Часть i. протояпонская культура
АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
Н. А. Иофан
Культура древней Японии
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»
ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МОСКВА
Иофан Н. А.
И75Культура древней Японии. М., Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1974.
261 стр. с ил.
Книга посвящена исследованию истоков и проблемам становления и развития японской национальной культуры. На материале археологических и этнографических данных, памятников литературы и искусства (архитектура, скульптура, живопись, музыка и театр), на фоне политической и социально-экономической истории рассматриваются мифологические и религиозные представления древних японцев, их эстетические идеалы, возникновение национального стиля и образной системы, прослеживается процесс становления культурной традиции.
10603-118 013(02)-74
243-74
Наталья Александровна Иофан
Культура древней Японии
Утверждено к печати Институтом востоковедения Академии наук СССР
Редактор Я. Я. Тихонравова Младший редактор Г. А. Бурова Художник Э. Л. Эрман Художественный редактор Н. Р. Бескин Технический редактор 3. С. Теплякова Корректор Л. М. Кальцина
Сдано в набор 16/1 1974 г. Подписано к печати 7/1У 1974 г. А-03828. Формат 60Х84'/16. Бум. № 1. Печ. л. 16,5. Усл. п. л. 15,34. Уч.-изд. л. 15,81 Тираж 15000 экз. Изд. № 3289. Зак. № 48. Цена 1 р. 20 к.
Главная редакция восточной литературы
издательства «Наука»
Москва, Центр, Армянский пер., 2
Тип. изд-ва «Коммунар»,
Г- Тула, ул. Ф. Энгельса, 150.
Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1974.
Ответственный редактор Н. А. ВИНОГРАДОВА
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Часть I. Протояпонская культура и становление культуры Японии
Неолит и энеолит — культура дзёмон и яёй
Становление японской культуры.
Образование родо-пле-менных союзов на островах Кюсю и в Кинай
Культура и искусство бронзовых колоколов дотаку
Первое японское государство Ямато и его культура
Часть П. Культура Японии периода перехода от древности к средневековью и раннего средневековья (VI—VIII вв.)
Реформа Тайка и ее роль в истории культуры японского общества VI—VII вв.
Мифология, религия и литература раннего средневековья Архитектура VI—VIII вв.
Скульптура и живопись
Театр и музыка
Заключение
Краткая библиография
Указатель
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящие очерки посвящены исследованию истоков японской культуры, и особенно японского искусства древности и раннего средневековья. Ни в советской, ни в западноевропейской и американской историографии нет пока еще специальных работ, рассматривающих японскую культуру и искусство этого периода. Эта дополнительная трудность вынуждает автора касаться проблематики самых широких, разнообразных областей истории культуры.
Япония, ее народ, своеобразная культура с давних пор возбуждали интерес не только непосредственных соседей — Кореи и Китая1. Очень рано, уже к XIII в., в Европе складывается представление о Японии (Чипингу, Дзипангу), как о сказочно богатой и прекрасной стране. В книге Марко Поло говорится, что в той стране золота великое обилие, государев дворец покрыт золотой крышей, а полы в нем выстланы золотыми плитами, что жемчугов в Японии тоже изобилие и вообще остров так богат, что всех его богатств и не перечесть. И живет там красивый и учтивый народ, который никому не подчиняется [22, 170].
Такое представление о Японии оказалось очень стойким и сохранилось в Европе еще в XVII—XVIII вв., несмотря на то что португальские, а затем голландские купцы и миссионеры достаточно хорошо познакомились с этой страной. Возможно, поэтому французские энциклопедисты приводят иногда в качестве примера идеального государства и народа Японию и ее население. Знакомство с японским искусством сводилось к чисто внешним представлениям о японском фарфоре, веерах, куклах и пр.
