Гелиокомплекс «Солнце» в Узбекистане

1981-1987 гг. Арх. В.Захаров, О.Таушканов, инж. Е.Макеев, Е.Шмакин, худ. И.Липене. Самая Большая Солнечная Печь (БСП) в мире построена на высоте 1100 м над уровнем моря в 45 км от Ташкента в предгорьях Тянь-Шаня. Таких печей всего две в мире, вторая находится во Франции. Мощность печи 700 кВт, температура в фокусе лучей концентратора превышает 3000°С. БСП благодаря мгновенному достижению высокой температуры, нужна для того что бы получать чистые материалы без примесей. Когда то здесь проводили испытания обшивки космических аппаратов, а сейчас в физико-техническом институте “Физика-Солнце” занимаются научно-техническими разработками в области физики высоких энергий, преобразования солнечной энергии, теории твердого тела.

Центральный НИИ робототехники и технической кибернетики в Санкт-Петербурге

1973-1987 гг. Арх. С.Савин, Б.Артюшин. Башня — полигон для испытания космического оборудования. Здесь проводились эксперименты с 16-метровым манипулятором космического корабля многоразового использования «Буран». Башня представляет собой устремленное к небесам здание, чем-то напоминающее ракету, летящую в космос.

Научно исследовательский институт Госплана УССР

1964-1971 гг. Арх. Л.Новиков, Ф.Юрьев, инж. А.Печенов, В.Коваль, Л.Ловтун, Ю.Кофман. Комплекс научно исследовательского института состоит из трех зданий: высокого 16-ти этажного, протяженного двухэтажного и кинолекционного зала образованного из двух шаровых сегментов. Именно конструкция кинолекционного зала и привлекает внимание, потому что вид у нее как у летающей тарелки приземлившейся прямо на дом. По мнению некоторых экспертов, «тарелка» имеет уникальную акустику.

Здание Российской академии наук

1974-1994 гг. Арх. Ю.Платонов, А.Батырева, Л.Барщ, С.Захаров, А.Звездин, А.Левинштейн, А.Никифоров и др. На момент начала строительства проект не имел аналогов в Москве. Ленинские горы рассматривались как место, от которого символически расходится свет знаний. Главным декоративным элементом являются выполненные из металла и стекла художественные композиции. Это завершение понадобилось, чтобы дать зданию желанный высокий силуэт и при этом не перегрузить грунт. В ажурной скульптуре спрятаны технические системы здания, а золотистый металл выбран ради ассоциации с образом златоглавой Москвы. За эту надстройку «убежище» лучших умов СССР получило в народе насмешливое прозвище «Золотые мозги».

Павильон на территории ВДНХ Узбекской ССР в Ташкенте

1970-е гг. До нашего времени это здание не сохранилось. Источником вдохновения для архитекторов павильона очевидно послужил кафедральный собор в Бразилиа, архитектора Оскара Нимейера, коммуниста и большого друга всего советского народа.

Выставочный комплекс «Белэкспо» в Минске

1988 г. Арх. Л.Москалевич. Внешне сооружение напоминает распустившийся цветок с чуть удлиненными и загнутыми кверху лепестками, который как бы накрывает собой горловину огромной хрустальной вазы». Авторы проекта разработали уникальную по тем временам систему перекрытия павильона – с помощью пяти гиперболических параболоидов, выражающих живописность и легкость архитектурных форм. Между ними в строго заданной геометрии был натянут металлический каркас – ванты, на которые набрызгом укладывался бетон. Внутренняя площадь – 4,5 тыс. м2, и при этом ни одной колонны, что достигнуто с помощью вантовой системы

Гостиница «Салют» в Киеве

1984 г. Арх. А. Милецкий, Н.Логоцкая. Конструкция представляет собой несущую трубу, на которую навешены жилые этажи. Внутри трубы расположены лифты и коммуникации, второй и последний этажи занимают рестораны. Здание проектировалось в 18 этажей, но уже в процессе строительства его «урезали», чтобы оно не конкурировало по высоте с колокольней Киево-Печерской Лавры. Специалисты считают, что автор вдохновлялся архитектурой метаболизма, популярной в Японии 1960–70-х гг.

