Культура золотой орды. материальная культура

Любознательные путешественники и богатые купцы, искусные дипломаты и мудрые политики из многих стран приезжали в Орду знакомиться с ее могущественными ханами, собирать сведения о многочисленных народах, населявших это государство, увидеть его большие города с богатыми базарами и пышной восточной архитектурой. Их поражала красота невиданных доселе ханских дворцов и мечетей, медресе и мавзолеев, общественных бань и караван-сараев, других величественных сооружений. Эти сооружения были поистине удивительны: украшенные изразцами белого и голубого цветов, покрытыми стеклянной глазурью, и сусальным золотом. Растительный и геометрический орнамент на них чередовался изящными надписями, передававшими отрывки из Корана и восточной поэзии. Внутренние залы были по-своему изумительны: стены украшались мозаичными и майоликовыми панно с позолотой в чередовании с арабесками, полы устилались также из изразцовых кирпичей различных оттенков. Парадные залы дополнялись комнатами отдыха, ванными комнатами, а во дворе – садами, где били фонтаны.Все это было и об этом надежно свидетельствуют археологические материалы при дополнении сообщениями письменных источников.

____________________________________________________________________________________________________

Сусальное золото –тонкие пленки золота, которые наслаивались на определенные части сооружения и других изделий в целях украшения.

Мозаика – слово французское и означает изображение или узор, выполненный из цветных камней, цветного непрозрачного стекла, керамических плиток и т. д. Представляет собой определенный вид живописи, применяется для украшения внешних и внутренних стен сооружения. Как отмечают специалисты, декоративные качества золотоордынских мозаик были очень высоки.

Майолика – слово итальянское и означает особый вид керамики или изделие из цветной обожженной глины, покрытое глазурью.

Для майолики характерна яркая роспись (в восточной архитектуре – главным образом арабески, т. е. сложный орнамент, основанный на красивом переплетении геометрических и растительных узоров, часто включающий арабскую

культура золотой орды. материальная культура - student2.ru

надпись) под прозрачной глазурью. В золотоордынской майолике преобладали синий и ультрамариновый цвета, немало также изразцов с бирюзовой поливой и черной подглазурной росписью. Орнамент отличался особым изяществом, легкостью восприятия.

Глазурь – слово немецкое и означает стекловидное защитно-декоративное покрытие на керамике (на строительной керамике и на глиняной посуде), закрепленное обжигом. Глазурь наносится на поверхность изделия, украшенную разноцветным растительным и геометрическим орнаментом, арабской надписью.

Панно – слово французское и означает в данном случае обрамленную часть стены или потолка, которая заполнялась каким-либо изображением или орнаментом.

____________________________________________________________________________________________________

Остатки материальной культуры свидетельствуют о поистине высоком уровне развития ремесла и искусства в золотоордынских городах: строительства и архитектуры, ювелирного искусства, черной и цветной металлургии, кожевенного, гончарного, косторезного производства, стеклоделия, резьбы по камню и т.д. Обо всем этом свидетельствует огромное число археологического материала, собранного упомянутым выше А.В.Терещенко в 1830 – 1840-х годах и всеми последующими исследователями.

культура золотой орды. материальная культура - student2.ru

Вот только несколько находок из развалин Сарая-Берке: остатки больших нарядных масляных ламп и сосудов в виде графина или вазы из толстого, почти бесцветного стекла приятного фона, с художественно выполненной многокрасочной росписью синего, красного, белого, желтого, фисташкового цветов, с растительным орнаментом и арабскими надписями, которые, по мнению А.Ю.Якубовского, делались по индивидуальному заказу того или иного высокопоставленного лица; дверная бронзовая кольцевая ручка художественной работы, служившая одновременно дверным замком (кольцом стучали о бронзовую основу ручки), довольно широко распространенная на Востоке; бронзовый мангал для горячих угольев, служивший для согревания рук и ног в холодные зимние вечера; большой золотой сосуд в форме глубокой чаши с двумя вертикальными ручками в виде фантастических зверей с телом рыбы и головой дракона; сабля самого Узбек-хана с золотой надписью на рукояти. Это всего несколько наиболее примечательных находок, не говоря уже о различных бронзовых светильниках, железных боевых инкрустированных топорах, железном позолоченном шлеме, серебряных и чугунных, также инкрустированных пайцзах с надписями на арабской графике.

____________________________________________________________________________________________________

Инкрустация – слово латинское и означает украшение изделий узорами из металла, дерева, керамики, перламутра и т.д. Эти узоры врезываются в поверхность изделия и отличаются от него по цвету и материалу. В случае золотоордынского боевого топора – это инкрустация серебром по железу.

____________________________________________________________________________________________________

Золотой сосуд. XIV век

культура золотой орды. материальная культура - student2.ru Естественно, не все вещи, найденные в золотоордынских городах, являются продуктами местного, татарско-кипчакского (для XIII века частично и монгольского) производства. Есть среди них и привозные, например, из среднеазиатских, булгарских и русских городов,- даже из далеких Египта и Сирии. Но преобладающая масса находок – это собственно золотоордынские, изготовленные своими мастерами. Как справедливо отметили авторы большой монографии под названием «Золотая Орда и ее падение», опубликованной еще в 1950 году в издательстве Академии наук СССР, золотоордынское искусство в период своего расцвета «имело своих мастеров, художников и свои собственные школы».

Высшего уровня развития достигла в Улусе Джучи мозаичная и майоликовая монументальная архитектура, конечно, не без определённого влияния мусульманского культового зодчества Средней Азии, Закавказья (Азербайджана) и сельджукской Малой Азии. Величественные ханские дворцы, соборные мечети с высокими минаретами и с прилегающими медресе, большие мавзолеи, многокомнатные дворцы знати – и это далеко не полный перечень памятников XIII – XIV веков, раскопанных археологами или частично дошедших до наших дней.

