Архитектура ссср 1960-1980-х гг.
АРХИТЕКТУРА СССР 1960-1980-х гг.
«Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» В декабре 1954 года на Всесоюзном совещании строителей «практика украшательства в архитектуре была подвергнута резкой критике. Было решено всемерно развивать индустриальные методы строительства и типовое проектирование, повышать темпы строительства и увеличивать его экономичность». В 1954-1955 гг. были приняты меры для развития строительной промышленности, создавались предприятия по производству железобетонных изделий и легких материалов, совершенствовались и внедрялись в практику крупноблочные, крупнопанельные и сборные железобетонные конструкции. Развитие машиностроения позволило использовать при возведении зданий и сооружений разнообразные механизмы и машины. Новая техника создавала предпосылки для перехода в широких масштабах к сборному строительству, к превращению строительной площадки в монтажную. 4 ноября 1955 года выходит Постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры. На смену данному архитектурному стилю пришла функциональная типовая архитектура, которая с теми или иными изменениями просуществовала до конца существования советского государства. |
Плюсы борьбы с излишествами
+ обеспечение государства массовым жильем, функционально качественными учреждениями обслуживания
+ переход на индустриальное производство строительных конструкций и т.д.
Минусы борьбы с излишествами
– возврат к утилитаризму
– низведение архитектуры до статуса инженерного дела
Стилистические последствия
В формальном плане архитектура возвращается к универсальной эстетике модернизма. В этот период начинается реабилитация теоретиков и практиков конструктивизма, изучается и переосмысливается их творческое наследие.
Архитектура 1960-х годов
В 1960-е гг. происходит полный возврат к старой идее функционализма: форма здания опять стала определяться только внутренними особенностями производственного процесса, жизнедеятельности. Приоритет внешнепоказной стороны архитектуры был отвергнут. Это не означало отказа от проблем формы в архитектуре, но главное внимание уделялось удобству, прочности, экономичности.
Утилитарность, аскетизм, простые ритмы, механические повторения одинаковых элементов, отсутствие декора – таковы основные композиционные средства архитектуры 1960-х гг.
Стремление к экономии при проведении архитектурно-проектных работ привело к тому, что в 1963 году была ликвидирована поддерживающая архитектуру организация — Советская академия архитектуры. Сама архитектура почти объявлена вредным искусством. Главенствующей отныне признается роль строителя. Профессия архитектора надолго стала непрестижной. Только благодаря энтузиазму советских зодчих, стремящихся даже минимальными средствами создать неповторимый облик зданий и сооружений, возникли интересные решения в архитектуре 1960-1970-х гг.
Типовые серии жилых домов
Серии, разработанные в период правления Хрущёва, часто называют «хрущёвками» («хрущобами»). Они отличались рядом неудобств:
1) маленькие и часто нерациональные размеры кухонь (в некоторых сериях 4,5 м2), жилых комнат, прихожих (шириной 0,9 м)
2) узкие коридоры и лестничные клетки,
3) низкие потолки (2,48 – 2,7 м),
4) проходные комнаты,
5) совмещённые санузлы,
6) плохая шумоизоляция,
7) недостаточная теплоизоляция — прохлада зимой и, наоборот — жара летом (особенно на верхних этажах),
8) ряд недоделок при строительстве, которые жильцам приходилось устранять самостоятельно.
Посробнее о типовых сериях см. здесь.
Серия К-7
Каркасно-панельный пятиэтажный дом. Арх. В.П.Лагутенко.
Первая по-настоящему массовая «хрущевка» в Москве, строилась с 1958 по 1966 гг.
В основном дома этой серии строились с 1-, 2- и 3-комнатными квартирами, по три квартиры на этаже. Высота потолка — 2,48 м – 2,59 м. Санузлы в домах этой серии раздельные, в том числе и в однокомнатных квартирах. Кухни — от 6,4 до 7 м2. В домах отсутствуют лифты, а мусоропровод есть в 3-й (не всегда) и в 5-й модификациях данной серии.
Отличительная особенность — отсутствие балконов (они были предусмотрены проектом, но в подавляющем большинстве домов от них отказались в пользу удешевления конструкции) и глухие торцы домов. Таким образом, дом представляет собой прямоугольный параллелепипед, без каких-либо выступающих деталей. Стены домов серии К-7 – самые тонкие среди всех типовых серий. Ещё одна особенность — выступающие элементы каркаса по углам комнат.
