Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г

Томас Элиот

Энциклопедия символов — бесконечная книга узнавания своих и чужих смыслов, скрытых за различными формами, знаками, словами.

Высоко в небе облачко серело,

Как беличья распластанная шкурка.

Он мне сказал: «Не жаль, что ваше тело

Растает в марте, хрупкая Снегурка!

Эти четыре строки — не стихи поэта-символиста. Точное воспроизведение действительности, любовь к называнию вещей манифестировало другое поэтическое течение начала XX века — акмеизм, к цеху поэтов которого принадлежала Анна Ахматова, автор этих строк.

Но что мы прочитаем в них, зная язык символов?

Облака, летящие в небе, — символ быстротечного времени. Легкие облака исчезают незаметно, тают.

Белка — воплощение серединного, земного мира в триаде «небо — земля — преисподняя». Значит, она олицетворяет состояние живого, живущего. Распластанная шкурка в таком случае — знак страдания и жертвы, знак смерти.

Две следующие строки, да и все стихотворение, подтверждают это сообщение, данное читателю на языке символов. Снегуркой названа женщина. Снегурочка в фольклорной сказке умирает, полюбив, став земной, настоящей (белка — мир живых). Она приносит в жертву глубокому, живому чувству свое тело, эту единственную собственность, которой реально располагает человек в своей жизни.

Символы очень живучи: они — обломки былого единства, одного наречия, которым владели люди до строительства Вавилонской башни, до «смешения языков». Православный философ Павел Флоренский говорил о языке символов как языке божественном. «Язык божественный обращается сперва ко всем людям и открывает им существование Бога; символика — язык всех народов, как религия — достояние каждой семьи; священства еще нет; каждый отец — царь и жрец».

От ясности и божественности этого языка рождается язык обряда, священный язык. Он заведует символикой зодчества, ваяния и живописи, равно как и культовыми обрядами и жреческими одеяниями. Это первое оплотнение, заключающее язык божественный в непроницаемые покровы. Символы в обряде, ритуале являются моделью размышления о природе и социальной жизни. Они несут в закодированном виде глубокие знания. Персидский ковер представляет для посвященного книгу о строении мироздания. Чувашский орнамент сохранил все знаки тюркского рунического письма. Главные праздники западно-африканского племени догонов подчиняются циклу обращения звезды Сириус по звездной эклиптике. Понимание ритуальных символов требует продолжительного обучения, называемого посвящением, инициацией. Полученные в процессе такого обучения знания носят название герметических (тайнозамкнутых), а посвящения именуются мистериями.

Символ — это знак некоей другой реальности.

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru Что есть «альфа»? Это не только первая буква многих алфавитов. Это жертва, ибо «алеф» означает «бык, жертвенное животное». Это первенство, самое главное. Число, соответствующее «а», — единица: Бог, первопричина, истина, и т. д. Так, альфа созвездия — самая яркая звезда данного участка неба. Звук «а» обладает огромной магической силой, он способен взывать к глубинной энергии жизни, которая позволяет Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru преодолевать боль и обычный уровень самозащиты. Это первый звук медитации «ом», «аум».

Комбинация букв «альфа» и «омега», первой и последней букв греческого алфавита, ранние христиане использовали для обозначения всемогущества и бесконечности Бога, как записано в «Апокалипсисе»: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец».

Символы в мистериях являются не только инструментами познания. Они пробуждают, направляют и обуздывают могучие эмоции: ненависть, страх, любовь и горе. Благодаря этому человек, участвующий в обрядах, имеет возможность испытать все богатство эмоционального опыта без особого риска для своей жизни.

Образность в произведениях современных авторов и в риторике политических деятелей заимствована из ритуальной символики.

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru Огромное значение для формирования, например, государственной символики Соединенных Штатов Америки имел герметический (тайный) язык масонства.

Если рассмотреть великую печать США, то можно увидеть массу оккультных и масонских символов. Главным из них является так называемый американский орел. На самом деле имелось в виду стилизованное изображение феникса.

