Тематика курсовых проектов
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ: «ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН»
ЛАНДШАФТ (нем. Landschaft) - 1) природный географический комплекс; участок земной поверхности, на котором природные компоненты находятся в гармоничном взаимодействии;
- 2) в искусстве – изображение какой-либо местности, то же, что пейзаж.
«ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА» - искусство создавать гармоничные сочетания естественного ландшафта с освоенными человеком территориями, т.е. антропогенной средой. В цели ландшафтной архитектуры входит как охрана естественных, так и создание новых ландшафтов. Ландшафтная архитектура решает вопросы формирования и сохранения ландшафтов с различными соотношениями природных и искусственных компонентов.
Опыт формирования ландшафтных объектов имеет глубокие исторические корни, хотя термин ландшафтная архитектура появился около ста лет тому назад в США в связи с организацией и проектированием там первых национальных парков.
В последнее время сфера деятельности ландшафтной архитектуры значительно расширилась, что привело к выделению в ней самостоятельных направлений, в т.ч. и ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА.
«ДИЗАЙН» (англ. Design) – замысел, проект, узор;
- сфера художественно-проектной деятельности, направленной на формирование и совершенствование целостной среды жизнедеятельности человека.
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН является одним из компонентов, формирующим в нашем представлении ОБРАЗ СРЕДЫ.
Образ среды включает настроение, эмоции потребителя, эстетическую окраску его деятельности. Поэтому комплексный подход к проектированию, гармонизация архитектурной среды с включением в проектный процесс всех ее компонентов является предметом изучения и главной творческой задачей будущего архитектора-дизайнера.
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН как направление творческой деятельности, имеет дело как с собственно формированием ландшафтного пространства, так и с пространственной организацией его функционального содержания и материального наполнения (архитектура, растительность, водные устройства, оборудование, и пр.) на основе художественно-проектной концепции.
Продолжаются дискуссии о различии между профессиями «ландшафтный архитектор» и «ландшафтный дизайнер». Тем не менее, профессиональная квалификация специалиста, основанная на методологии архитектурно-дизайнерского средового проектирования с целенаправленным поиском художественного результата, в достаточной мере определена.
Ландшафтный дизайнер занимается созданием искусственных и реабилитацией нарушенных ландшафтов, декоративной дендрологией, проектированием малых архитектурных форм и элементов благоустройства среды, решая проблемы синтеза искусств и пр. в целях создания экологического равновесия в окружающем человека пространстве.
II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ТЕМАТИКА КУРСОВОГО ПРОЕКТА.
Цель ландшафтного дизайна – органичное слияние архитектуры с природными элементами. Именно ландшафтный дизайн обеспечивает принцип целостности здания и его окружения, способствует синтезу природных и искусственных элементов среды.
Цель курсового проекта – ознакомить студента с методикой архитектурно-дизайнерского проектирования средового ландшафтного ансамбля на примере дизайна структурного элемента ландшафтного объекта –
малого сада.
Главная задача ландшафтного архитектора – организовать пространство в соответствии с функциональными, экологическими и эстетическими требованиями, создать его яркий и выразительный образ, благотворно влияющий на настроение человека
Задачи курсового проектирования:
- Ознакомиться с традициями садово-паркового искусства, обратив внимание на особенности формирования регулярного и пейзажного стилей.
- Ознакомиться с основными характеристиками средств ландшафтного дизайна.
- Освоить методику комплексного проектирования средовых объектов (на примере объектов ландшафтного дизайна).
- Разработать программу проектирования ландшафтного объекта.
- Реализовать творческий замысел, используя приемы искусства ландшафтной композиции.
- Выразить идею ландшафтного объекта в специфичной графике.
Тематика курсовых проектов.
Типологически все объекты ландшафтного дизайна подразделяются на две основные группы:
I - городские и загородные ландшафтно-рекреационные территории;
II – рекреационные пространства и ландшафтным фрагменты
в зданиях и сооружениях различного функционального назначения.
Данный курсовой проект предполагает разработку объектов I группы, к которым относятся:
- малые рекреационные территории (городские сады, скверы, бульвары, набережные, пешеходные улицы, территории школ, ВУЗов, НИИ, лечебных учреждений, промпредприятий и пр.);
- полифункциональные парки (структурные элементы системы озелененных территорий города).
Основным структурным элементом объектов ландшафтного дизайна является МАЛЫЙ САД.
МАЛЫЙ САД – это условно называемое ограниченное пространство, в котором человек вступает в непосредственный контакт с природной средой, организованной растительностью, рельефом, водоемом, архитектурой зданий и сооружений и малыми формами.
Малые сады широко распространены в группе жилых домов, в общегородских центрах, в интерьерах общественных зданий, садов на крышах, во внутренних двориках и атриумах, в квартальной застройке, на приусадебном участке коттеджа, в парках в виде фрагментов. Малый сад – это небольшое пространство, с точки зрения восприятия человеком (площадью от 0,2 до 5-6 га), где создается интимность, позволяющая воспринимать детали.
Кафедра дизайна архитектурной среды предлагает в качестве учебных курсовых проектов следующие темы :
- фрагменты парка им. Т.Г. Шевченко;
- фрагменты парка Глобы;
-«Сиреневый» бульвар в Самарском р-не г. Днепропетровска;
- фрагменты набережной им. Ленина в центральной части г. Днепропетровска;
- пляжные зоны;
- зоны отдыха дачного кооператива на р. Самаре;
- приусадебные участки частных коттеджей;
- площадки перед главным входом в академию, перед общежитием;
- площадки перед музыкальным училищем и др.
III. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТА ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА МАЛОГО САДА.