Архитектура PowerScale

В современных системах SMP наиболее актуальным вопросом разработки является создание высокопроизводительной подсистемы памяти для обеспечения высокоскоростных RISC-процессоров данными и командами. Общее решение этой проблемы заключается в использовании большой высокоскоростной кэш-памяти, т.е. в создании иерархии памяти между процессорами и разделяемой глобальной памятью. Архитектура PowerScale предлагает новый подход к решению вопросов традиционного узкого горла, ограничивающего производительность SMP-систем, а именно, новую организацию управления кэш-памятью и доступа к памяти.

При моделировании прикладных систем, для работы которых необходимо манипулирование огромными объемами данных и разделения доступа к этим данным между многими пользователями или программами, на системах SMP, были замечены два особых эффекта:

  • Из-за малой вероятности нахождения соответствующих данных в кэш-памяти возникает весьма интенсивный трафик между системной памятью и кэшами ЦП.
  • В традиционной SMP-системе по умолчанию одна из задач планировщика заключается в том, чтобы запустить следующий разрешенный для выполнения процесс на первом же процессоре, который становится свободным. Поэтому по мере того, как увеличивается число процессоров и процессов, вероятность перемещения процессов с одного процессора на другой, также увеличивается. Эта побочная миграция процессов приводит к существенному увеличению уровня трафика между кэшами ЦП. Поэтому ключевым вопросом обеспечения высокой системной производительности становится физическая реализация когерентности кэш-памяти.

В традиционной SMP-архитектуре связи между кэшами ЦП и глобальной памятью реализуются с помощью общей шины памяти, разделяемой между различными процессорами. Как правило, эта шина становится слабым местом конструкции системы и стремится к насыщению при увеличении числа инсталлированных процессоров. Это происходит потому, что увеличивается трафик пересылок между кэшами и памятью, а также между кэшами разных процессоров, которые конкурируют между собой за пропускную способность шины памяти.

В архитектуре PowerScale компании Bull интерфейс памяти реализован с учетом указанного выше профиля приложений и рассчитан на использование нескольких поколений процессоров со все возрастающей производительностью. В действительности архитектура PowerScale с самого начала была разработана в расчете на поддержку до 8 процессоров PowerPC 620.

В архитектуре PowerScale основным средством оптимизации доступа к разделяемой основной памяти является использование достаточно сложной системной шины. В действительности эта "шина" представляет собой комбинацию шины адреса/управления, реализованной классическим способом, и набора магистралей данных, которые соединяются между собой посредством высокоскоростного матричного коммутатора. Эта система межсоединений получила название MPB_SysBus. Шина памяти используется только для пересылки простых адресных тегов, а неблокируемый матричный коммутатор - для обеспечения более интенсивного трафика данных. К матричному коммутатору могут быть подсоединены до 4 двухпроцессорных портов, порт ввода/вывода и подсистема памяти.

Главным преимуществом такого подхода является то, что он позволяет каждому процессору иметь прямой доступ к подсистеме памяти. Другим важным свойством реализации является использование расслоения памяти, что позволяет многим процессорам обращаться к памяти одновременно.

Ниже приведена схема, иллюстрирующая общую организацию доступа к памяти. Каждый процессорный модуль имеет свой собственный выделенный порт памяти для пересылки данных. При этом общая шина адреса и управления гарантирует, что на уровне системы все адреса являются когерентными.

В системе используются большие кэши второго уровня (L2), дополняющие кэши первого уровня (L1), интегрированные в процессорах PowerPC. Это позволяет оптимизировать уровень миграции процессов между процессорами и увеличивает общую пропускную способность системы. Очевидно, что всегда полезно выполнять процесс на одном и том же процессоре и иметь более высокий коэффициент попаданий в кэш, чем при выполнении процесса на следующем доступном процессоре. Используя алгоритмы, базирующиеся на средствах ядра системы, можно определить наиболее подходящее использование пула процессоров с учетом текущего коэффициента попаданий в кэш.

Модель памяти

Процессор PowerPC определяет слабо упорядоченную модель памяти, которая позволяет оптимизировать использование пропускной способности памяти системы. Это достигается за счет того, что аппаратуре разрешается переупорядочивать операции загрузки и записи так, что требующие длительного времени операции загрузки могут выполняться ранее определенных операций записи. Такой подход позволяет уменьшить действительную задержку операций загрузки. Архитектура PowerScale полностью поддерживает эту модель памяти как на уровне процессора за счет набора команд PowerPC, так и глобально путем реализации следующих ограничений:

  • Обращения к глобальным переменным синхронизации выполняются строго последовательно.
  • Никакое обращение к переменной синхронизации не выдается процессором до завершения выполнения всех обращений к глобальным данным.
  • Никакие обращения к глобальным данным не выдаются процессором до завершения выполнения предыдущих обращений к переменной синхронизации.

Для обеспечения подобной модели упорядоченных обращений к памяти на уровне каждого процессора системы используются определенная аппаратная поддержка и явные команды синхронизации. Кроме того, на системном уровне соблюдение необходимых протоколов для обеспечения упорядочивания обращений между процессорами или между процессорами и подсистемой ввода/вывода возложено на программное обеспечение.