Серия 1-335
Панельный пятиэтажный дом с неполным каркасом. Проект Ленинградского Отделения Горстройпроекта (архитекторы Баныкин Б. Н., Артемьева И. Б. и Смирнова Л. А.).
Возводилась с 1958 г. по 1966 год, после чего перешли к строительству модернизированных серий 1-335А, 1-335Д и 1-335К, которые производились по 1976 г. включительно. Наиболее часто встречающаяся по всему бывшему СССР серия панельных 5-этажных жилых домов.
На площадке по 4 квартиры. Квартиры 1-, 2- и 3-комнатные, высота потолков – 2,55 м. Центральная комната в 3-комнатной квартире проходная. Лифт и мусоропровод отсутствуют. Основной недостаток – отвратительная теплоизоляция внешних стен. В немодифицированной серии – некачественный узел сопряжения ригеля и наружной стены. Серия была признана самой неудачной из всех серий жилых домов, разработанных при Хрущёве.
Серия 1-439А, 1-439Я
Общесоюзная серия 5-этажных домов из бетонных блоков.
Серия 1-447
Кирпичный пятиэтажный дом. Наиболее массовая серия кирпичных хрущёвок, которая строилась по всей территории СССР с 1958 года по середину 1960-х, а модификации — по конец 1970-х.
На лестничной площадке расположены 4 квартиры. В домах присутствуют одно-, двух- и трехкомнатные квартиры. Высота потолков 2,48 м. Комнаты в 2-комнатных квартирах смежные (существуют редкие варианты улучшенной планировки, где 2 изолированные комнаты), в 3-комнатных две смежных и одна изолированная. Проходной является самая большая комната (гостиная). Балконы имеются на всех этажах, кроме первого. Однако существуют дома без балконов в угловых квартирах или вообще без балконов. Лифт и мусоропровод отсутствуют.
Благодаря стенам из кирпича дома серии 1-447 превосходят по тепло- и шумоизоляции не только панельные хрущевки, но и более поздние панельные дома советской постройки. Перекрытия из толстых многопустотых плит также обеспечивают лучшую звукоизоляцию по сравнению со сплошными плитами панельных домов. Отсутствие несущих стен внутри квартиры, широкие возможности по перепланировке.
Серия 1-464
Панельный пятиэтажный дом. Серия разработана институтом Гипростройиндустрия.
Самая распространенная в СССР серия панельных 5-этажных домов 1-го периода индустриального домостроения. В период с 1958 по 1964 г. строительство домов серии 1-464 осуществляли около 200 домостроительных комбинатов по всей стране. Серия строилась по всей территории СССР с конца 1950-х по середину 1960-х, модификации — по конец 1970-х.
В основу решения домов положена перекрестно-стеновая конструктивная схема. На лестничной площадке расположены 4 квартиры. В домах присутствуют одно-, двух- и трехкомнатные квартиры. Комнаты в 2-комнатных и 3-комнатных квартирах смежные, в угловых квартирах — раздельные. Высота потолков 2,5 м. Лифт и мусоропровод отсутствуют. Недостатками, помимо общих для всех хрущёвок, являются вытянутые пропорции комнат, невозможность перепланировки квартиры.
Серия 1-467
Первая массовая серия панельных домов с широким шагом несущих стен, благодаря чему возможны различные варианты планировок квартир. В домах этажностью от 4-5 этажей отсутствуют мусоропроводы и лифты, в некоторых двухкомнатных квартирах, за исключением торцевой секции, смежные комнаты. Дома строились в различных регионах России.
Гостиница «Юность»
1961 г. Арх. Ю.Арндт, Т.Баушева, В.Буровин, Т.Владимирова; инж. Н.Дыховичная, Б.Зархи, И.Мищенко. Гостиница возведена с использованием крупных панелей, тех же, которые применялись в жилищном строительстве. Облик здания простой, формы геометрически четкие. Четкое функциональное членение объема (жилье в вертикальной пластине, функции обслуживания — в горизонтальной пластине); фасадная стена, расчлененная на горизонтальные ленты.
Использование больших площадей остекления привело к появлению негативного термина «занавесочная архитектура»(характерный прием для архитектуры 1960-х гг., разнообразие в колористическом решении здания достигается за счет различного цвета занавесок).
