Проспект Калинина (Новы Арбат)
1963-1969 гг. Арх. М.В.Посохин. По единому архитектурному замыслу создан яркий фрагмент городской среды, представляющий собой крупный административно-общественный и торговый комплекс в сочетании с жилыми домами. Ряды высотных зданий, фланкирующие проспект, организуют мощные архитектурно-пластические акценты, подчеркивающие строгость и выразительность застройки. Силуэт высотной гостиницы «Украина», стоящей за Москвой-рекой, завершает перспективу проспекта в западном направлении.
Создание новой радиальной магистрали было крупнейшим реконструктивным мероприятием 1960-х гг. в пределах внутренних районов столицы. Магистраль прошла через массивы малоценной внутриквартальной застройки. Вдоль неё сформирована обширная пространственная система.
Особенно эффектна застройка южной стороны проспекта с четырьмя 26-этажными административными зданиями, объемы которых свободно вздымаются над соединяющей их непрерывной плоскостью стилобата, протянувшегося на 800 м. В стилобате, имеющем два надземных и два подземных этажа, размещены вестибюли учреждений, занимающих высокие объемы, и крупный торговый центр с большими магазинами, столовыми, кафе и ресторанами.
Северную сторону проспекта определяет пунктир из пяти башенных жилых домов высотой 24 этажа. Магазины и кафе занимают первые два этажа этих сооружений. В промежутках между башнями расположены двухэтажные торговые здания и кинотеатр. Для загрузки магазинов и предприятий общепита служит подземная улица по всей длине комплекса — транспортный тоннель девятиметровой ширины, с которым связаны напрямую складские помещения.
Ракурсы на проспекте меняются при движении. Однако свойство это, весьма впечатляющее для того, кто смотрит на проспект через стекло автомобиля, менее остро воспринимается пешеходом — для его темпа движения ритм композиции проспекта чрезмерно укрупнен. Переход от гигантских величин высотных зданий к соразмерным человеку создается двухэтажным блоком торгового центра на южной стороне, отдельно стоящими магазинами и кинотеатром — на северной. Этим контрастом дополнительно подчеркнут и мощный взлет многоэтажных сооружений.
Ансамбль проспекта начинает очень эффектная контрастная нота: на фоне высотного жилого дома рисуется пластичная, почти скульптурная масса памятника архитектуры XVII в. — небольшой церкви Симеона Столпника. Сопоставление двух сооружений, двух эпох и двух художественных систем остро подчеркивает особенности и нового и старого. Ту же ноту продолжили и сохраненные в застройке проспекта обычные дома кон. XIX — нач. XX в. Они выступают на линию проспекта между второй, третьей и четвертой башнями северной стороны, поднимаются над торговым блоком южной. Их формы вносят в ансамбль элементы случайного, но вместе с тем и обжитого — то, чего недостает его новым достройкам.
Сочетание жилья и общественного центра обеспечило проспекту постоянную оживленность. Труднее его функции сочетаются с напряженными потоками транспорта. Заложенная в первоначальных вариантах проекта идея отделить транспортные потоки от масс пешеходов, углубив их в подземный уровень, перекрытый частыми мостиками, связывающими стороны проспекта, не была реализована. Недостает проспекту и подземных автостоянок на 1000 машин, которые запроектированы вдоль его южной стороны, но не осуществлены.
Комплекс зданий Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)
1963-1970 гг. Арх. М.Посохин, А.Мндоянц, В.Свирский, инж. В.Кузьмин, Ю.Рацкевич, С.Школьников. Расположен у выхода проспекта Калинина к Москве-реке. Комплекс состоит из 31-этажного административного корпуса, круглого конференц-зала, здания гостиницы и одноэтажного объема в виде платформы, объединяющей все части композиции. Авторы проекта стремились в асимметричной объемно-пространственной композиции отразить своеобразие градостроительной ситуации и сложность назначения комплекса.
Главное здание высотой 105 м от уровня платформы имеет форму двух изогнутых пластин (такая форма позволяет избежать обычной для административных зданий безликости внутренних пространств, плавный изгиб снимает монотонность коридоров); между ними вставка, в которой размещены лифтовые холлы. Широко разведенные крылья не создают взаимного затенения. Изгиб оживил свойства стекла как материала — его блёскость, его отражающую способность.
Главный вход в здание находится на террасе платформы; для въезда на нее сооружен пандус. Площадка террасы служит кровлей гаража.
Это здание, благодаря своему расположению, величине и своеобразной пластической композиции, играет исключительную градоформирующую роль в окружающем его городском пространстве, охватывающем набережные по обе стороны Москвы-реки.
Гостиница «Россия»
1964-1968. Арх. Д.Чечулин. Здание было построено среди уникальной системы памятников русской архитектуры — Кремль — Красная площадь — Зарядье. Замкнутое каре 12-этажных корпусов расположилось на участке в 13 га, занявшем почти всю территорию древнего посада. Гостиница вместила номера более чем на 6 тыс. мест, несколько ресторанов и кафе, в залах которых более 4 тыс. мест, двухзальный кинотеатр на 1,5 тыс. мест. В 1971 г. открыт входящий в комплекс Государственный центральный концертный зал. Стремление подчеркнуть жилую функцию громадного комплекса и добиться пластического обогащения фасадов определило их главную архитектурную тему — непрерывный ряд эркеров.