культура золотой орды. материальная культура - student2.ru

Найденные золотые и серебряные, богато орнаментированные сосуды (кубки, чаши, кувшины), медальоны, ожерелья, браслеты, перстни и другие изящные вещи, в изготовлении которых применяли гравировку, скань, зернь, филигрань и другие формы высочайшей ювелирной техники, - свидетельствуют о высоком уровне развития ювелирного искусства. Ручки золотых и серебряных сосудов нередко изображались в форме дельфинов и драконов, характерных для восточной художественной философии.

культура золотой орды. материальная культура - student2.ru культура золотой орды. материальная культура - student2.ru

В целом изделия золотых и серебряных дел мастеров золотоордынской Евразии отвечали мировым стандартам ювелирного искусства развитого средневековья.

Немалый интерес как предметы украшения и быта и как произведения искусства представляют собой круглые металлические зеркала. Их обратные стороны имели рельефные, так называемые зооморфные, украшения в виде изображений рыб и различных животных, притом они нарисованы бегущими по кольцу. Помимо «звериного стиля», в изготовлении зеркал успешно применялись геометрический и растительный узоры, среди последних особенно лилии и тюльпаны. Золотоордынские зеркала, являясь продуктом городского ремесленного производства, поставлялись и в степь.

То же самое можно сказать и о богато орнаментированных костяных накладках на колчаны для стрел. Они, подобно зеркалам, в изобилии встречаются как в кочевнических погребениях в южной степной зоне, так и в культурных слоях городов. В этих больших пластинках много роскоши и средневекового великолепия. Для них обычно характерен так называемый «жемчужный» орнамент, нередко в сочетании с изображениями различных животных, например, оленей, барсов, сказочных драконов; некоторые колчаны покрывались даже золотой фольгой.

Невозможно не рассказать, хотя бы кратко, о таком массовом археологическом материале золотоордынских городов и селений, как керамика в виде глиняных сосудов и их обломков. Помимо простой красноглиняной посуды, широкое распространение получила изразцовая керамика с блестящей толстой поливой и подглазурными тонкими узорами в виде различных цветов, сплетений геометрических фигур, птиц и зверей, других изображений. Эти прекрасные пиалы в своем художественном оформлении отражают ту же богатейшую философию искусства, которая представлена в майоликовой и мозаичной архитектуре. В Золотой Орде, несмотря на определенные заимствования из Средней Азии, Ирана и Закавказья, выработался свой яркий стиль высокохудожественной керамики (по определению Г.А.Федорова-Давыдова). Этот стиль проявляется в технике изготовления (гравировка), в особом виде росписи, объединяющем всю поверхность сосуда, в яркости рисунка под глубокой глазурью, создающей эффект освещенности изнутри, в расширении орнаментальных зон, в применении особо яркого цветового элемента и т. д. О том, что эта керамика не была привозной, а изготовлялась в самих золотоордынских городах, надежно свидетельствуют исследованные в обоих Сараях и некоторых других ремесленных центрах мастерские по производству поливной изразцовой керамики с остатками полуфабрикатов, заготовок, бракованных экземпляров.

В золотоордынских городах, возникших как центры ремесла и торговли, чеканились и монеты. Это были в основном серебряные джучидские диргемы и, частично, особенно в XIII веке, медные пулы. Центрами чекана монет являлись 32 города, среди них четыре на территории бывшей Волжской Булгарии. Ходили в обороте и золотые динары потанских султанов Индии XIV века. Монеты дошли до нас в виде кладов, зарытых в землю. К сегодняшнему дню известно более 350 кладов монет или смешанных кладов монет и вещей (ювелирных изделий), выявленных на обширной территории бывшей Золотой Орды, частично в районах, приграничных с Северным Ираном и Восточной Румынией и, конечно, на Руси, подчиненной Орде. Это большая цифра, если учесть, что основная часть кладов состоит из нескольких сот тысяч, некоторые даже из нескольких десятков тысяч монет. Кроме них известно более 300 нумизматических объектов под названием «находки» – так они были зафиксированы еще в прошлом веке при их поступлении в различные музеи, хотя значительное число этих находок состоит из десятков, порой даже из сотен диргемов.

культура золотой орды. материальная культура - student2.ru

Все эти клады и находки являются лишь случайно выявленными объектами. Более того, в свое время огромная их масса попала в руки неизвестных коллекционеров и была утеряна для науки. А сколько их еще лежит в недрах земли, ожидая случайной встречи с лопатой археолога, с ковшом экскаватора или ножом бульдозера на земляных работах. Такие случайности время от времени встречаются и в наши дни. Еще в 1954 году в Тетюшском районе Республики Татарстан был найден крупный клад из 20 золотых и более 20 тысяч серебряных монет. А вот в 1986 году в соседнем Апастовском районе случайно были обнаружены два весьма ценных клада, один из которых состоял более чем из 25 тысяч серебряных диргемов. К настоящему времени это самый большой клад золотоордынских монет, чеканенных (определение Г.А.Федорова-Давыдова) в 80-х годах XIV века от имени хана Тохтамыша в двух Сараях, а также в Азаке, Орде, Хорезме, Крыму (Старом и Новом), Хад-житархане, Сарайчике, Маджаре.

В целом же кратко перечисленные выше виды материальной культуры и декоративно-прикладного искусства Золотой Орды XIII – XIV веков свидетельствуют о высоком уровне жизни и художественно-эстетических запросах ее населения.

Наши рекомендации