Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г
Томас Элиот
Энциклопедия символов — бесконечная книга узнавания своих и чужих смыслов, скрытых за различными формами, знаками, словами.
Высоко в небе облачко серело,
Как беличья распластанная шкурка.
Он мне сказал: «Не жаль, что ваше тело
Растает в марте, хрупкая Снегурка!
Эти четыре строки — не стихи поэта-символиста. Точное воспроизведение действительности, любовь к называнию вещей манифестировало другое поэтическое течение начала XX века — акмеизм, к цеху поэтов которого принадлежала Анна Ахматова, автор этих строк.
Но что мы прочитаем в них, зная язык символов?
Облака, летящие в небе, — символ быстротечного времени. Легкие облака исчезают незаметно, тают.
Белка — воплощение серединного, земного мира в триаде «небо — земля — преисподняя». Значит, она олицетворяет состояние живого, живущего. Распластанная шкурка в таком случае — знак страдания и жертвы, знак смерти.
Две следующие строки, да и все стихотворение, подтверждают это сообщение, данное читателю на языке символов. Снегуркой названа женщина. Снегурочка в фольклорной сказке умирает, полюбив, став земной, настоящей (белка — мир живых). Она приносит в жертву глубокому, живому чувству свое тело, эту единственную собственность, которой реально располагает человек в своей жизни.
Символы очень живучи: они — обломки былого единства, одного наречия, которым владели люди до строительства Вавилонской башни, до «смешения языков». Православный философ Павел Флоренский говорил о языке символов как языке божественном. «Язык божественный обращается сперва ко всем людям и открывает им существование Бога; символика — язык всех народов, как религия — достояние каждой семьи; священства еще нет; каждый отец — царь и жрец».
От ясности и божественности этого языка рождается язык обряда, священный язык. Он заведует символикой зодчества, ваяния и живописи, равно как и культовыми обрядами и жреческими одеяниями. Это первое оплотнение, заключающее язык божественный в непроницаемые покровы. Символы в обряде, ритуале являются моделью размышления о природе и социальной жизни. Они несут в закодированном виде глубокие знания. Персидский ковер представляет для посвященного книгу о строении мироздания. Чувашский орнамент сохранил все знаки тюркского рунического письма. Главные праздники западно-африканского племени догонов подчиняются циклу обращения звезды Сириус по звездной эклиптике. Понимание ритуальных символов требует продолжительного обучения, называемого посвящением, инициацией. Полученные в процессе такого обучения знания носят название герметических (тайнозамкнутых), а посвящения именуются мистериями.
Символ — это знак некоей другой реальности.
Что есть «альфа»? Это не только первая буква многих алфавитов. Это жертва, ибо «алеф» означает «бык, жертвенное животное». Это первенство, самое главное. Число, соответствующее «а», — единица: Бог, первопричина, истина, и т. д. Так, альфа созвездия — самая яркая звезда данного участка неба. Звук «а» обладает огромной магической силой, он способен взывать к глубинной энергии жизни, которая позволяет преодолевать боль и обычный уровень самозащиты. Это первый звук медитации «ом», «аум».
Комбинация букв «альфа» и «омега», первой и последней букв греческого алфавита, ранние христиане использовали для обозначения всемогущества и бесконечности Бога, как записано в «Апокалипсисе»: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец».
Символы в мистериях являются не только инструментами познания. Они пробуждают, направляют и обуздывают могучие эмоции: ненависть, страх, любовь и горе. Благодаря этому человек, участвующий в обрядах, имеет возможность испытать все богатство эмоционального опыта без особого риска для своей жизни.
Образность в произведениях современных авторов и в риторике политических деятелей заимствована из ритуальной символики.
Огромное значение для формирования, например, государственной символики Соединенных Штатов Америки имел герметический (тайный) язык масонства.
Если рассмотреть великую печать США, то можно увидеть массу оккультных и масонских символов. Главным из них является так называемый американский орел. На самом деле имелось в виду стилизованное изображение феникса.
