Амарнский период развития древнеегипетского искусства
Амарнским периодом (или Амарной) в истории Древнего Египта принято называть эпоху правления фараона XVIII династии Эхнатона (1351-1334 гг. до н.э.). Амарна стала яркой вспышкой, всколыхнувшей традиционную египетскую культуру, своеобразной революцией, отголоски которой слышались на протяжении всей последующей древнеегипетской истории. Искусство Амарнского периода отличается замечательным своеобразием, которое вытекает прежде всего из характера нового мировоззрения. Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона. Новый стиль нашел отражение даже в колоссах Аменхотепа IV, установленных в храме Атона в Карнаке. В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, поэтому особым смыслом наполняется слово «маат» — истина. Изображения Эхнатона — любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности, свойственными египетскому искусству. Форма головы фараона, необычайно удлиненный овал лица, тонкие руки и узкий подбородок — все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах — скульптурных моделях.
Характерные приемы изображения фараона были распространены и на членов его семьи. Откровенным новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном. Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт: такова инкрустированная золотом и стекловидной пастой голова матери фараона, царицы Тии. Интимное лирическое начало проявляется в амарнских рельефах, исполненных естественной пластики и не содержащих канонических фронтальных изображений.
Кульминацией развития изобразительного искусства справедливо считаются произведения скульпторов мастерской Тутмеса. К их числу принадлежит и широко известная полихромная голова царицы Нефертити в синей тиаре. Вместе с завершёнными произведениями в раскопках скульптурных мастерских найдено и множество гипсовых масок, служивших моделями. 12. Памятники Критского искусства.
Кносс. Кносский дворец был одним из культурных и политических центров минойской цивилизации в 1900—1450 годах до н. э. Во времена своего расцвета и могущества Кносс был одним из самых влиятельных полисов по всему Средиземноморью. В Кносском дворце впервые в истории человечества применены такие инженерные и архитектурные идеи, как многоэтажные здания, естественное и искусственное освещение, водопровод и канализация, вентиляция, отопление, а также мощеные дороги. События, происходившие в Кноссе, повлияли на греческий эпос, появившийся несколькими веками позже. Фрески кносского дворца позволяют увидеть сцены торжественных церемоний, религиозные процессии, связанные с культовыми праздниками, игры со священным на Крите животным - быком. Художник показал на одной из фресок огромного быка, который мчится, почти не касаясь земли копытами, тяжело нагнув могучую голову и выставив вперед рога. Один из критян, схватившись за рога, собирается прыгнуть на спину животного, чтобы затем мягко спуститься на землю сзади быка. Процессия чинно шествующих юношей с ритонами представлена на той стене южных пропилеи дворца, где постоянно проходили люди. Изображенные персонажи как бы повторяли движение реальных критян. Стены дворца покрывались не только фресками, но и невысокими раскрашенными рельефами. На одном из них показан юноша в высокой диадеме, увенчанной перьями. Узоры на диадеме воспроизводят стилизованную форму лилии. Ожерелье на шее повторяет те же очертания. Несколько раз звучит здесь мотив этого изысканного цветка. В подобных узорах теплится жизнь. Они уже будто утратили качества живого цветка, но еще не стали орнаментами. Во многих памятниках критского искусства переплетается острое ощущение действительности с изысканной стилизацией. В трактовке фигуры юноши есть условность египетского толка: ноги и лицо показаны в профиль, но плечи повернуты анфас и глаз смотрит прямо на нас. Однако непосредственность мироощущения делает образ глубоко отличным от памятников Египта. Человек в искусстве Крита кажется значительно более свободным от преклонения перед непонятным и далеким божеством, нежели в египетском искусстве. Изображенные на критских фресках люди воспринимаются как неотъемлемая часть природы, они сливаются с тем пейзажем, в котором показывает их художник. Особенный интерес представляют найденные в кносском дворце невысокие фаянсовые статуэтки женщин со змеями в руках, поражающие изяществом и мастерством исполнения. Они имели, несомненно, культовое значение, может быть, изображали жриц со змеями - божествами, заботящимися о благосостоянии дома. Известны и статуэтки прыгунов через быка, исполненные в металле и слоновой кости.
Фест. По значению для археологической науки Фест занимает второе место после Кносса. Фест был очень богатым, многолюдным и независимым городом. Район Феста был населен ещё в эпоху неолита, о чём свидетельствуют фундаменты неолитических жилищ, инструменты, статуэтки и посуда, найденные во время раскопок под складами дворца. Раскопки на территории города, начатые Итальянской археологической школой под руководством Федерико Хальбхерра, были продолжены под руководством Луиджи Пернье и Д. Леви и дали значимые находки минойского, геометрического и эллинистического периодов в истории Эллады.
Малия. Малия была одним из важнейших центров минойского мореплавания и торговли. Раскопки на территории полиса были начаты в 1915 году Иосифом Хадзидакис и продолжаются в настоящее время Французской археологической школой. На территории минойского города раскопано много частных жилищ и захоронений в Хрисолакоси. Эта местность была заселена ещё в эпоху неолита. Первый дворец был построен примерно 1900 года до н. э., разрушен — около 1700 года до н. э., после чего был построен новый дворец, который также был разрушен примерно в 1450 года до н. э.
Вафипетро был раскопан в 1949 году Спиридона Маринатос. Это небольшое здание, некоторые участки которой были двухэтажными, со стенами, покрытыми цветной штукатуркой, без фресок. Считают, что мегарон был построен около 1600 года до н. э., а разрушен и заброшен — около 1550 года до н. э. На территории дворца были найдены и восстановлены маслобойни и давильные для винограда. Также археологи нашли ткацкие станки и гончарные круги. Одной из важнейших находок является большое орнаментированная амфора для масла.
Гортина. Гортина была одним из старейших и самых могущественных городов Крита, а в римский и ранневизантийский периоды — столицей острова. На территории Гортины находятся руины римского претория (сооружение IV века н. э.), двух нимфеи, Пифии Храма Аполлона Пифийского), святилища египетских божеств, двух театров, амфитеатра, акведука и терм.
Маски, в какой-то мере передающие индивидуальные особенности лиц, конечно, не могут быть названы портретными. В желании запечатлеть и сохранить черты лица царя или полководца, военачальника, выступает незнакомое для критян стремление возвеличить его роль. Возникновение подобных памятников свидетельствует о характере взаимоотношений в жизни ахейских племен. Торжество физической силы пронизывало эту культуру, находило выражение в мощности крепостных стен, в изображении батальных сюжетов и сцен охоты на вазах и фресках.
Формы сосудов также новы и непохожи на критские. Характер кубков из шахтовых могил XVI века разнообразен: некоторые нарядны, украшены розеттами, их контуры изящны; прекрасный сосуд из алебастра имеет сложные изгибающиеся ручки. Многие же отличаются лаконичностью декора, неприхотливостью силуэта, суровостью и простотой форм. В знаменитом 'кубке Нестора' из четвертой шахтовой гробницы конструктивная основа чаши заметна, несмотря на украшение ручек голубками.