Изучение и анализ исходных данных
ПРОЕКТ НОВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЛИНИИ
Методические указания
к выполнению контрольной и расчетно-графической работы
по дисциплине«Основы проектирования железных дорог»
для студентов специальности 190701
«Организация перевозок и управление на транспорте
(железнодорожный транспорт)»
очной и заочной форм обучения
Составители: Н.И. Васичкин
Л.И. Матюшкова
С.А. Галанский
|
УДК 625.11
Проект новой железнодорожной линии : методические указания к выполнению контрольной и расчетно-графической работы по дисциплине «Основы проектирования железных дорог» для студентов специальности 190701«Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)» / составители : Н.И. Васичкин, Л.И. Матюшкова, С.А. Галанский. – Самара : СамГАПС, 2006. – 16 с.
Утверждены на заседании кафедры ПСЖД 12 декабря 2006 г., протокол № 12.
Печатаются по решению редакционно-издательского совета академии.
Приведены методические указания по выполнению контрольной и расчетно-графической работы по дисциплине «Основы проектирования железных дорог». Они содержат основные требования и рекомендации по проектированию новых железнодорожных линий, а также рассмотрены вопросы выбора вариантов направления линии, трассирования участка железной дороги с размещением раздельных пунктов и водопропускных сооружений.
Предназначены для студентов очной и заочной форм обучения.
Составители: Николай Ильич Васичкин
Любовь Ивановна Матюшкова
Сергей Анатольевич Галанский
Рецензенты: начальник службы гражданских сооружений Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО РЖД Сочнев Ю.А.;
к.т.н., профессор, зав. кафедрой «БЖД» СамГАПС Анфилофьев Б.А.
Под редакцией составителей.
Подписано в печать 21.12.2006. Формат 60х90 1/16.
Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. п.л. 1,0.
Тираж 100 экз. Заказ №246.
|
Общие положения
Проектирование железных дорог является важнейшей народнохозяйственной задачей, обязывающей принимать решения, обеспечивающие разумную экономию капитальных и эксплуатационных затрат при минимальных сроках строительства. Поэтому студенты должны научиться не только грамотному проектированию, но и выбору оптимальных проектных решений. Все решения, принимаемые в проекте, должны быть технически и экономически обоснованы. Студент может предлагать различные решения той или иной задачи, помня, что за правильность и глубину разработки, точность расчетных и графических работ несет ответственность исполнитель проекта.
Проект участка новой железной дороги – один из наиболее трудоемких. К тому же он требует определенной последовательности разработки отдельных разделов, которые тесно связаны между собой и представляют комплексную проектную задачу, требующую обоснованного решения.
Курсовой проект выполняется в основном применительно к первой стадии проектирования – разработке технического проекта.
В настоящие методические указания включены следующие основные вопросы:
а) выбор вариантов направления линии и значений руководящего уклона;
б) трассирование участка железной дороги с размещением раздельных пунктов;
в) расчет стока воды, выбор типов и отверстий водопропускных сооружений.
В связи с тем, что студенты испытывают недостаток в нормативной и справочной литературе по расчету стока воды с малых бассейнов, в методических указаниях более подробно освещаются эти вопросы и приводятся справочные данные из специальных литературных источников.
Прежде чем приступить к проектированию участка новой железной дороги, необходимо изучить соответствующие разделы учебника [1, том 1: гл. 1, § 5; гл. 4-6].
Изучение и анализ исходных данных
Исходными данными для выполнения проекта являются:
а) учебная карта (масштаб 1:25000 или 1:50000 с сечением горизонталей через 5 или 10 м);
б) задание на проектирование, которое выдается студенту отдельно.
Задание содержит основные данные по району проектирования, включая планируемые расчетные размеры перевозок (на 5-й и 10-й годы эксплуатации), вид тяги и расчетный тип локомотива, расчетную пропускную способность участка, пункт примыкания к общей сети ж.д. и направление на пункт Б, на которое должны выйти варианты проектируемой дороги. В задании также приводятся некоторые климатические и геологические данные для расчета стока поверхностных вод.
По характеру и размерам перевозок (на расчетные сроки) определяется основное назначение линии и выбирается категория дороги по нормам проектирования [3].
Затем изучаются климатические, инженерно-геологические, гидрографические и топографические условия района проектирования.
Климатические условия определяются по специальной литературе для заданного района проектирования [4]. При этом необходимо обратить внимание на абсолютные минимальную и максимальную температуры наружного воздуха, атмосферные осадки, толщину снежного покрова и дату его разрушения, глубину промерзания грунтов, направление и скорость ветра.
При изучении инженерно-геологических условий района проектирования необходимо обратить внимание на наличие и простирание заболоченных участков, вечномерзлых и просадочных (лессовых) грунтов, оползневых косогоров, карстов, осыпей, оврагов и т.п.
При анализе рельефа местности рекомендуется выявить отметки возвышенностей, урезов воды, селей, колебание отметок рельефа и максимальную крутизну склонов между станцией примыкания А и направлением на пункт Б. Здесь необходимо обратить внимание на попутные долины и водоразделы, на наличие контурных препятствий (озер, излучин рек, обрывистых берегов, заповедников, населенных пунктов и т.п.).
При изучении гидрографических условий устанавливаются направление течения рек и их притоков, направление стока воды с рассматриваемого участка, наиболее целесообразные места мостовых переходов. При этом выделяются (если имеются на данной карте) главный водораздел, разделяющий основные речные системы, и водоразделы 1-го и 2-го порядка, отделяющие бассейны реки от ее притоков или последние друг от друга.
Для лучшего ориентирования и наглядности на карте рекомендуется основные водоразделы отметить линией коричневого цвета, а реки, ручьи, озера, болота - синим цветом.
В результате исследования учебной карты дается общая оценка сложности рельефа (равнинный, холмистый, горный и т.д.).
3. Выбор вариантов направления линии и значений руководящих уклонов
3.1. Назначение возможных вариантов направления линии