Часть I. Франк Ллойд Райт в истории архитектуры XX века
Франк Ллойд Райт родился 8 июня 1867 в штате Висконсин, США. Детство прошло на ферме. Большую роль в формировании личности Райта сыграла его мать. Она хотела, чтобы сын стал архитектором и старалась с детства готовить его к этой профессии: занимала его играми, которые воспитывали чувство формы, композиции и цвета. В средствах он был ограничен, поэтому поступил на инженерный факультет местного университета. Райт совмещал учебу с работой на стройке и в проектном бюро и не окончил университет, так как был неудовлетворен учебной программой и методикой обучения.
Уехав в Чикаго, в 1887 году Райт поступил на службу в архитектурную компанию «Дэнкмар Адлер и Луис Салливен», одну из самых известных в США. От Салливена он воспринял ряд основополагающих для архитектурного проектирования концепций. Преподанные им «уроки правдивости, естественности и целостности» в решении архитектурных задач Райт усвоил навсегда.
«Простота была основной проблемой в период тех ранних исканий, – пишет Райт, и я вскоре убедился в том, что органичная простота обладает возможностями подлинной взаимосвязи, а красота, которую я почувствовал, соответствует выражению этой взаимосвязи. Убожество – это еще не простота...». Большое воздействие оказало на Райта знакомство с японской архитектурой на выставке в Чикаго в 1893 году. Его привлекла философия чистоты, стремление к устранению несущественного, связь внутреннего пространства с внешним пространством и природой. В эти годы Райт строит свой первый собственный дом с мастерской (Рис. 1 – 3).
В 1893 Райт открыл собственную мастерскую в Чикаго. С этого времени он осуществляет серию загородных домов-особняков, так называемых «домов прерий», в которых развиваются принципы «органичной архитектуры», воспринятые им у Салливена и подразумевающие неотделимость архитектуры от окружающей среды, а также воплощается идея о непрерывности и «перетекании» пространства. В «домах прерий» центральное ядро – большая комната с камином, в которую открываются гостиная, столовая и холл, что перекликается с древней традицией американского жилища с очагом посередине. При строительстве и работе над интерьерами этих зданий архитектор применял, как и в своем собственном доме, контрастирующие по цвету и фактуре материалы и конструкции, при этом рационально используя их специфические свойства. В 1901–1909 Райт создал около 120 проектов и построил 76 таких домов. Большинство из них предназначались для бизнесменов и представителей среднего класса и были расположены в быстро растущих пригородах Чикаго. Макеты и фотографии построек, выполненных Райтом, часто экспонировались на различных выставках, а в 1907 состоялась его первая персональная выставка в Художественном институте Чикаго. Наиболее значительными среди построенных им «домов прерий» были дом Уиллитса в Хайленд-парке, штат Йллинойс, 1902 г., дом Мартини в Буффало, штат Нью-Йорк, 1904 г., дом Изабеллы Роберте в Ривер Форест, штат Иллинойс, 1908 г. Эта серия завершается домом Роби в Чикаго, 1909 (Рис .4, 5).
В 1909 Райт едет в Европу, где проходят выставки его работ, издается монография. Творчество Райта оказало большое влияние на «рационалистическое» направление в архитектуре, которое начинало формироваться в те годы в Западной Европе в работах В. Гропиуса, А. Миса ван дер Роэ, группы «Стиль» и др.
Получив необычайную популярность в Европе, Райт оставался непризнанным у себя на родине. 1910 – 1925 года, период господства эклектики в архитектуре США, были тяжелыми для Райта. Он почти не имел заказов. Одновременно на него обрушились неурядицы в личной жизни. В это время он получает приглашение из Японии, где в период 1916 по 1922 год строит отель «Империал» в Токио (Рис. 27).Наряду с архитектурной деятельностью внимание Райт было направлено на теоретическое исследование вопросов проектирования.
