Аспекты реконструкции приморских территорий в г. Одессе
В Черноморской береговой системе Украины большое значение имеет Одесский регион, который исторически сформировался в результате хозяйственного и градостроительного освоения приморских территорий и в процессе двухсотлетнего периода развития Одессы как одного из крупнейших региональных центров Украины.
Современной Одессе присущи все те проблемы, которые характерны для интенсивно растущих городских агломераций мира. Особенно это касается приморских городских агломераций, имеющих большие стимулы для своего развития и, вместе с-тем, структурно-территориальные ограничения.
В соответствии с существующими общемировыми тенденциями развитие Одессы приобрело форму городской агломерации. Развитие портово-промышленного комплекса вначале происходило на территории Одессы. Затем в середине 50-х годов потребовалось создание нового Ильичевского порта с городом - спутником Одессы. В дальнейшем, в конце 80-х годов, возникла необходимость строительства третьего порта и припортового промышленного комплекса с городом Южный. Таким путем сформировалась Одесская приморская городская агломерация со всеми присущими ей экономическими выгодами, но и социальными и экологическими проблемами.
Приморский город, как правило, становится мощным промышленным и транспортным узлом и с течением времени вынужден приспосабливаться к сложному и растущему портово-промышленному хозяйству. В современных условиях селитебная зона Одессы уже теряет преимущества приморского расположения, а, именно, пространственные связи с побережьем. Планировочная связь города с морем оказалась теперь ограниченной из-за интенсивного развития на морском побережье многопрофильной градообразующей базы.
Таким образом, одной из главных планировочных проблем, возникших на современном этапе развития Одессы и ее городской агломерации, является воссоздание утерянных и формирование новых контактных элементов планировочной структуры, обеспечивающих связь селитебных территорий с морским побережьем. Такими связующими структурно-планировочными элементами могут быть общественные приморские центры - места наибольшей социальной активности населения на морском побережье. Это делает актуальным поиски решения проблемы планировочного регулирования освоения приморских территорий в процессе формирования общественных центров Одессы и ее городской агломерации.
Прибрежные территории, имея преимущества географического положения, подвержены наиболее интенсивной урбанизации. На первых этапах это небольшие населенные пункты с портовым хозяйством. В дальнейшем на их основе развиваются крупные приморские города с разнообразными функциями (торгово-промышленными, военно-оборонительными, рекреационными, административно-управленческими и др.). В результате территориального развития города сливаются с соседними поселениями, преобразуясь в крупные городские агломерация, а затем в мегалополисы (Бостон - Нью-Йорк, Токио-Осака, Торонто - Детройт - Чикаго и др.).
Рассмотренные характерные формы пространственной урбанизации территорий вблизи крупных акваторий свидетельствуют об их большой разнообразии по величине и сложности.
В результате анализа зарубежного опыта определены наиболее характерные виды градостроительного освоения акваторий: «города-мосты»; «параллельные морские города» (жилые районы города, сооруженные на акватории); строительство на искусственных берегах; строительство на искусственных островах. Это свидетельствует о широких возможностях архитектурно-планировочного формирования общественных зон и центров вблизи акваторий и на их поверхности.
Анализ зарубежного опыта показывает, что при градостроительном освоении прибрежных территорий возникают задачи охраны и реконструкции истерических общественных центров, а также строительство, новых административных, торговых, деловых, спортивно-рекреационных и гостиничных комплексов.
Специфика Одессы как приморского города в наибольшей степени проявлялась в работах по планировке исторического общественного центра города. Эти работы показали, что одной из важнейших задач детальной планировки и проектов застройки остается проблема реконструкции исторического выхода к морю в районе морского вокзала и других районах морского побережья.
Есть основания полагать, что дальнейшее развитее градоформирующей базы Одессы должно идти по пути децентрализация ее портово-промышленного хозяйства и более интенсивному использованию приморских территорий для размещения престижных ирентабельных торговых и гостиничных комплексов, финансовых и деловых центров, яхт-клубов международного класса и пр. Это будет способствовать дальнейшему развитию Одессы как крупнейшего культурного, делового и рекреационного центра на юге Украины.
Для определения территориальных возможностей формирования приморских общественных центров Одессы возникла необходимость в сравнительной характеристике наиболее пригодных участков в границах четырех зон преимущественно общественного назначения: Южной, Аркадиевской, Центральной и Северной. Каждая из них протяженностью около 3 км. В пределах этих зон оценивались одиннадцать локальных участков береговой полосы шириной 1-1,5 км и глубиной 1,5-2 км.
В результате сравнительной оценки установлено, что наиболее благоприятными условиями для формирования общественных центров обладают участки: в районах Черноморки, мыса Большой Фонтан, Аркадии, яхт-клуба «Отрада», Лузановки. Остальные участки потенциальных общественных центров требуют предварительных реконструктивных мероприятий.
Планировочной осью Одессы является меридиальное направление, которое определяется морским побережьем: Композиционная ценность отдельных приморских участков зависит от их пространственного отношения к береговой линии. Ее конфигурация обуславливает композиционно-фокусируемые участки побережья на мысах Большой Фонтан и Ланжерон на планировочных осях: железнодорожный вокзал - театр музкомедии, Потемкинсхая лестница - морской вокзал и др. Реализация принципа доминантности общественных центров с учетом дорожной сети и геоморфологии Одесского побережья позволяет усилить их композиционную значимость в структуре городского морского фасада. Это соответствует тенденции концентрации общественных функций в наиболее доступных узлах городской планировочной структуры.