Подсистема памяти

С реализацией архитектуры глобальной памяти в мультипроцессорной системе обычно связан очень важный вопрос. Как объединить преимущества "логически" локальной для каждого процессора памяти, имеющей малую задержку доступа, с требованиями реализации разделяемой глобальной памяти?

Компания Bull разработала патентованную архитектуру, в которой массив памяти полностью расслоен до уровня длины строки системного кэша (32 байта). Такая организация обеспечивает минимум конфликтов между процессорами при работе подсистемы памяти и гарантирует минимальную задержку. Требование реализации глобальной памяти обеспечивается тем, что массив памяти для программных средств всегда представляется непрерывным.

Предложенная конструкция решает также проблему, часто возникающую в других системах, в которых использование методов расслоения для организации последовательного доступа к различным областям памяти возможно только, если платы памяти устанавливаются сбалансировано. Этот, кажущийся тривиальным, вопрос может приводить к излишним закупкам дополнительных ресурсов и связан исключительно с возможностями конструкции системы. PowerScale позволяет обойти эту проблему.

Архитектура PowerScale автоматически оптимизирует степень расслоения памяти в зависимости от того, какие платы памяти инсталлированы в системе. В зависимости от конкретной конфигурации она будет использовать низкую или высокую степень расслоения или их комбинацию. Все это полностью прозрачно для программного обеспечения и, что более важно, для пользователя.

Архитектура матричного коммутатора

Архитектура коммутатора реализована с помощью аппаратной сети, которая осуществляет индивидуальные соединения типа точка-точка процессора с процессором, процессора с основной памятью и процессора с магистралью данных ввода/вывода. Эта сеть работает совместно с разделяемой адресной шиной. Такой сбалансированный подход позволяет использовать лучшие свойства каждого из этих методов организации соединений.

Разделяемая адресная шина упрощает реализацию наблюдения (snooping) за адресами, которое необходимо для аппаратной поддержки когерентности памяти. Адресные транзакции конвейеризованы, выполняются асинхронно (расщеплено) по отношению к пересылкам данных и требуют относительно небольшой полосы пропускания, гарантируя, что этот ресурс никогда не войдет в состояние насыщения.

Организация пересылок данных требует больше внимания, поскольку уровень трафика и время занятости ресурсов физического межсоединения здесь существенно выше, чем это требуется для пересылки адресной информации. Операция пересылки адреса представляет собой одиночную пересылку, в то время как операция пересылки данных должна удовлетворять требованию многобайтной пересылки в соответствии с размером строки кэша ЦП. При реализации отдельных магистралей данных появляется ряд дополнительных возможностей, которые обеспечивают:

  • максимальную скорость передачи данных посредством соединений точка-точка на более высоких тактовых частотах;
  • параллельную пересылку данных посредством организации выделенного пути для каждого соединения;
  • разделение адресных транзакций и транзакций данных. Поэтому архитектуру PowerScale компании Bull можно назвать многопотоковой аппаратной архитектурой (multi-threaded hardware architecture) с возможностями параллельных операций.

ССA2 - сдвоенный контроллер адресов кэш-памяти; CCD2 - сдвоенный контроллер

данных кэш-памяти; IOD - дочерняя плата ввода/вывода; DCB - матричный коммутатор данных; SMC - контроллер системной памяти .

Параметры производительности

Вслед за установочной фазой транзакции (например, после установки адреса на адресной шине) данные могут пересылаться через коммутатор на полной скорости синхронизации. Это возможно благодаря организации соединению точка-точка, которое создается для каждой отдельной транзакции. Поэтому в дальнейшем какие-либо помехи отсутствуют. Возможно также выполнять параллельно несколько операций, например, множественный доступ к памяти или пересылки между кэшами.

Для того чтобы уменьшить задержку памяти, операции чтения начинаются до выполнения каких-либо действий по обеспечению глобальной когерентности на уровне системы. Ответы когерентности полностью синхронизированы, разрешаются за фиксированное время и поступают всегда прежде, чем будет захвачен разделяемый ресурс - шина памяти. Это помогает избежать ненужных захватов шины. Любые транзакции, которые не разрешаются когерентно за данное фиксированное время, позднее будут повторены системой.

Используемая в системе внутренняя частота синхронизации равна 75 МГц, что позволяет оценить уровень производительности разработанной архитектуры. Интерфейс физической памяти имеет ширину 32 байта и, учитывая арбитраж шины, позволяет пересылать 32 байта каждые 3 такта синхронизации. Это дает скорость передачи данных 800 Мбайт/с, поддерживаемую на уровне интерфейса памяти. Каждый порт ЦП имеет ширину 8 байт и способен передавать по 8 байт за такт, т.е. со скоростью 600 Мбайт/с. Следует отметить, что это скорость, достигаемая как при пересылке ЦП-память, так и при пересылке кэш-кэш. Скорость 800 Мбайт/с для памяти поддерживается с помощью буферов в коммутаторе, которые позволяют конвейеризовать несколько операций.