Кинотеатр «Россия» («Пушкинский»)
1961 г. Арх. Ю.Шевердяев, Д.Солопов, Э.Гаджинская. Главную особенность композиции здания определяет сочетание клинообразного глухого объема зрительного зала на 2500 мест и расположенного под ним остекленного со всех сторон фойе. Такой прием обеспечил удобную функциональную организацию здания. Ко входу в главное фойе, расположенное на уровне второго этажа, ведет от площади мостик, перекинутый над оживленным проездом.
Интерьер зала отличают целостность и рациональная организация. При скупости деталей и простоте приемов отделки (древесно-волокнистые плиты и вертикальная деревянная рейка) интерьер получил своеобразную характерность и выразительность.
Кинотеатр «Первомайский»
1969 г. Арх. Д.Солопов, М. Казарновский. Основная композиционная идея, определяемая сочетанием мощного «клина» зрительного зала с крутым амфитеатром и остекленного фойе, реализована здесь четко и смело. Решительность организации объема здания авторы подчеркнули суровой естественностью форм, основанных на обнажении конструкций, не скрытых облицовкой или какими-то декоративными приемами. Архитектура интерьеров крупномасштабна. Интересно фойе, расположенное в двух уровнях, причем нижний, уходящий в цокольный этаж, освещен через дворик, дополняющий его в летнее время. В зале эффектно переплетение металлических ферм, образующее потолок с включенными в него медными светильниками.
Дом шахматистов в Ереване
1970 г. Арх. Ж.Мещерякова. Формы здания пластичны. Внешний объем здания сравнительно невелик, поскольку часть помещений находится в цокольном этаже. Облик сооружения имеет цельную, компактную форму. Внутреннее пространство его объема также воспринимается единым. Наружные ограждения не измельчены проемами: архитектор и здесь стремился к укрупненным формам, применяя в удачных соотношениях глухие и прозрачные участки ограждений. Стены сделаны из легкого бетона и облицованы туфовыми плитками золотистого оттенка. Плоскости стен пластично изогнуты на концах фасада, что соответствует свойствам материала, из которого они выполнены, - литого бетона. Благодаря этой форме стены получили трактовку как бы ширм или экранов, ограждающих, но не замыкающих пространство.
Пионерлагерь «Артек»
На основе применения ограниченного числа типоразмеров деталей построены корпуса «Морской», 1960-1961 гг., «Прибрежный», 1960-1964 гг., «Горный» 1972 г., арх. А.Полянский и др. За счет увеличения вариантов компоновки типовых зданий, секций и отдельных элементов было достигнуто разнообразие решений. Строительные конструкции и функциональные устройства (козырьки, навесы, солнцезащитные решетки) являются одновременно и архитектурными формами.
К 1969 году в "Артеке" насчитывалось уже 150 зданий, 3 медицинских центра, школа, киностудия "Артекфильм", 3 плавательных бассейна, стадион на 7 тысяч мест и детские площадки.
Комплекс Дворца пионеров на Воробьёвых горах
1959-1962 гг. Арх. В.Егерев, В.Кубасов, Ф.Новиков, Б.Палуй, И.Покровский, М.Хажакян, инж. Ю.Ионов. Представляет собой комплекс из нескольких зданий разной высоты, объединённых между собой пространственной композицией. Авторы создали подчеркнуто живописную композицию, общий характер непринужденности и спокойствия которой подчеркивался деликатным масштабом форм, обращенных прежде всего к детскому восприятию. Главное здание расчленено на несколько коротких корпусов, примыкающих к протяженному объему, где создано эффектное пространство двусветного зимнего сада. Функция сооружения продиктовала широкое привлечение средств изобразительного искусства. Художественные образы, создаваемые в содружестве архитектуры, скульптуры и монументальной живописи, органически вошли в единую среду, служащую для организации воспитательной работы с подрастающим поколением. Торцы коротких корпусов главного здания, обращенные кпарку, превращены в выложенные из цветного кирпича живописные панно.Особый интерес представляет рельеф над входом в концертный зал («Музыка»). Этот изобразительный символ привлекает внимание своей сочной пластикой.
Музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского в Калуге
1961-1967 гг. Арх. Б.Бархин, Е.Киреев, Н.Орлова, В.Строгий, К.Фомин. Перед авторами стояла задача создания сооружения, которое явилось бы памятником великому ученому и архитектурный образ которого выражал бы идею освоения космоса. Музей расположен в свободной от застройки зоне на высоком берегу реки. Его формы контрастны естественной природе, что согласуется со смысловым содержанием архитектурного образа. Существенным элементом здания, придающим остроту его композиции, является покрытый алюминием эллиптический купол планетария, который прорезает массивную бетонную плиту крыши. Внешняя форма объема, в котором находится зал планетария, вызывает ассоциации с космическим аппаратом; эта изобразительно-символическая деталь композиции здесь уместна, поскольку здание является музеем, а следовательно, и само служит как бы экспонатом. Первый камень в фундамент здания будущего музея заложил 13 июня 1961 года Ю.А.Гагарин.
Универмаг «Москва»
1961-1963 гг. Арх. Л.Ляхов, Ю.Пересветов, О.Сергеев, Б. Соболевский. Первая универсальная торговая точка в СССР, спроектированная по западному образу торгового центра и работавшая по новому принципу сферы услуг. Семиэтажный универмаг площадью 23 тыс. м². Универмаг «Москва» открыт в качестве экспериментального торгового центра для внедрения новых технологий торговли и развития новой системы обслуживания покупателей. Для получения максимального освещения универмага была принята железобетонная конструкция с безбалочными междуэтажными перекрытиями. Огромные витражи на фасадах массивной призмы - дань западной архитектурной моде. Но при глубине торговых залов, достигающей 25 м, и небольшой высоте этажей даже в летний солнечный день здесь необходим искусственный свет. Тем не менее архитекторам казалось, что громадные стеклянные плоскости в бетонном обрамлении должны стать выражением торгового назначения постройки.
Национальная архитектура союзных республик развивается по тем же принципам, но акцентирует своеобразие, благодаря трактовке отдельных архитектурных деталей, декоративным свойствам материала, и проч.
Дворец искусств в Ташкенте
1965 г. Арх. Ю.Халдеев, В.Березин, С.Сутягин, Д.Шуваев. Соединяет простые архитектурные формы и красочную фресковую живопись. Форма здания оригинальна — оно напоминает горизонтальную каннелюированную колонну.
Транспортные сооружения
В 1960-е гг. получили развитие транспортные сооружения.
Финляндский вокзал
1960 г. Арх. П.Ашастин, Н.Баранов, Я.Лукин, инж. И.Рыбин. Главное здание вокзала обращено к Неве. Высота здания около 8 м. Главный фасад имеет 17 огромных зеркальных окон и выходит на площадь Ленина, завершая её архитектурный ансамбль. В центре здания имеется башня с часами, высота которой составляет 16 м.. Её венчает 30-метровый шпиль из нержавеющей стали, ранее использовавшийся в качестве флагштока. Верхушку шпиля венчает звезда.
Комплекс Аэровокзала
1964-1965 гг. Арх. Д.Бурдин, М.Артемьев, Ю.Рабаев, В.Климов, В.Яковлев. Распластанный объем собственно аэровокзала лежит параллельно магистрали, отделенный от нее привокзальной площадью. Вперед, торцами на линию проспекта, выдвинуты два вертикальных объема — гостиница и административный корпус. Эти 12-этажные пластины, развернутые перпендикулярно проспекту, имеют навесные наружные стены из стекла на алюминиевом каркасе, где чередуются окна и панели с лицевой поверхностью из закаленного стекла, покрытого с внутренней стороны специальной керамической краской.
Аэропорт Шереметьево
1964 г. Арх. Г.Елькин, Г.Крюков. Здание аэровокзала было построено в передовом архитектурном стиле и по своей оригинальности стало в своё время лучшим из отечественных сооружений подобного типа. Архитектурной доминантой явилось посадочное здание, которое в народе получило название «Рюмка» и ставшее изюминкой в облике аэропорта на долгие годы.
Аэропорт Домодедово
1965 г. Арх. Г.Елькин, Г.Крюков, В.Локшин. Громадные нерасчлененные пространства и наружные стены, превращенные в непрерывное стеклянное ограждение, характеризуют главный объем. Нерасчлененная поверхность стекла, обращенная к летному полю, своей огромностью рождает ощущение почти подавляющее.
Здание гостиницы «Интурист»
1970 г. Арх. В.Воскресенский, А.Болтинов, Ю.Шевердяев. 22-этажное здание. В этом новом высотном корпусе кроме 465 жилых номеров на 791 место — рестораны, кафе и бары более чем на 2 тыс. посадочных мест. В основном они занимают первые два этажа, получившие развитие вглубь участка. Система интерьеров, в которую входят вестибюльная группа гостиницы и ресторанные залы, наиболее интересна. Композиционным ядром ее служит световой дворик, вокруг которого помещения образуют кольцевые анфилады. В организации пространств и отделке помещений много выдумки и своеобразия, острых, неожиданных деталей.