В России представления о Японии отличались значительно большей реалистичностью. Об этом свидетельствуют «Запис-
1 Китайские династийные истории Ранней и Поздней династий Хань — «Цянь Ханьшу», «Хоу Ханьшу», а также «Наныну» и «Суйшу» содержат подробное описание народа ва, его быта и нравов, политического устройства и пр.
ки флота капитана Головкина» [7], «Очерки истории Японии» Костылева [17] и особенно капитальный труд Иакинфа Бичурина, в котором содержится перевод текстов из китайских источников «Хоу Ханьшу», «Наныпу», «Суйшу», касающихся древней Японии [2]. Однако о японском искусстве действительно серьезных представлений не существовало ни в Европе, ни в России примерно до середины 60-х годов XIX в. Лишь после появления в Париже на выставке Салона японской гравюры укиё-э во Франции, а затем и в Англии и Германии началось настоящее знакомство сначала с японской гравюрой, а от нее со всем искусством, литературой и историей Японии. В конце XIX в. увлечение японским искусством захватило и Россию. Известную роль и здесь сыграл интерес к экзотике Востока.
Французские импрессионисты и постимпрессионисты, русские художники, группировавшиеся вокруг «Мира искусств», переживают влияние японского искусства, главным образом мастеров укиё-э. Можно сказать, что с этого времени впервые японское искусство получает мировое признание. Тогда же начинается серьезное знакомство и с другими областями японской культуры.
После революции 1868 г. Япония вышла на международную политическую арену. Социально-экономические и культурные сдвиги, которые произошли в стране к этому времени, тоже способствовали усилению влияния ее культуры не только в Европе, но и в Азии. В начале XX в. уже китайские ученые, художники, литераторы, политические деятели учились в Японии. В процессе взаимодействия культур происходит как бы перемена направления: Япония, испытывавшая в древности и средневековье столь сильное влияние китайской культуры, теперь, в свою очередь, воздействует на жизнь Китая, его национально-освободительное движение, борьбу за национальную культуру и искусство.
После второй мировой войны интерес к японской культуре (искусству, литературе, технике) возрастает. Новая архитектура, скульптура, прикладное искусство Запада демонстрируют благотворное влияние японского искусства. Они воспринимают основные художественные принципы японского искусства, усваивают его лучшие качества: благородную простоту и сдержанность, гармонию и целесообразность конструкции и архитектурного решения экстерьера и интерьера, лаконичную и острую характерность скульптуры, строгую красоту японского сада, функциональную декоративность прикладного искусства (керамики, тканей и других его видов).
Однако традиции и каноны японского средневекового и нового искусства, весьма тесно связанные между собой, генетически восходят к далекой древности. Именно в древности, в период IV—VII вв. н. э. — и это признают в настоящее время большинство японских исследователей — происходит становление психологического склада японского народа, его религиозного мировоззрения, эстетического идеала. В последующие периоды сформировавшиеся ранее специфические особенности японской культуры не только не исчезают, но, напротив, получают дальнейшее развитие в русле национальной японской культуры и искусства.
Постепенно накапливаемые в процессе непрерывного творческого созидания и отбора духовный опыт и традиции народа и составляют содержание национальной культуры. Определяющую роль в этом процессе играют среда и эпоха.
Настоящее исследование акцентирует внимание на VI— VIII вв. Этот период избран вследствие того, что именно тогда происходил переход от древности с рабовладельческим н феодальным укладами, развившимися внутри общинно-родового строя, к раннефеодальному обществу. Распространение в конце V — начале VI в. буддизма, вместе с которым в Японию широким потоком снова устремляется чужеземная культура, ускорило в значительной мере процесс исторического развития. Культуру VI—VIII вв., как полагает автор, можно по праву считать национальной культурой.
Для выявления характера феномена древней культуры Японии необходимо проследить весь путь его становления и развития, начиная с самого раннего периода. В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть становление японской культуры, опираясь преимущественно на историю древнего искусства и мифологию.
Часть I. ПРОТОЯПОНСКАЯ КУЛЬТУРА