Организация системы управления
Рис. 5.5.1. Уровни и функциональные блоки системы управления
Система управления направлена на реализацию стратегии компании посредством управления процессами и проектами.
С учетом масштабов деятельности осуществлено структурирование управления сферами ответственности компании по трем уровням (см. рис. 5.5.1):
• корпоративное управление,
• стратегическое управление,
• операционное управление.
Наряду со структуризацией по уровням в системе управления компанией выделен в соответствии с мировой практикой менеджмента необходимый состав функциональных подсистем управления, обеспечивающих полноту и комплексность управления осуществляемой деятельностью.
В рамках программы развития системы управления компании «Стройтрансгаз» была осуществлена разработка и модернизация работы ряда ключевых функциональных подсистем управления:
• управление маркетингом – проведена организация функционирования системы маркетинговых исследований и системы продвижения услуг; результат: в практику работы компании настойчиво внедряются принципы ориентации на клиентов, стремление превзойти ожидания клиентов;
• управление инвестициями и проектами развития – организация функционирования системы инициирования, оценки, инвестирования и управления реализацией инвестиционных проектов и стратегических инициатив; результат: нормой жизни компании все больше становятся пристальное внимание к проектам развития, ставка на развитие конкурентных преимуществ, бережливое использование инвестиционного ресурса;
• бюджетирование, управление на основе центров ответственности и ключевых показателей оценки деятельности – организация подготовки, согласования и управления реализацией бюджетов и показателей деятельности центров ответственности и компании в целом; результат: достигнуто повышение прозрачности формирования затрат, создана возможность каскадирования стратегических показателей в бюджетные показатели деятельности центров ответственности, расширены возможности мотивации центров ответственности, повышен уровень информационной обеспеченности и возможностей адаптации к изменениям ситуации при принятии финансовых решений.
5.6. Постановка системы комплексного планирования и контроллинга
Рис. 5.6.1. Этапы процедуры комплексного планирования и контроллинга
Работа функциональных систем управления компании регламентируется (см. таблицу 5.6.1) и интегрируется в рамках системы сквозного комплексного планирования и контроллинга деятельности. Работа системы строится на последовательном исполнении следующих этапов работ: маркетинговые исследования – разработка стратегии – формирование программы продвижения услуг и деятельности – формирование инвестиционной программы – формирование бюджета – контроллинг исполнения принятых решений (см. рис. 5.6.1).
Результаты внедрения сквозной процедуры планирования и контроллинга позволяют увеличить обоснованность и глубину проработки производственно-финансовых планов, повысить эффективность их балансировки, обеспечить возможность комплексной адаптации программы работ к изменениям внешних и внутренних условий, увеличить гибкость организации работы компании.
Рис. 5.6.2. Система регламентов управления