Комплекс зданий Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)
1963-1970 гг. Арх. М.Посохин, А.Мндоянц, В.Свирский, инж. В.Кузьмин, Ю.Рацкевич, С.Школьников. Расположен у выхода проспекта Калинина к Москве-реке. Комплекс состоит из 31-этажного административного корпуса, круглого конференц-зала, здания гостиницы и одноэтажного объема в виде платформы, объединяющей все части композиции. Авторы проекта стремились в асимметричной объемно-пространственной композиции отразить своеобразие градостроительной ситуации и сложность назначения комплекса.
Главное здание высотой 105 м от уровня платформы имеет форму двух изогнутых пластин (такая форма позволяет избежать обычной для административных зданий безликости внутренних пространств, плавный изгиб снимает монотонность коридоров); между ними вставка, в которой размещены лифтовые холлы. Широко разведенные крылья не создают взаимного затенения. Изгиб оживил свойства стекла как материала — его блёскость, его отражающую способность.
Главный вход в здание находится на террасе платформы; для въезда на нее сооружен пандус. Площадка террасы служит кровлей гаража.
Это здание, благодаря своему расположению, величине и своеобразной пластической композиции, играет исключительную градоформирующую роль в окружающем его городском пространстве, охватывающем набережные по обе стороны Москвы-реки.
Гостиница «Россия»
1964-1968. Арх. Д.Чечулин. Здание было построено среди уникальной системы памятников русской архитектуры — Кремль — Красная площадь — Зарядье. Замкнутое каре 12-этажных корпусов расположилось на участке в 13 га, занявшем почти всю территорию древнего посада. Гостиница вместила номера более чем на 6 тыс. мест, несколько ресторанов и кафе, в залах которых более 4 тыс. мест, двухзальный кинотеатр на 1,5 тыс. мест. В 1971 г. открыт входящий в комплекс Государственный центральный концертный зал. Стремление подчеркнуть жилую функцию громадного комплекса и добиться пластического обогащения фасадов определило их главную архитектурную тему — непрерывный ряд эркеров.
Останкинская телебашня
1963-1967 гг. Главный конструктор Н.В.Никитин. Инженеры М.А.Шкуд и Б.А.Злобин. Главн. арх. Л.И.Баталов. Арх.Д.И.Бурдин, Л.И.Щипакин. Останкинская телебашня— телевизионная и радиовещательная башня. Первое название — «Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция им. 50-летия СССР». Сооружение, символизирующие будущее и технический прогресс. Высота — 540 м (первоначально высота башни была 533 м, но затем был достроен флагшток). В своё время это было самое большое высотное здание в мире. Уникальная железобетонная башня имеет 3-ярусный ресторан, скоростные лифты и видовые площадки. Прочность и устойчивость башни решалась устройством железобетонного кольцевого фундамента и 149 предварительно напряженными армирующими стальными канатами по высоте ствола. Идея использовать преднапряжённый железобетон, сжатый стальными тросами, позволила сделать конструкцию башни простой и прочной. Другой прогрессивной идеей было использование относительно мелкого фундамента (глубина всего 4,6 м): её устойчивость обеспечивается за счёт многократного превышения массы шлема-основания над массой мачтовой конструкции.
Проект башни был придуман за одну ночь, образом башни стала перевёрнутая лилия — цветок с крепкими лепестками и толстым стеблем. По первоначальному проекту у башни было 4 опоры, позже — по совету всемирно известного немецкого инженера-строителя Фритца Леонхардта, автора первой в мире бетонной телебашни в Штутгарте — их число увеличили до 10.
У основания башня имеет диаметр 65 м, а к высоте 51 м диаметр сокращается до 18 м; далее сокращение становится более мягким, и диаметр у верхней кромки бетона составляет 7,6 м. Высота бетонной части — 385 м. Выше поднимается стальная «этажерка» высотой 158 м, на которой размещаются антенны. Масса башни вместе с фундаментом — 51 400 т. Суммарный объём помещений и высотных обстроек — 70 000 м³. Полезная площадь помещений башни — 15 000 м². Максимальное теоретическое отклонение вершины башни при максимальных расчётных скоростях ветра — 12 м. Застеклённая смотровая площадка расположена на высоте 337 м. Открытая смотровая площадка чуть выше — 340 м.