Феникс явля Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru ется символом духовной победы и достижений, превращения и возрождения творческой энергии. Кроме того, на печати значимы не только изображения, но и количество предметов. Так, мистическое число тринадцать доминирует и не ограничивается числом колоний, из которых были первоначально образованы США. Священная эмблема древних инициированных, здесь состоящая из 13 звезд, появляется над головой «орла». Девиз содержит 13 букв, как и надпись. «Орел» держит в правой лапе ветвь падуба с 13 листьями и ягодами, а в левой — связку из 13 стрел. Фасад изображенной на обратной стороне печати Великой пирамиды в Гизе, исключая панель, где написана дата, состоит из 72 камней, уложенных в 13 рядов.

Секретные европейские организации помогали в становлении и устройстве этого государства. Цель его создания известна лишь немногим избранным. А сама великая печать есть знак братства, невидимого и многим неизвестного. Незавершенная пирамида символизирует строительные леса предназначенные для завершения задач, поставленных перед правительством Соединенных Штатов в самом начале его деятельности.

Символ — это знак, имеющий бесконечное множество значений, так как бесконечно число контекстов для любого выражения.

Книга символов — попытка расшифровать смыслы, стоящие за словами, образами, знаками, жестами. Умение понимать употребляемый в том или ином случае символ означает настоящее понимание: человека, ситуации, среды, в которую ты попал, статуса того, с кем ты общаешься. Понимание символического языка — это высшее проявление этикета, культуры и уважительного отношения к собеседнику.

Энциклопедия символов показывает спектр применения различных символов. Под символом понимаются как знаковые изображения, так и образы, в которые заложен кроме поверхностного, первичного, и более глубокий смысл, аналогия, значение. Знаковые символы различны по емкости: одни имеют широкое значение, это так называемые символы символов; другие выполняют функцию метки, конкретного и точного указания.

Книга построена по тематическому принципу и состоит из шести частей.

Часть І

СИМВОЛЫ СИМВОЛОВ

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

ВЕСЫ

Эмблема справедливости. Применяется как атрибут аллегорий закона, правосудия, юстиции.

ЗВЕЗДА

Звезда издавна служила символом вечности, а позднее — символом высоких стремлений, идеалов. Звезда — эмблема путеводности, счастья.

Звезда Магов (с шестью лучами) сияет над колыбелью Христа. На языке алхимии — Печать Соломона.

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru Полумесяц и звезда

Это древний символ богини Иштар, впоследствии ставший символом ислама.

У древних египтян полумесяц считался символом процветания и роста. Полумесяц был одним из атрибутов богини Олимпа Дианы. В 339 году до нашей эры полумесяц стал символом Византии, а Диану назвали покровительницей города (по легенде, яркий свет прибывающего месяца спас Византию от вторжения Филиппа Македонского). В 330 году император Константин переименовал Византию в Константинополь, а покровительницей объявил Деву Марию, которая, как «царица небесная», также имела полумесяц в качестве атрибута.

Через тысячу лет после Константина основатель турецкой мусульманской империи султан Осман одобрил полумесяц как символ своей веры.

Треугольная звезда

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru Треугольники, а также фигуры из трех треугольников и из трех кругов или из трех других пересекающихся фигур символизируют Троицу — существование Бога в трех лицах.

Трехдужник, который часто встречается на кельтских крестах, символизирует вечность непрерывностью своей линии, а треугольник внутри обозначает Троицу.

Трилистник, похожий по форме на листок клевера, использовался в средние века с этой же целью.

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru Y-образная вилка обозначает поднятые руки Христа на распятии или воздетые руки молящегося: «Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою, воздаяние рук моих — как жертва вечерняя».

C. 9

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru C.10

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

C.11
Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

C.12

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

C.13

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru C. 14

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

C.15

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

C.16

C.1 Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru 7

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

C.18

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

C.19

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

Свастика на расписном блюде из Передней Азии периода,
предшествующего шумерской цивилизации

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г.

С.20

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

C.21

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

С. 22

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

С.23

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

С.24

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

С.25

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

С.26

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

С.27

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

C.28

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

C. 29

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

C.30

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

C.31

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

С.32

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

С.33

Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г - student2.ru

Наши рекомендации