Представления Райта об архитектуре были сформулированы им как «принципы органичной архитектуры». Основными являются следующие:
· Функция и форма едины. Вопрос, который возникает во все времена не только в архитектуре: что первично – деятельность (функция) или прежде всего должна решаться форма. По Райту, это единство можно истолковать как деятельность, определяющую форму и форму, воздействующую на деятельность, создающую условия для жизни.
· Понятие местности: включает в себя учет особенностей климата, ориентацию в пространстве, строительные материалы местности, а также уклад жизни – особенно в проектировании жилища.
· Связь внутреннего и наружного пространства. Проектирование изнутри – наружу и наоборот.
· Пространственные структуры объектов проектирования диктуются особенностями жизнедеятельности. Так, впервые в общественных зданиях Райт использует многосветное внутреннее пространство; где освещение сверху создает дополнительные рабочие площади, в высотных зданиях создается внутренний вертикальный стержень, состоящий из коммуникации и являющийся также несущим элементом, а наружные стены становятся самонесущими; применение пандуса внутри здания как возможность организации непрерывности движения.
· Разнообразие и характеристика пространств находится в зависимости от протекающих процессов, перетекание пространств друг в друга.
· Конструкции и материалы проектируемого объекта открыты. Конструкция неотделима от пространственного решения.
· Проектирование предметно-мебельного наполнения должно соответствовать пространственному решению.
В середине 1930-х годов после кризиса и депрессии в экономике США стал наблюдаться подъем, несколько оживилось строительство, уменьшилась безработица среди архитекторов. Это дало возможность Райту включиться в практическую деятельность. Одновременно в развитии американской и вообще западной архитектуры наметились тенденции, которые стали больше соответствовать его творческим убеждениям. Это было начало перелома в развитии современной архитектуры за рубежом. То, что строилось в 1920-х годах, вызывало неудовлетворенность у населения и у самих архитекторов. Наиболее заметные архитекторы Запада начинают искать новые пути архитектуры, в том числе – повышения ее выразительности. Популярность Райта росла вместе с разочарованием в чистом функционализме, он выступал с публичными лекциями и много писал. В 1932 вышла в свет его «Автобиография» (переиздана с дополнениями в 1943 г.). В том же 1932 он предложил проект «города широкого простора», модель идеальной сельской общины.
В середине 1930-х годов начинается второй период его деятельности, наиболее впечатляющими результатами которого стали административное здание фирмы «Джонсон и сыновья» в Расине, штат Висконсин, 1936 – 1939 (Рис.28 – 30) и так называемый дом-водопад, особняк Кауфмана в Пенсильвании-Вудс 1936, (Рис.8 – 10). К концу 1930-х годов относится и серия «юсонианских», то есть специфически американских (от сокращенного Юнайтед Стейтс – Соединенные Штаты) домов. Эти дома имеют легкие конструкции, перетекающую систему пространств, где обычное помещение кухни заменило рабочее пространство, освещенное лентой окон под потолком и присоединяемое к жилой комнате.
Как неоднократно писал Райт, Соединенные Штаты испытывают нужду в жилье: «Обеспечение недорогой жилой площадью является сейчас кричащей необходимостью... Я чувствую, что это – наш самый важный участок, и он был предан забвению нашими архитекторами (…). Недорогое жилье – крупнейшая архитектурная проблема Америки. Что касается меня, то ради благополучия родины и собственного удовлетворения я охотнее решал бы ее, чем строил что бы то ни было».
Для Райта решение жилищной проблемы – часть и метод решения социальных проблем, как он их понимал. По его мнению, жилой дом должен быть не просто огражденным от внешней среды и защищенным от непогоды местом, а жильем, кровом, домом человека в глубоком смысле этого слова. Он считал строительство жилья задачей более чем строительной: она связана с решением вопроса «как жить» вообще: дом, по его мнению, должен быть необходимым материализованым проявлением жизненных процессов, должен «соответствовать жизни», а не быть «коробкой, в которую втискивается жизнь».
