Пейзажные картины в малом саду
Скромные размеры садового участка позволяют создать в его пределах две-три самые простые пейзажные картины, но они могут иметь разные сюжеты, объединенные одним общим замыслом. Речь может идти о микроландшафтах, воспринимаемых порой только с веранды садового домика либо со скамьи у водоема. Но если вспомнить, какого удивительного эффекта добиваются японские мастера садово-паркового искусства в изображении природного ландшафта в его предельной миниатюризации, то такая задача покажется особенно привлекательной.
Человеческий глаз устроен так, чтобы видеть детали объекта лучше всего на расстоянии, равном (по высоте или ширине) наибольшему размеру объекта. Чтобы наилучшим образом увидеть высокий объект в целом, угол между линией, проведенной через глаз к горизонту, и линией, проведенной через глаз и наивысшую точку объекта, должен быть 27—28 . В этом случае наблюдатель должен быть удален от объекта на расстояние, равное двойной высоте этого объекта. Расстояние, равное высоте объекта, соответствует углу 45". Чтобы полностью увидеть один или несколько объектов, нужно отступить подальше. При yтроенном расстоянии оптимальный угол сокращается до 18 .
Конечно, не стоит и обсуждать приемы создания сложных, многосюжетных пейзажных картин, тем более пейзажных панорам, имеющих угол обзора 80—120" и даже 360' (круговая панорама),— такие композиции могут быть созданы лишь в крупных парках. Тем не менее и в самом скромном видовом кадре могут быть использованы закономерности в композиции пейзажей. которые в равной степени относятся и к изображенным художником, и к натурным, созданным человеком. В композиционном узле картины (необязательно совпадающим с центром) должны быть размещены основные элементы и акцент композиции. Поле зрения картины при этом должно быть расчленено, т. е. для наилучшего восприятия не должно быть нагромождения, хаоса в видовом кадре. И наконец, построить микропейзаж надо так, чтобы второстепенные элементы картины были связаны с композиционным узлом, обеспечивая целостность восприятия.
Что может стать центром композиции? Отдельно стоящее дерево (солитер) либо красиво цветущий кустарник, штамбовая форма, группа из валуна с цветами, зеркальце маленького водоема. Но при этом надо помнить, что для хорошего обзора отдельного дерева или кустарника (и любого другого вертикального элемента картины) расстояние до него должно быть не менее двойной, а лучше тройной его высоты, лишь в этом случае вертикальный угол восприятия композиции считается оптимальным.
В схеме восприятия пейзажа L — расстояние наблюдателя до картины, Н— высота картины, В— ее ширина. Этими размерами (параметрами) определяется характер картины. Соотношение этих величин может быть различным, нередко один из них становится доминирующим, например, при небольшой ширине и преобладающей глубине можно получить глубокую перспективу. Рамки картины создаются боковыми объектами (кустарник, стены здания, ограждение). Малые картины, характерные для садового участка, могут иметь также параметры: L=12H; угол горизонтального восприятия 27—45°, В— 10м и более.
В малом саду видовые картины могут быть не только замкнутыми, но и направленными из сада на окружающий ландшафт— реку, лес, водоем. В этом случае они зрительно увеличивают площадь садового участка, и он становится частью природного окружения.
При формировании видовых картин в саду нужно помнить о том, что они будут восприниматься не только статично, но в динамике, при движении по саду, и это обусловит то, что воспринимаемые с одной точки элементы картины переместятся, центр композиции может стать кулисами, и наоборот. Это отличает парковые композиции и видовые картины от застывших пейзажей на полотнах художников. Но, компонуя саму структуру видовой картины, насыщая ее элементами, нужно постоянно помнить о выявлении главного и второстепенного среди ее составляющих. Например, главным может стать декоративный бассейн, тогда кустарник на заднем плане должен быть подчинен выявлению воды и ее окружения так же, как и кулисы из многолетников на переднем плане, но все вместе должно составлять единое целое, не быть раздробленным, чересчур пестрым.
Динамика видовых картин не ограничивается только их изменением при перемещении по саду. Их изменчивость характеризуется еще одним измерением, представляющим одну из главных сложностей ландшафтной архитектуры, - временем. Каждый временной цикл накладывает свой отпечаток на восприятие пейзажа. Суточный цикл дает изменение светотеневого эффекта, сезонный (весна - лето - осень - зима) изменяет внешний вид растений, а поэтому и весь пейзаж в целом; наконец, возрастной цикл (имеется в виду возраст растений) существенно меняет и декоративность каждого растения, и в целом всей композиции. Эту динамику бывает особенно трудно учесть и запрограммировать начинающему любителю, составляющему свои композиции из одинаковых на первый взгляд саженцев. Именно поэтому надо внимательно изучить особенности каждого “зеленого кирпичика”, прежде чем определить ему место в саду и в маленькой видовой картине, которая сделает ваш сад особенным, не похожим на другие.
Соединить в архитектурно-ландшафтной композиции маленького сада все приемы и законы построения пейзажей, конечно, удается не сразу и не всем. Скажем больше, требуется иногда многолетний опыт поколений садоводов, в совершенстве владевших искусством, чтобы построить, осуществить, а потом поддерживать, совершенствуя, микропейзаж сада.