Пансионат «Дружба» в Ялте

1985 г. Арх. И.Василевский. Участок представляет собой крутой горный склон, обращенный к морю и характеризующийся разломом земной коры, наличием оползней и девятибалльной сейсмичностью. Принятое объемно-пространственное решение позволило сохранить без изменения естественный рельеф склона и существующую на нем растительность.

Уникальность объекта заключается в соединении архитектурного и конструктивного решений, где все элементы здания - продольные и поперечные стены, перекрытия, перегородки - включены в работу, представляя собой единую монолитную сотовую конструкцию, в которой нет несомых и несущих элементов. По своему объемно-планировочному решению «Дружба» не имеет аналогов.

Сама форма здания предполагает обустройство зон отдыха и прогулочных террас с видом на море и окружающие красоты. Гостиничные номера вынесены на внешний кольцевой контур объекта, таким образом, что почти изо всех окон видно море и пляж. Даже окна бассейна с морской водой, расположенного на первом этаже, являются панорамными.

Гостиница "Аманауз"

1985 г. Арх. Г.Костомаров, Е.Перченков. Это восемнадцатиэтажное здание должно было стать гостиницей с названием "Аманауз", - по имени горной реки и одноимённого ущелья (Домбай). Комплекс строился в рассчёте на 480 человек и включал в себе киноконцертный зал на 630 мест.

Первый этаж покоится на опорах. Каркас здания - железобетонный. Основные стены сделаны из кирпича и оштукатурены. Кажущаяся ржавой, как будто из кортеновской стали, частичная отделка фасада на самом деле выполнена из дерева, что подчеркивает связь объекта с окружающей природой. Решетчатые деревянные конструкции присутствуют на балконах. Также дерево применяется в отделке северного фасада, где располагаются лифтовые шахты, и в качестве поясов на первом и на последних этажах.

Балконы - "пчелиные соты" служат своего рода террасами и отдельными комнатами, поскольку основное пространство номеров - крайне небольшое, выполнено в традициях советского минималистского строительства. Среди особенностей - огромные панорамные окна с видом на горные вершины. Интересная деталь: стены протяженного коридора выполнены "змейкой", поскольку номера расположены под углом в 45 градусов к проходу.

Гостиница так и не была достроена. Ходят слухи, что это было вызвано либо разломом фундамента, либо недостатком финасирования.

Инженерный корпус Министерства автомобильных дорог в Тбилиси

1975 г. Арх. Георгий Чахава. Это невероятное строение напоминает штабель прямоугольных блоков с симетричными горизонтальными окнами. Оно было спроектировано в соответствии с прогрессивной концепцией «города-пространства», и к тому же с удивительным для того времени (и для транспортного ведомства) вниманием к экологии. Это сооружение словно висит в воздухе, а между его опорами свободно растут деревья и кусты. В этом здании, был также наклонный парк с бассейном и водопадом-каскадом.

Дворец торжественных обрядов в Тбилиси

1985 г. Арх. В.Орбеладзе, Р.Джорбенадзе. Монументальное, похожее на замок с неприступными стенами и дозорной башней здание возвышается на берегу реки Куры. Эксперты неоднократно отмечали, что по стилистике оно удивительно перекликается с модернистскими храмами архитекторов Ле Корбюзье и Оскара Нимейера, при этом не являясь культовым сооружением.

Киевский крематорий

1975 г. Арх. А.Милецкий, А.Рыбачук, В. Мельниченко. Строение залов – композиция из семнадцати вогнутых оболочек, обращённых в небо. Во всех деталях, составляющих комплекс, авторы стремились избежать статичности, языком пластики выражая беспрерывное движение – залог и условие существования жизни. Они стремились достичь лёгкости, но в то же время сохранить монументальность, называя сам объект Храмом неба. С разных сторон здания перед вами возникает как будто совершено новое сооружение. При определенном ракурсе элементы здания выглядят как языки пламени.

