Тематика курсовых проектов

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ: «ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН»

ЛАНДШАФТ (нем. Landschaft) - 1) природный географический комплекс; участок земной поверхности, на котором природные компоненты находятся в гармоничном взаимодействии;

- 2) в искусстве – изображение какой-либо местности, то же, что пейзаж.

«ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА» - искусство создавать гармоничные сочетания естественного ландшафта с освоенными человеком территориями, т.е. антропогенной средой. В цели ландшафтной архитектуры входит как охрана естественных, так и создание новых ландшафтов. Ландшафтная архитектура решает вопросы формирования и сохранения ландшафтов с различными соотношениями природных и искусственных компонентов.

Опыт формирования ландшафтных объектов имеет глубокие исторические корни, хотя термин ландшафтная архитектура появился около ста лет тому назад в США в связи с организацией и проектированием там первых национальных парков.

В последнее время сфера деятельности ландшафтной архитектуры значительно расширилась, что привело к выделению в ней самостоятельных направлений, в т.ч. и ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА.

«ДИЗАЙН» (англ. Design) – замысел, проект, узор;

- сфера художественно-проектной деятельности, направленной на формирование и совершенствование целостной среды жизнедеятельности человека.

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН является одним из компонентов, формирующим в нашем представлении ОБРАЗ СРЕДЫ.

Образ среды включает настроение, эмоции потребителя, эстетическую окраску его деятельности. Поэтому комплексный подход к проектированию, гармонизация архитектурной среды с включением в проектный процесс всех ее компонентов является предметом изучения и главной творческой задачей будущего архитектора-дизайнера.

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН как направление творческой деятельности, имеет дело как с собственно формированием ландшафтного пространства, так и с пространственной организацией его функционального содержания и материального наполнения (архитектура, растительность, водные устройства, оборудование, и пр.) на основе художественно-проектной концепции.

Продолжаются дискуссии о различии между профессиями «ландшафтный архитектор» и «ландшафтный дизайнер». Тем не менее, профессиональная квалификация специалиста, основанная на методологии архитектурно-дизайнерского средового проектирования с целенаправленным поиском художественного результата, в достаточной мере определена.

Ландшафтный дизайнер занимается созданием искусственных и реабилитацией нарушенных ландшафтов, декоративной дендрологией, проектированием малых архитектурных форм и элементов благоустройства среды, решая проблемы синтеза искусств и пр. в целях создания экологического равновесия в окружающем человека пространстве.

II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ТЕМАТИКА КУРСОВОГО ПРОЕКТА.

Цель ландшафтного дизайна – органичное слияние архитектуры с природными элементами. Именно ландшафтный дизайн обеспечивает принцип целостности здания и его окружения, способствует синтезу природных и искусственных элементов среды.

Цель курсового проекта – ознакомить студента с методикой архитектурно-дизайнерского проектирования средового ландшафтного ансамбля на примере дизайна структурного элемента ландшафтного объекта –

малого сада.

Главная задача ландшафтного архитектора – организовать пространство в соответствии с функциональными, экологическими и эстетическими требованиями, создать его яркий и выразительный образ, благотворно влияющий на настроение человека

Задачи курсового проектирования:

  1. Ознакомиться с традициями садово-паркового искусства, обратив внимание на особенности формирования регулярного и пейзажного стилей.
  2. Ознакомиться с основными характеристиками средств ландшафтного дизайна.
  3. Освоить методику комплексного проектирования средовых объектов (на примере объектов ландшафтного дизайна).
  4. Разработать программу проектирования ландшафтного объекта.
  5. Реализовать творческий замысел, используя приемы искусства ландшафтной композиции.
  6. Выразить идею ландшафтного объекта в специфичной графике.

Тематика курсовых проектов.

Типологически все объекты ландшафтного дизайна подразделяются на две основные группы:

I - городские и загородные ландшафтно-рекреационные территории;

II – рекреационные пространства и ландшафтным фрагменты

в зданиях и сооружениях различного функционального назначения.

Данный курсовой проект предполагает разработку объектов I группы, к которым относятся:

- малые рекреационные территории (городские сады, скверы, бульвары, набережные, пешеходные улицы, территории школ, ВУЗов, НИИ, лечебных учреждений, промпредприятий и пр.);

- полифункциональные парки (структурные элементы системы озелененных территорий города).

Основным структурным элементом объектов ландшафтного дизайна является МАЛЫЙ САД.

МАЛЫЙ САД – это условно называемое ограниченное пространство, в котором человек вступает в непосредственный контакт с природной средой, организованной растительностью, рельефом, водоемом, архитектурой зданий и сооружений и малыми формами.

Малые сады широко распространены в группе жилых домов, в общегородских центрах, в интерьерах общественных зданий, садов на крышах, во внутренних двориках и атриумах, в квартальной застройке, на приусадебном участке коттеджа, в парках в виде фрагментов. Малый сад – это небольшое пространство, с точки зрения восприятия человеком (площадью от 0,2 до 5-6 га), где создается интимность, позволяющая воспринимать детали.

Кафедра дизайна архитектурной среды предлагает в качестве учебных курсовых проектов следующие темы :

- фрагменты парка им. Т.Г. Шевченко;

- фрагменты парка Глобы;

-«Сиреневый» бульвар в Самарском р-не г. Днепропетровска;

- фрагменты набережной им. Ленина в центральной части г. Днепропетровска;

- пляжные зоны;

- зоны отдыха дачного кооператива на р. Самаре;

- приусадебные участки частных коттеджей;

- площадки перед главным входом в академию, перед общежитием;

- площадки перед музыкальным училищем и др.

III. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТА ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА МАЛОГО САДА.

Наши рекомендации