов – это целый гигантский музыкальный инструмент.

3) Дворец в селе Коломенском 1667-1668.

Это был летний дворец царя Алексея Михайловича – замечательная светская деревянная постройка, живописная композиция больших и малых срубов, связанных переходами. Дворец насчитывал 270 комнат. Походил на целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, кокошниками, крылечками с витыми колонками, был украшен золочёной резьбой и яркой раскраской - одним словом выглядел сказочным.

4) Церковь Троицы в Никитинках 1634.

Домовая церковь богатейшего купца Григория Никитникова. Декоративность убранства достигает здесь исключительного богатства.

5) Успенская «дивная» церковь в Угличе 1628.

Заказчиками в строительстве церквей всё чаще становятся не высшие светские и духовные феодалы, а представители купечества, поэтому мы наблюдаем процесс «обмирщения» церковного зодчества, что сказалось на появлении декоративности и узорчатости в архитектуре церковных построек.

И.Э.Гробарь: «Подводя итог всему, что сделано Россией в области искусства,

приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих.

Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт,

изобретательность форм, - словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль об исключительной архитектурной одарённости русского народа».

ИТАК:

17 век – это не расцвет древнерусского искусства, а его прощальное и прекрасное догорание. Праздничное, радостное, возвышенное впечатление, которое остаётся от русского искусства 17 века, было далеко от реализма, уже утвердившегося в Европе. Представления о самоценности земного мира, и самого человека утверждаются в русской культуре и русском искусстве не ранее А.С. Пушкина и Александра Иванова, т.е. ближе к середине 19 века.

Наши рекомендации