Силуэт башни строен и стремителен. Промежуточные площадки, расчленяющие ее ствол, позволяют более наглядно почувствовать ее высоту. Мощная вертикаль помогла организовать городские пространства практически во всей северной зоне Москвы.
Здание Главного вычислительного центра Госплана СССР
1970 г. Арх. Л.Павлов, Л.Гончар, А.Семенов, О.Трубникова. Объем здания четко расчленен в соответствии с назначением: производственная часть расположена в 12-этажном блоке почти кубических очертаний, поднятом над землей на массивных опорах; крупные по площади помещения — вестибюль, конференц-зал, библиотека — образуют распластанную пластину, проходящую под кубом, между его опорами. Мощные устои куба рисуются на фоне этой пластины, благодаря чему она кажется освобожденной от тяжести верхнего объема. В обращенной к проспекту части производственного блока размещены обширные высокие машинные залы, чередующиеся с низкими техническими этажами; другая сторона блока поделена на равные этажи, занятые кабинетами сотрудников. Было получено очень экономичное соединение в цельном объеме помещений разного характера, и в то же время возник сложный и необычный ритм горизонтальных членений громадного куба.
Архитектура 1970-х годов
Неправомерность закрытия Академии архитектуры стала очевидна уже в 1960-х гг. Для быстрого и эффективного решения возрождения архитектуры с середины шестидесятых годов в Новосибирске, Казани, Пензе, Ростове, Саратове и других городах на базе высших и средних специальных заведений создаются архитектурные факультеты и отделения, готовящие профессиональные архитектурные кадры в лучших традициях русского зодчества. Выпускники этих учебных заведений формировали архитектуру 1970-1980-х гг.
Стремясь создать новую архитектуру, созвучную времени, зодчие начинают отказываться от советского функционализма и конструктивизма 1960-х гг., созданных жесткой экономией в строительстве и скудным набором стандартных конструкций заводов железобетонных изделий. Более гибкой становится жилая застройка, интересный индивидуальный облик приобретает архитектура общественных зданий, возрастает интерес к садово-парковой и ландшафтной архитектуре.
В 1970-х годах наряду с решением функциональных и технико-экономических задач, архитекторами все чаще ставится цель создавать художественно-выразительные композиции.
Характерная черта архитектуры – стремление преодолеть утилитарность, взгляд на красоту архитектурной композиции как на нечто, автоматически вырастающее из решения функциональных и конструктивных задач. Стало ясно, что целесообразность сама по себе еще не создает эстетической ценности. И в ряду с функциональными и конструктивными требованиями вновь встали как равноправные требования эстетического совершенства и индивидуальной выразительности.
При формировании архитектурно-художественного образа зданий используют различные виды монументально-декоративного искусства: настенную роспись, мозаичные панно, скульптуру. Стремление к эстетической выразительности и образности зданий заметно во многих гражданских, сельскохозяйственных и промышленных зданиях, но особенно ярко — в архитектуре уникальных общественных зданий.
Здание Совета Министров РСФСР (ныне Дом Правительства РФ)
1965-1979 гг. Арх. Д.Чечулин и др, Беломраморное здание торжественно симметрично. Оно занимает участок посреди зеленого клина, спускающегося к набережной со стороны зоосада. Большие расстояния, отделяющие его от красной линии и соседних сооружений, обеспечили скульптурность восприятия трехъярусной композиции. Она членится на одноэтажный, облицованный гранитом стилобат с широко расходящимися крыльями пандусов и монументальной лестницей; поднимающийся над ним семиэтажный корпус с выступающими крыльями, венчающий объем высотой 20 этажей — пластину с закругленными торцами. Стены последнего раздроблены частым ритмом тонких мраморных ребер, вертикальная устремленность которых контрастна тяжеловесности промежуточного объема. Венчает здание прямоугольная башенка с эмблемой и флагштоком. Облегчение кверху — от яруса к ярусу — придает вертикальную устремленность протяженному объему, смягчающую впечатление парадной строгости; нарядна бело-золотая цветовая гамма верхней части.