При разработке нового типа одноквартирного жилого дома для США Райт применял следующие практические приемы.
· Вместо фундамента изготовлялось основание для стен в виде бетонной плиты по гравийному подстилающему слою. В эту конструкцию включается и разводка системы отопления. Подвал также не устраивался, так как он усложняет конструкцию, удорожает строительство и охлаждает жилые помещения. Площадка для строительства дренировалась посредством траншей, наполненных щебнем. По всей площади застройки устраивалось щебеночное основание толщиной 5-6 дюймов (12-15 см), в котором помещались змеевики отопления. Поверх укладывался бетонный подстилающий слой толщиной 10 см. На эту платформу устанавливались стены дома.
· Ядро дома образовывали кирпичные или из естественного камня стены в зоне кухни и санузла и в некоторых других местах. Эти массивы способствуют устойчивости сооружения - фактической и зрительной. Остальные стены были деревянными, состояли из трех слоев досок, проложенных пергамином. Тонкие деревянные стены, как утверждал Райт, обладают достаточной несущей способностью благодаря изломам их в плане. Слоистые деревянные стены, а также элементы остекления заготавливались в виде монтируемых на месте щитов и блоков.
· Высота помещений обычно делалась минимальной. Крыши, в традиционных постройках сложные по конфигурации, с многочисленными переломами кровель и пересечениями скатов, максимально упрощались. В построенных по проектам Райта домах крыша двускатная или плоская, причем со свободным водосливом, без водосточных труб и желобов. И скатные, и плоские крыши имеют широкие свесы. Значительный вынос карнизов устроен в большинстве жилых домов Райта. По его выражению, крыша – это «символ дома». Свесы защищают стены от осадков и остекление от солнца. Нередко навес над остеклением делался не сплошным, а в виде решетки – консольной перголы, дополняемой вьющейся зеленью, что создает защиту от солнца летом, когда растения покрыты листвой, и позволяет достичь лучшей освещенности помещений зимой. При этом, если вьющиеся растения не предусмотрены, ширина и частота планок решетки рассчитываются так, чтобы создать преграду для прямых лучей солнца в жаркое время года.
· Покрытие во всех случаях, в том числе и скатное, устраивалось бесчердачным, а потолок подшивался отделочной фанерой или струганными досками, причем подшивка потолка не только не оштукатуривалась, но и не окрашивалась (она покрывалась прозрачным лаком). Помимо упрощения и удешевления конструкции устройство бесчердачной скатной крыши создает интересные пространственные решения в интерьере.
· Вообще в постройках Райта штукатурка и покраска сведены к минимуму. Конструкционные строительные материалы – камень, кирпич, дерево, бетон – не маскируются отделочными материалами. Помимо того, что обнажение естественной фактуры материала конструкций производит своеобразный декоративный эффект, этим приемом достигается впечатление цельности и естественности пространства.
· Идея цельности («интегральности», как говорил Райт) имеет большое значение в концепции «органичной архитектуры». Он стремился к тому, чтобы сооружение производило впечатление как бы сделанного из одного куска, а не собранного из многочисленных частей и деталей. Так, подпольное отопление внедрялось им не только вследствие его экономичности и гигиеничности, но и потому, что оно позволяло сделать систему не дополнением к зданию, не оборудованием в виде прикрепленных к стенам труб и радиаторов, а «интегральной частью» постройки. В доме не было люстр и подвесов: источник искусственного освещения делался встроенным (причем очень часто скрытым). Мебель была, насколько возможно (за исключением, наверное, только стульев), встроенной: столы, кровати, диваны, шкафы, книжные полки были элементами архитектуры, предусматривались в чертежах и выполнялись в процессе строительства как части здания.
