Жан Батист Симеон Шарден. Трубки и кувшин. I 766 г. Лувр, Париж

30-е гг.; «Трубки и кувшин», 1766 г.), составляя из них строгую и ясную композицию. Краски художника или яркие, или приглушённые, на манер рококо; мазки то приближают масля­ную живопись к прозрачной тонко­сти акварели, то вызывают в памяти картины великого фламандца Рубен­са — так они сочны и энергичны. Каждый предмет воспринимается как нечто живое. Полотна Шардена на­поминают, что кроме французского названия жанра nature morte («мёрт­вая природа») существуют ещё анг­лийское и немецкое — still life, Stilleben («тихая жизнь»),

В «Натюрморте с атрибутами искусств» (1766 г.) собраны принад­лежности живописца эпохи Просве­щения: палитра с кистями, бумага, измерительные приборы, книги

ЛУВРСКИЙ МУЗЕЙ В ПАРИЖЕ

Парижский Лувр носит имя средне­векового замка, построенного в на­чале XIII в. Позднее он стал королев­ской резиденцией. В середине XVI в. король Франциск I (1515—1547 гг.) приказал снести обветшавшую кре­пость. На её месте началось строи­тельство дворца, продолжавшееся несколько столетий (архитекторы Пьер Леско, Клод Перро и др.). Последняя перестройка произошла в 1986—1988 гг.: был возведён ве­стибюль в виде стеклянной пирамиды (архитектор Иео Минг Пей). Ныне Лувр представляет собой сложный комплекс сооружений разных стилей и эпох — от Возрож­дения до Нового времени.

С первых лет истории Лувра здесь хранились произведения ис­кусства. Франциск I перевёз сюда из загородной резиденции — замка Фонтенбло — коллекцию живописи: лучшие творения Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» и «Джоконда», доставшиеся ему после смерти мас­тера, четыре полотна Рафаэля и другие картины. Генрих IV (1589— 1610 гг.) поселил в нижних этажах Лувра художников и ремесленников, обслуживавших двор. А с 1655 г. в его стенах жили и работали члены Королевской академии живописи и скульптуры. В 70-х гг. XVII в., при Людовике XIV, в собрание вошли картины, принадлежавшие кардина­лу Мазарини, и остатки великолеп­ной коллекции английского короля Карла I, казнённого во время рево­люции XVII в. В их числе были про­изведения итальянских живописцев эпохи Возрождения и XVII в.

С 1682 г. резиденцией француз­ских королей стал загородный дво­рец Версаль, туда же переместились королевские коллекции, которые в XVIII в. пополнились картинами фламандской и голландской школ. В Лувре с 1725 г. начали устраивать периодические выставки работ французских живописцев и скульпторов — так называемые Салоны. В 1750—1779 гг. часть королевских художественных собраний была вы­ставлена для публики в Люксем­бургском дворце в Париже.

Требование «раскрыть все богат­ства искусства перед животворным оком народа» (слова художника Жака Луи Давида) было выполнено лишь во время Великой Француз­ской революции. В Лувр были све­зены сокровища Версаля и произве­дения искусства, конфискованные у Церкви и аристократов, в частности «Мадонна канцлера Роллена» кисти нидерландского живописца Яна ван Эйка и статуи рабов, созданные Микеланджело. Организованный здесь Центральный музей искусств принял первых посетителей в 1793 г. В начале XIX в. возник Музей фран­цузских памятников, куда попали статуи из разорённых революционе­рами храмов. Позднее на его осно­ве образовался луврский Отдел скульптуры.

Наполеон Бонапарт вознаме­рился сделать Лувр всемирным му­зеем. По примеру древнеримских завоевателей он вывозил художест­венные ценности из завоёванных стран. В 1798-—1815 гг. в Лувр поступило более пяти тысяч па­мятников искусства из Италии, Ни­дерландов, Германии, Австрии. Большинство этих трофеев при­шлось вернуть после падения импе­рии Наполеона.

В 1801 г. Лувр передал часть картин в провинциальные музеи Франции. Зато из Люксембургско­го дворца поступил живописный цикл фламандского художника Пи­тера Пауэла Рубенса «История Ма­рии Медичи».

XIX в. был «эпохой великих ар­хеологических открытий». Тогда в Лувре появились античные статуи «Афродита Милосская», «Ника Са­мофракийская» и одно из лучших в Европе собраний искусства Древ­него Востока.

В XIX—XX вв. коллекционеры пожертвовали музею шедевры голландских, испанских, французских живописцев: Франса Халса и Яна Вермера, Диего Риберы и Франсиско Сурбарана, Антуана Ватто и Жана Франсуа Милле. Из ста семи картин импрессионистов, посту­пивших в Лувр в 1948 г., сто были куплены на частные или обществен­ные средства.

В начале XX в. в собрание Лув­ра вошли хранившиеся в Люксем­бургском музее полотна француз­ских мастеров: Давида, Теодора Жерико, Эжена Делакруа и др.

Современный Лувр — это гран­диозное собрание, насчитывающее свыше двухсот пятидесяти тысяч экспонатов. В музее несколько отде­лов: египетских древностей, Древне­го Востока, искусства Древней Гре­ции, Рима и этрусков. В 1954 г. при нём создан Отдел христианских древностей, где хранятся византий­ские, древнерусские и другие куль­товые памятники. В Отделе скульп­туры представлены произведения западноевропейских мастеров XII— XIX вв. Удобное освещение различ­ной яркости позволяет зрителю изу­чить пластику скульптур лучше, чем при солнечном свете. Собрание От­дела декоративно-прикладного ис­кусства включает работы от Сред­них веков до второй половины XIX в. Все эти коллекции занимают первый этаж и часть второго этажа музея.

Отделы живописи и рисунка находятся на втором и третьем эта­жах. Особенно полно представлены французские художники XIV— XIX вв. и итальянские живописцы XIII—XVII вв. В коллекциях произве­дений мастеров других европейских стран немало признанных шедев­ров: например, «Автопортрет» Альб­рехта Дюрера, «Кермесса» Рубенса, «Кружевница» Вермера. Экспози­ции организованы по хронологи­ческому принципу, однако частные собрания показаны целиком.

Отдельная экспозиция расска­зывает об истории Лувра. Музей об­ладает уникальной библиотекой в восемьдесят тысяч томов.

ЖАН БАТИСТ ГРЁЗ

(1725—1805)

Жан Батист Грёз наиболее последо­вательно использовал искусство как средство нравственного воспита­ния человека. Все жанровые компо­зиции художника не без основания кажутся современному зрителю скучными, нарочитыми в своей на­зидательности, а его живопись — суховатой. В известных работах «Паралитик» (1763 г.), «Балован­ное дитя» (1765 г.), «Посещение

Жан Батист Симеон Шарден. Трубки и кувшин. I 766 г. Лувр, Париж - student2.ru

Наши рекомендации