Здание ТАСС
1977 г. Арх. В.Егерев, А.Шайхет, 3.Абрамова, Г.Сирота. Объем спокойных, почти кубичных очертаний отвергает эфемерность стеклянной архитектуры. Крупные, на два этажа, ячейки облицованного белым камнем фасада придали зданию масштаб, соответствующий общественному значению объекта, и в то же время избавили от монотонности повтора поэтажных членений. Здание стало интересным примером символической, «говорящей» архитектуры — активная, даже несколько навязчивая форма членений фасада несет не иллюстративный, но построенный на косвенных ассоциациях образ «архитектуры информации» (на этот образ «работает» и сходство ячеек фасада с экранами телевизоров). Конкретность его подкрепляется символикой крупно и выразительно сформированного портала, в который введена бронзовая скульптурная эмблема. Малочисленность повторяющихся крупных элементов придает напряженность композиции фасадов.
Цирк в Ставрополе
1976 г. Здание, вместимостью 1940 зрителей построено по типовому проекту. Арх. М.Шульмейтер, Ю.Моторин, А.Кудрявцев, инж. А.Титов, Т.Лебедева, М.Глинкин.
Здание МХАТа на Тверском бульваре
1972-1974 гг. Арх. В.Кубасов, В.Уляшов, инж. А.Цикунов, А.Качерович. Мощный, крупномасштабный объем образует ось, упирающуюся в зеленую стену бульвара. Окружающая среда подавлена силой крупной формы. Намеренный традиционализм архитектуры должен рождать ассоциации со временем становления МХАТа. Отсюда колористическая гамма сооружения с господством различных оттенков коричневого и оливково-зеленого, подчиняющая фасады и интерьеры, отсюда притемненность и некоторая сумрачность помещений, да и сама асимметрия внутренней организации здания. Стилистика фасадов сближена с тяжеловесными прообразами северного модерна. Художественный образ здания был найден за счет пластики и цвета, умения работать авторов с материалом – камнем, деревом, металлом. Заметна тенденция перехода от пространственных решений с применением железобетонного каркаса и стеклянного заполнения к более осязаемым материальновесомым и пластичным композициям.
Здание Детского музыкального театра на проспекте Вернадского
1979 г. Арх. В.Красильников, А.Великанов. Здание стоит островом среди парка. В соседстве с театром поднимается над мощным каменным стилобатом тяжелый купол цирка, фоном при наблюдении со стороны проспекта служат невыразительные кирпичные фасады девятиэтажных жилых домов. Окружение побуждало к композиции контрастной и сложной — противостоящей плоскому примитиву фона и дающей отклик на крупную характерную форму здания цирка.
Общий характер художественного образа здания Детского музыкального театра определила целеустремленная театрализация самих архитектурных форм. Отправной точкой стала необычная форма сценического комплекса и его связи со зрительным залом. Сцена из привычной картины, обрамленной рамой портала, превращена в своеобразный триптих, с трех сторон охватывающий крутой амфитеатр. При таких взаимоотношениях границы сценического и зрительного пространств стираются, открываются возможности для разнообразнейших форм контакта между актерами и зрителями, для выхода действия в пределы зала, что особенно важно именно для детского театра. Отсюда вырос и основной архитектурный мотив — над плоским прямоугольным объемом, заключающим в себе вестибюль, фойе, малый зал на 300 мест, различные обслуживающие помещения, поднялась группа сложно сопрягающихся криволинейных объемов. В цилиндр высокой сценической башни врезан широкий и низкий барабан амфитеатра. К башне примыкает стройная труба колосниковой лестницы. Контрастное соединение жестко прямоугольных и криволинейных форм решительно отрывает театр от будничности фона и связывает его со зданием цирка, где тоже — в другом масштабе и иных соотношениях — сочетаются прямоугольное и криволинейное.
На фасаде, обращенном к проспекту Вернадского, доминируют пять выступающих вперед порталов — они отмечают входы в разные группы помещений и в то же время служат своеобразным знаком театрального действа, что обыграно в их скульптурном убранстве.