Феникс явля ется символом духовной победы и достижений, превращения и возрождения творческой энергии. Кроме того, на печати значимы не только изображения, но и количество предметов. Так, мистическое число тринадцать доминирует и не ограничивается числом колоний, из которых были первоначально образованы США. Священная эмблема древних инициированных, здесь состоящая из 13 звезд, появляется над головой «орла». Девиз содержит 13 букв, как и надпись. «Орел» держит в правой лапе ветвь падуба с 13 листьями и ягодами, а в левой — связку из 13 стрел. Фасад изображенной на обратной стороне печати Великой пирамиды в Гизе, исключая панель, где написана дата, состоит из 72 камней, уложенных в 13 рядов.
Секретные европейские организации помогали в становлении и устройстве этого государства. Цель его создания известна лишь немногим избранным. А сама великая печать есть знак братства, невидимого и многим неизвестного. Незавершенная пирамида символизирует строительные леса предназначенные для завершения задач, поставленных перед правительством Соединенных Штатов в самом начале его деятельности.
Символ — это знак, имеющий бесконечное множество значений, так как бесконечно число контекстов для любого выражения.
Книга символов — попытка расшифровать смыслы, стоящие за словами, образами, знаками, жестами. Умение понимать употребляемый в том или ином случае символ означает настоящее понимание: человека, ситуации, среды, в которую ты попал, статуса того, с кем ты общаешься. Понимание символического языка — это высшее проявление этикета, культуры и уважительного отношения к собеседнику.
Энциклопедия символов показывает спектр применения различных символов. Под символом понимаются как знаковые изображения, так и образы, в которые заложен кроме поверхностного, первичного, и более глубокий смысл, аналогия, значение. Знаковые символы различны по емкости: одни имеют широкое значение, это так называемые символы символов; другие выполняют функцию метки, конкретного и точного указания.
Книга построена по тематическому принципу и состоит из шести частей.
Часть І
СИМВОЛЫ СИМВОЛОВ
ВЕСЫ
Эмблема справедливости. Применяется как атрибут аллегорий закона, правосудия, юстиции.
ЗВЕЗДА
Звезда издавна служила символом вечности, а позднее — символом высоких стремлений, идеалов. Звезда — эмблема путеводности, счастья.
Звезда Магов (с шестью лучами) сияет над колыбелью Христа. На языке алхимии — Печать Соломона.
Полумесяц и звезда
Это древний символ богини Иштар, впоследствии ставший символом ислама.
У древних египтян полумесяц считался символом процветания и роста. Полумесяц был одним из атрибутов богини Олимпа Дианы. В 339 году до нашей эры полумесяц стал символом Византии, а Диану назвали покровительницей города (по легенде, яркий свет прибывающего месяца спас Византию от вторжения Филиппа Македонского). В 330 году император Константин переименовал Византию в Константинополь, а покровительницей объявил Деву Марию, которая, как «царица небесная», также имела полумесяц в качестве атрибута.
Через тысячу лет после Константина основатель турецкой мусульманской империи султан Осман одобрил полумесяц как символ своей веры.
Треугольная звезда
Треугольники, а также фигуры из трех треугольников и из трех кругов или из трех других пересекающихся фигур символизируют Троицу — существование Бога в трех лицах.
Трехдужник, который часто встречается на кельтских крестах, символизирует вечность непрерывностью своей линии, а треугольник внутри обозначает Троицу.
Трилистник, похожий по форме на листок клевера, использовался в средние века с этой же целью.
Y-образная вилка обозначает поднятые руки Христа на распятии или воздетые руки молящегося: «Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою, воздаяние рук моих — как жертва вечерняя».
C. 9
C.10
C.11
C.12
C.13
C. 14
C.15
C.16
C.1 7
C.18
C.19
Свастика на расписном блюде из Передней Азии периода,
предшествующего шумерской цивилизации
Дж. Хартфилд. Как в средневековье... так и в третьем рейхе. Фотомонтаж для обложки журнала «A1Z». 1934 г.
С.20
C.21
С. 22
С.23
С.24
С.25
С.26
С.27
C.28
C. 29
C.30
C.31
С.32
С.33