Летний театр парка им. Т.Г.Шевченко в Днепропетровске

1978 г. Арх. О.Петров. Летний театр необычной формы был построен прямо в парковом пруду. Конструктив летнего театра прост и выразителен: две стальные рамы, упирающиеся в массивные железобетонные фундаменты и подпираемые для пущей устойчивости тонкими опорами по периметру, и растянутая между ними вантовая оболочка. Эта конструкция является покрытием для консольно нависающей над входом трибуны и сценического блока с причудливо организованным устройством вентиляции. Все эти составляющие в сумме дают очень интересный "плавающий на воде" образ, имеющий бесчисленное количество ракурсов.

Областной драматический театр в Гродно

1977-1984 гг. Арх. Г.Мачульский. Здание из кирпича и сборного железобетона: зрительный зал с амфитетаром и балконом на 700 мест, вестибюлем и фойе и административный корпус с малым зрительным залом на 216 мест на первом этаже. В цокольном этаже репетиционный зал, актёрские комнаты, аппаратная, склад декораций. У входа в театр ― трёхфигурная скульптурная композиция скульптора Л. Зильбера.

Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус»

1984 г. Арх. А.Сабиров, М.Стародубов, инж.В.Рождественский, Г.Родиков. Особенность проекта — стилизованный парус высотой 50 метров. Всего в здании театра 12 этажей и 2 подвала. В помещениях театра расположились хозяйственные службы театра, обувной и пошивочный цеха, типография, склады реквизита и костюмов, аппаратные, механизмы управления сценой, коммуникации, гримерки, выставочные галереи, буфеты, гардеробы и 2 зрительных зала.

Новгородский академический театр драмы имени Ф.М. Достоевского

1977-1987 гг. Арх. В.Сомов. Театр проектировался и как главный культурно-общественный центр города для проведения праздников, фестивалей, партийных съездов. Поэтому для строительства был выделен огромный участок с полноценной городской площадью, выходящей на речную пристань; в комплексе со зданием также была возведена летняя эстрада. Сам театр окружен фонтанами, снабжёнными собственными водонапорными башнями. В работе над сооружением принимал участие Андрей Макаревич, работавший в те годы в институте «Гипротеатр».

Кинотеатр «Россия» в Ереване

1975 г. Арх. Г.Погосян, А.Тарханян, С. Хачикян. Объемы залов расположены на стилобате, в котором находится вестибюль и кассы. По задумке архитекторов новый объём должен был захватить пространство бульвара и вместе с тем сохранить свободное пространство на уровне земли. Для этого они подняли залы на отметку второго этажа – подиума, тем самым разведя потоки зрителей, входящих и выходящих из залов. Проход между залами выполнили в виде вертикального ущелья. Решение было подсказано обращением к истории. Ансамбли армянских монастырей – Агарцин, Кечарис – построены на принципе подобия объемов, тесно стоящих рядом, и в узком пространстве между ними возникает силовое поле, что связывает их с окружением.

Цирк в Казани

1967 г. Арх. Г.Пичуев, У.Алпаров, В.Панова, инж. О.Берим, Е.Брудный. Объемно-пространственная композиция здания столь же оригинальна, сколь классически проста, Цирк смотрится как две плотно сомкнутые гигантские чаши-раковины. Монолитная железобетонная коническая оболочка без внутренних опор является оригинальной особенностью здания.
Сооружение здания казанского цирка стало событием мирового значения. В своё время оно удивило известного архитектора Оскара Нимейера.

Цирк в Алматы

1972 г. В.Кацев, И.Слонов, инж. М.Плотников. В образе здания нашли отражения как современные тенденции, так и черты, имеющие ассоциативные связи с национальной культурой казахского народа. Ротонду венчает гиперболический купол. Амфитеатр на 2160 мест опоясан 2-х ярусным фойе, в котором имеются буфеты, гардероб. В административно-бытовом корпусе размещены артистические гримуборные, тренировочный манеж, столовая, помещения для животных. Имеются 2 внутренних двора для выгуливания животных.

Цирк в Душанбе

Г. Арх. Г.Айзикович, Т.Вольвак, Э.Ерзовский. Веерообразный складчатый диск цирка на стилобате перерастает в увлекательный аттракцион. Кажется, что здание вот-вот закружится на центрированном постаменте. И это кручение деловито подчёркнуто теневыми эффектами складок, скользящими вслед за солнцем, и тонкими средниками окон над низким параллелепипедом стилобата.

Наши рекомендации