Постройка городского транспорта
(В сельской местности можно предложить постройку сельскохозяйственных машин.)
Предшествующая работа: Накануне желательно побеседовать с детьми, вспомнить, что они знают о городском транспорте.
Во время беседы надо сообщить тему предстоящего занятия, предложить детям подумать, что каждый из них будет строить.
Цель - развивать у детей умение предварительно планировать, обдумывать и оформлять в слове свой замысел, что будут строить, какие детали думают использовать, в какой последовательности предполагают выполнять работу и осуществлять свой замысел.
Ход игры: воспитательница напоминает детям, что им предстоит строить, предлагает вспомнить, какой городской транспорт они знают: грузовые и легковые автомобили, троллейбусы, трамваи, машины для поливки улицы, снегоочистители; просит подумать и рассказать, кто что будет строить; напоминает, что нужно выбирать для работы тот материал, который лучше подходит, и лишнего не брать.
В процессе стройки воспитатель наблюдает за работой детей, помогает разрешить возникающие затруднения, осуществить до конца конструктивный замысел, поощряет за удачную конструкцию.
В конце следует рассмотреть постройки, отметить, что хорошо придумано самим ребенком, где удачно применены умения, приобретенные ранее.
В заключение воспитательница подчеркивает, что дети сделали много разных построек и их можно интересно обыграть.
Постройка моста
Цель - дети учатся делать мостовое перекрытие на высоких, редко поставленных устоях, проявлять самостоятельность и инициативу в осуществлении строительного замысла, договариваться с товарищем о совместной работе, упражняются в определении правой и левой стороны.
Предшествующая работа - дети совершают прогулку к мосту, если он есть поблизости, рассматривают фотографии, картины с изображением разных мостов. Дети узнают, что мосты могут быть железнодорожные, для движения машин, для пешеходов. Воспитательница показывает им также изображения мостов, которые одновременно служат для пешеходов и машин, под которыми в то же время могут плавать пароходы и катера или проходить поезда, обращает внимание на то, как они устроены, а также на оформление перил.
Вместе с материалом на столах раскладываются и игрушки — автомобили, лодки, пароходы.
Ход игры - воспитательница объясняет и показывает, как делать площадку на высоких устоях (можно на цилиндрах или на брусках). Если площадку надо поднять еще выше, под цилиндры подставляют кубы. Перед тем как укладывать площадку, нужно соединить цилиндры между собой длинными пластинами (как соединяли кирпичики, делая окна в трамвае). Затем детям предлагается подумать, при сооружении какой конструкции понадобится такое перекрытие (при постройке мостов) , и дети вспоминают, какие мосты они видели, уточняют, что много мостов строят через реки, поэтому их делают на высоких устоях.
Воспитательница предлагает детям построить такой мост, чтобы он служил и для пешеходов и для машин, а под ним проходили пароходы или поезда.
Как сделать спуск и лестницу для пешеходов, дети должны сообразить сами; воспитательница только напоминает, что перила у моста нужно сделать красивые.
Конструкция моста имеет симметричную форму, поэтому ее могут строить двое детей. Нужно объяснить им, что каждый из них будет строить одну сторону; помочь определить, кто будет строить справа, кто слева; напомнить, что каждую часть моста нужно заканчивать вместе, но предварительно договориться между собой о том, как строить, чтобы конструкция с обеих сторон получалась одинаковая.
Надо также посоветовать детям безбоязненно применять способ замены одних деталей другими.
В процессе работы необходимо проверить, как дети будут определять размер моста, где будут сооружать лестницу для пешеходов, как будут связывать устои, помочь договариваться по ходу работы.
Когда постройки будут закончены, нужно рассмотреть их с детьми, обратить внимание на решение задачи отдельными детьми, остановиться на удачных конструкциях, обратить внимание на отделку перил.
Постройка дома
Цель - обогащается строительный опыт детей в сооружении зданий, дети знакомятся с особенностями их оформления, развивать у детей умение выполнять постройку по фотографии, дружно, согласованно работать с товарищем.
Дети знакомятся с новой деталью набора — фронтон.
Предшествующая работа: нужно рассмотреть здания, находящиеся вблизи детского сада, уточнить их назначение. Воспитательница останавливает внимание детей на архитектурных особенностях зданий. Дети узнают, что фронтон, колонны украшают здания.
Ход игры: Показывая фотографию здания, выполненного из строительного материала, воспитательница спрашивает у детей, нравится ли оно им и чем именно.
Рис 22. Дом.
Как бы подводя итог сказанному детьми, воспитательница заключает, что дом красивый потому, что фасад его украшен колоннами, на крыше тоже имеются украшения, и вся конструкция четко симметричная.
Далее дети рассматривают, из чего построен дом. Воспитательница знакомит их с новой деталью — фронтоном, объясняет, где можно его использовать. Выясняется, что в основании постройки положены кубы (дети подсчитывают, сколько их с каждой стороны). Затем дети называют детали, из которых сделаны пол, стены, окна и т. д., подсчитывают количество их. Вслед за этим они рассматривают крылечко и красиво украшенные перила. Затем воспитательница предлагает кому-нибудь из детей рассказать последовательный ход стройки. Она разрешает украшения на крыше и перилах сделать по-другому, но конструкцию дома требует воспроизвести точно.
Строить дом дети будут вдвоем. Воспитательница напоминает, что работать нужно дружно, договариваться друг с другом, как строить (один строит правую сторону, другой — левую) (рис. 22).
В процессе работы необходимо помогать детям строить дружно, вовремя справляться с трудностями, исправлять допущенные ошибки.
В конце надо предложить детям рассмотреть свои постройки и постройки товарищей, предложить вариант их обыгрывания.
Постройка вокзала
Цель — упражнять детей в изображении знакомых сооружений по памяти и представлению, побуждая их к проявлению творчества и изобретательности, учить правильно распределять обязанности между участниками стройки, не подавляя инициативы друг друга.
Предшествующая работа: Если есть возможность, хорошо провести экскурсию на вокзал, рассмотреть, как он устроен, понаблюдать приход поезда, высадку пассажиров, посмотреть, как производится посадка. Нужно отдельно рассмотреть поезд, обратив особое внимание на паровоз. Дети старшей группы должны узнать, что поезда перевозят пассажиров, груз.
Если нет возможности сходить на вокзал, надо провести беседу после рассматривания иллюстраций. Дети старшей группы почти все бывали на вокзале, так как они выезжали на дачу, ездили за город с родителями.
Желательно тему стройки сообщить детям перед экскурсией на вокзал или перед рассматриванием иллюстраций, а также сказать, что дети будут строить втроем, кто с кем хочет, чтобы они подумали, какой дополнительный материал им понадобится и приготовили бы его до занятия (репродуктор, часы и др.).
Ход игры: сообщив детям тему, воспитательница предлагает вспомнить, какие сооружения им придется построить: здание вокзала, железнодорожный путь, поезд, перрон и др., поясняет, что работать дети будут по трое, поэтому нужно распределить, кто что будет строить, и подумать о размере каждой постройки.
В процессе строительства педагог помогает детям правильно распределить участки стройки, следит, чтобы дети работали не спеша, аккуратно укладывали детали строителя, чтобы рационально использовали их.
Готовые постройки надо рассмотреть вместе с детьми, предложить рассказать, кто что строил, поощрить за проявление инициативы и изобретательности, за хорошее исполнение темы.