Пропускная способность может достигать пикового значения 1400 Мбайт/с. Таким образом, максимальная пропускная способность будет варьироваться в диапазоне от 800 до 1400 Мбайт/с в зависимости от коэффициента попаданий кэш-памяти.

Когерентность кэш-памяти

Проблема когерентности памяти в мультипроцессорной системе возникает из-за того, что значение элемента данных, хранящееся в кэш-памяти разных процессоров, доступно этим процессорам только через их индивидуальные кэши. При этом определенные операции одного из процессоров могут влиять на достоверность данных, хранящихся в кэшах других процессоров. Поэтому в подобных системах жизненно необходим механизм обеспечения когерентного (согласованного) состояния кэшей. С этой целью в архитектуре PowerScale используется стратегия обратной записи, реализованная следующим образом.

Каждый процессор для своей работы использует двухуровневый кэш со свойствами охвата. Это означает, что кроме внутреннего кэша первого уровня (кэша L1), встроенного в каждый процессор PowerPC, имеется связанный с ним кэш второго уровня (кэш L2). При этом каждая строка в кэше L1 имеется также и в кэше L2. В настоящее время объем кэша L2 составляет 1 Мбайт на каждый процессор, а в будущих реализациях предполагается его расширение до 4 Мбайт. Сама по себе кэш-память второго уровня позволяет существенно уменьшить число обращений к памяти и увеличить степень локализации данных. Для повышения быстродействия кэш L2 построен на принципах прямого отображения. Длина строки равна 32 байт (размеру когерентной гранулированности системы). Следует отметить, что, хотя с точки зрения физической реализации процессора PowerPC, 32 байта составляют только половину строки кэша L1, это не меняет протокол когерентности, который управляет операциями кэша L1 и гарантирует что кэш L2 всегда содержит данные кэша L1.

Кэш L2 имеет внешний набор тегов. Таким образом, любая активность механизма наблюдения за когерентным состоянием кэш-памяти может быть связана с кэшем второго уровня, в то время как большинство обращений со стороны процессора могут обрабатываться первичным кэшем. Если механизм наблюдения обнаруживает попадание в кэш второго уровня, то он должен выполнить арбитраж за первичный кэш, чтобы обновить состояние и возможно найти данные, что обычно будет приводить к приостановке процессора. Поэтому глобальная память может работать на уровне тегов кэша L2, что позволяет существенно ограничить количество операций наблюдения, генерируемых системой в направлении данного процессора. Это, в свою очередь, существенно увеличивает производительность системы, поскольку любая операция наблюдения в направлении процессора сама по себе может приводить к приостановке его работы.

Вторичная когерентность кэш-памяти

Вторичная когерентность кэш-памяти требуется для поддержки когерентности кэшей L1&L2 различных процессорных узлов, т.е. для обеспечения когерентного состояния всех имеющихся в мультипроцессорной системе распределенных кэшей (естественно включая поддержку когерентной буферизации ввода/вывода как по чтению, так и по записи).

Вторичная когерентность обеспечивается с помощью проверки каждой транзакции, возникающей на шине MPB_SysBus. Такая проверка позволяет обнаружить, что запрашиваемая по шине строка уже кэширована в процессорном узле, и обеспечивает выполнение необходимых операций. Это делается с помощью тегов кэша L2 и логически поддерживается тем фактом, что L1 является подмножеством L2.

Физическая реализация архитектуры

Многопроцессорная материнская плата, которая используется также в качестве монтажной панели для установки модулей ЦП, модулей основной памяти и одной платы в/в (IOD).

Каждый модуль ЦП, построенный на базе PowerPC 601/604, включает два микропроцессора и связанные с ними кэши. Имеется возможность модернизации системы, построенной на базе процессоров 601, путем установки модулей ЦП с процессорами 604. Смешанные конфигурации 601/604 не поддерживаются.

Дочерняя плата ввода/вывода (IOD) работает в качестве моста между шинами MCA и комплексом ЦП и памяти. Поддерживаются 2 канала MCA со скоростью передачи 160 Мбайт/с каждый. Хотя поставляемая сегодня подсистема в/в базируется на технологии MCA, это не является принципиальным элементом архитектуры PowerScale. В настоящее время проводятся исследования возможностей реализации нескольких альтернативных шин ввода/вывода, например, PCI.

Каждая плата памяти состоит из четного числа банков. Максимальное число банков равно 16. Объем памяти на каждой плате может быть 64, 256 или 512 Мбайт.

Коммутатор данных (DCB) интегрирован в нескольких СБИС (4х16 бит) и функционально соединяет магистраль данных MPB_SysBus с подсистемой памяти, модулями ЦП и платой в/в. Ширина магистрали данных DCB на уровне массива памяти составляет 256 + 32 бит, а ширина магистрали данных для каждого порта ЦП и порта в/в равна 64 + 8 бит. Операции DCB управляются контроллером системной памяти (SMC) с помощью командной шины, обеспечивающей необходимую коммутацию устройств.

Наши рекомендации