· Совершенно новым был подход Райта к устройству светопроёмов (если, конечно, сравнивать их не с тем, что стало обычным в архитектуре сегодня, а с тем, что делалось 40-50 лет назад). Окно в виде прямоугольного выреза в стене можно встретить у Райта только как исключение – «не нужно дырявить стену». В его постройках остекление либо ленточное, либо во всю высоту помещения, либо в потолке. В одноэтажных жилых домах помещения имеют разную высоту, и в местах перепада кровли (между разными ее уровнями) устраиваются проемы для верхнебокового освещения и для проветривания. При этом кровля нижнего уровня может продолжаться внутрь в виде полки, за которой иногда помещаются источники искусственного освещения. В жаркое время верхние окна способствуют хорошей вентиляции.
· Райт один из первых, кто ввел в архитектуру обильное остекление. Он говорил: «Свет придает красоту зданиям». Но эта тенденция совмещается у него с противоположной: уменьшать остекление для придания дому большего уюта, замкнутости, ощущения защиты, убежища. Вследствие этого в некоторых интерьерах «домов прерий» недостаточно естественного освещения. В 30-е годы Райт вводит следующее решение: стены, обращенные к улице и на север, – глухие, лишь с узкой полосой остекления под потолком, а стены, обращенные к саду, к внутреннему двору, на юг, – сплошь стеклянные от пола до потолка.
· Несмотря на большие световые проемы и целые стеклянные стены, дома Райта создают ощущение защиты, «крова»; интерьеры построенных им жилых домов по-домашнему уютны. Этому способствуют, в частности, широкое использование дерева в отделке помещений, обилие в них ковров и тканей (в том числе, например, для покрытия полов), общая мягкая, теплая тональность интерьера, наличие глухих стен, применение карнизов большого выноса.
· Чувство крова, убежища, защиты Райт стремился выразить в своих домах и тем, что постройка имеет массивное ядро каменной кладки, вокруг которого группируются помещения; ядро, видимое снаружи, возвышающееся над другими частями здания и представляющее собой как бы символ покоя, - внешнее выражение домашнего очага. Этот массив включает в себя дымовую трубу камина и объем кухни с верхнебоковым светом.
· Жилые дома Райта планировочно разделены на три зоны: спальни и санузлы, кухня и место для приема пищи, общая комната. Двери между ними по возможности устранены, чтобы было больше свободы движению, а также для создания впечатления единства внутреннего пространства.
· Центральная часть дома – общая комната с широкими видами наружу. Обычно она непосредственно сообщается с садом: ее пол продолжается наружу, переходя в террасу, которая таким образом принадлежит одновременно как бы и саду и дому, будучи отделенной от комнаты стеклянной стеной (а стена эта тоже не сплошная, но состоит из дверей, которые, если они открыты одновременно, объединяют пространство помещений с внешним пространством).
Если в свое время новшества Райта воспринимались как эксцентричность, то теперь почти любой современный дом в Америке что-то воспринял от них. Райт занимался проектированием и строительством не только богатых вилл, но и особняков для среднего американца – одноквартирных «домов умеренной стоимости». Эти сравнительно простые по структуре и относительно недорогие дома он называл «жильем для Америки».
С середины 30-х годов в США развивается заводское домостроение. Налаживается производство одноэтажных сборных, а также объемно-блочных домов, которые сходят с конвейера, как автомобили. Райт же, противодействуя всеохватывающей стандартизации, проектирует «непохожие» дома. Конечно, это не только соответствие практики архитектора его установке на проектирование для конкретных людей с их особым устройством жизни, но и результат непрестанных исканий новых пространственных решений.
В последние 23 года жизни архитектора получили воплощение 180 из 400 созданных им проектов, а всего за 72 года своей творческой деятельности он спроектировал 800 и построил ок. 400 зданий.
Райт умер в Фениксе (шт. Аризона) 9 апреля 1959. В последние годы жизни Райт опубликовал десятки статей; он объединил самые важные из своих печатных работ 1930-х годов в сборнике «Будущее архитектуры» (1953). Затем вышли книги «Естественный дом» (1954), «Завещание» (1957), а также переработанный проект «Города широкого простора» – «Живой город» (1958).