Гг. Арх. Н.Остерман, А.Петрушкова, И.Канаева, Г.Константиновский, Г.Карлсен. Инж. С.Керштейн, В.Шапиро, А.Хорева. Комплекс состоит из двух 16-этажных корпусов с 812 квартирами (изначально проектировавшихся для одиночек и малосемейных жителей) и боковых 2-3-этажных блоков, поставленных по отношению к центральному объему под разными углами и с разными отступами от уличного проезда. Такая композиция позволила создать разнообразные перспективы, открывающиеся при круговом обходе здания. За счет сокращения подсобной площади квартиры и уменьшения кухни до размеров ниши авторы создали многочисленные общественные помещения для столовых и кафе, различных служб быта, для отдыха и занятий спортом (в комплексе есть большой универсальный зал и плавательный бассейн), медицинского обслуживания. Процессу проектирования предшествовало изучение особенностей быта современной малой семьи, бюджета времени, характера работы и использования досуга.
Город Припять
1970-1986 гг. Параллельно своему прямому назначению города атомщиков, Припять также проектировалась как крупный перевалочный пункт, стоящий на перекрёстке транспортных артерий.
Своеобразное лицо имела Припять благодаря композициям микрорайонов, которые размещались радиусами вокруг общегородского центра. Здесь были удачно использованы световая реклама, яркие панно и декоративная керамика на фасадах сооружений.
Припять — город с ярко выраженным центром. По традиции, в центре города располагались административные здания (городской совет), объекты досуга, культуры и отдыха (кинотеатр «Прометей», ГПКиО, дворец культуры «Энергетик», гостиница «Полесье»), универсальные продовольственные и промтоварные магазины, гостиничный комплекс. Припять являлась эталоном строительной уникальности и советских архитектурных изысков. К концу 1988 г. в городе должны были быть полностью сданы в эксплуатацию два крупных торговых центра (один из них «Припятские зори»), дворец пионеров и новый двухзальный кинотеатр, дворец искусств «Юбилейный» и гостиница «Октябрь», два спортивных комплекса — «Чернигов» и «Припятчанин». Также, на пересечении проспекта Строителей и улицы Леси Украинки должен был появиться ретранслятор телевизионных сигналов высотой 52 м.
Основной градостроительной идеей Припяти стал так называемый принцип «треугольной» застройки, разработанный группой московских архитекторов под руководством Николая Остоженко. Впоследствии, после предварительного утверждения, киевские архитекторы внесли в проект застройки собственные изменения, и этот компилированный вариант был окончательно согласован. Для того времени такая форма застройки была уникальна. Однако, параллельно с застройкой Припяти, эта же схема использовалась и при строительстве десятка других городов Советского Союза. В частности, отдельные микрорайоны Припяти имеют стопроцентное сходство с жилыми кварталами других атомоградов, Курчатова и Семипалатинска-21,Волгодонска и автограда Тольятти. Для принципа «треугольной» застройки характерна смесь жилых домов стандартной этажности и домов повышенной этажности. Отличительной особенностью такого строительства является визуальный простор и свободные пространства между зданиями. В отличие от старых городов с тесными улочками и плотной застройкой, Припять, как и другие однотипные города, проектировалась с одной единственной целью — удобство проживания. Кроме сознательного увеличения свободного городского пространства, эта цель достигалась также и особым, равноугольным расположением улиц и проспектов. С помощью такого расположения городских магистралей город Припять должен был стать городом, в котором появление автомобильных пробок было невозможно.
Мемориальные сооружения
Значительное место в градостроительной деятельности 1970-х гг. заняли мемориальные сооружения в память о героических подвигах в Великой Отечественной войне: архитектурно-скульптурные комплексы Пискаревского кладбища, Брестской крепости, Мамаева кургана в Волгограде и ряде других городов.
Дворец спорта «Измайлово»
1976-1980 гг. Арх. И.Гунст, Н.Смирнов, инж. К.Илленко, М.Пугачевский. Здание возведено в соседстве с комплексом Государственного центрального института физической культуры, построенным в первой половине 70-х гг. по проекту Б.Иофана; после Олимпийских игр оно и вошло в состав этого комплекса. Авторы построили композицию как сочетание почти квадратного в плане объема зала с мягко вогнутыми очертаниями завершения фасадов и террас развитого стилобата, которые связывают главный объем с пологим спуском к Измайловским прудам и стадиону института. Зал размером 72X66 м покрыт провисающим «пологом» стальной мембраны (толщина 2 мм). Ее опорный контур несут железобетонные колонны. Стены, чтобы избежать прямого попадания солнечных лучей, выполнены из стоящих вертикально лотков прямоугольного сечения, облицованных светлым камнем, между которыми расположены вертикальные ленты остекления. Зенитные фонари, прорезающие покрытие, глубокими коробами входят в интерьер.
Дворец спорта «Ди