Постройка забора и ворот
Конструктивная задача : ребенок должен сделать ворота такими, чтобы в них прошла его матрешка (матрешки по высоте у всех детей могут быть разные), и сверху ворота нужно украсить. Познакомить с новыми деталями — бруском и пластиной, запоминают название их. Закрепить умение ритмически располагать кирпичики в ряд, строить несложную постройку, соблюдая симметрию. Одновременно дети усваивают понятие «высокий», «широкий»; учатся строить постройки соразмерными с имеющимися игрушками.
Предшествующая работа: Перед тем как строить забор и ворота, на прогулке следует обратить внимание детей, что на участке детского сада есть скамеечки, горка и пр.; вокруг участка — забор. Если есть вблизи детского сада сквер, можно показать, что вокруг него тоже забор. На участок (или сквер) входят в ворота; они высокие.
Материал: на середине стола раскладывается материал из расчета по 12—13 кирпичиков на каждого ребенка; 9 кубиков, 1 пластина, 2—3 брусочка; кроме того, кладутся матрешки, 1—2 дерева.
Ход игры: дети вспоминают названия знакомых форм (кирпичик, кубик). Воспитательница обращает их внимание на новые формы — брусок и пластину, называет их, просит детей повторить эти названия и запомнить.
Воспитательница на своем столе строит забор с воротами — эта постройка будет образцом для детей.
После того как дети рассмотрят имеющиеся у них детали, назовут их, воспитательница привлекает их внимание к своей постройке и спрашивает, что у нее построено. Дети могут назвать то, что увидят, садиком, забором. Воспитательница уточняет: «Это забор с воротами. Забор сделан из кирпичиков. Ворота высокие, сделаны из кубиков. Сверху кубики накрыты пластиной. Ворота красивые — их украшают поставленные в ряд брусочки».
Воспитательница показывает и объясняет, что матрешка легко проходит через ворота, потому что ворота высокие и широкие. Вместе с детьми воспитательница устанавливает, что у всех детей матрешки разные и ворота нужно сделать разные, чтобы матрешки в них прошли.
Воспитательница показывает, как построить такие ворота: кубики поставить подальше друг от друга, чтобы ворота получились широкими — ставит два кубика, берет большую матрешку и проводит ее между кубиками; ворота нужно сделать высокими — ставит с каждой стороны еще по одному кубику, подчеркивая, что каждый кубик должен стоять на другом, совпадая углами. Сверху кубики покрывает пластиной. «Вот и ворота. Теперь попробуем — не надо ли сделать их выше?» Воспитательница старается провести матрешку через ворота, но матрешка не проходит. Тогда воспитательница снимает пластину и ставит еще кубики с обеих сторон, поясняя: «Ворота нужно сделать выше, поставим еще кубики — с одной стороны один и с другой — один. Попробуем теперь: Вот теперь хорошо». Воспитательница отмечает, что ворота в садике красивые, их можно украсить: сверху поставить 2—3 брусочка (брусочки могут быть другого цвета; на это следует обратить внимание). Затем детям предлагается построить такие же ворота, украсить их и построить потом такой забор, как они только что видели.
Когда ворота и забор будут построены, воспитательница советует поставить в садике деревья, сделать скамеечки для кукол. Затем разрешает поиграть.
«А наши куклы пойдут гулять в садик. Наташина кукла хочет пойти к Вите в садик и поиграть с Витиной куклой. Витя сделает скамеечку, чтобы куклы могли отдохнуть, когда они устанут» и т. д.
По окончании игр дети разбирают свои постройки, укладывают материал на место.
Игрушечная кроватка
Цель — закрепить у детей умение делать постройки соразмерные с игрушками, научить различать длинные и короткие пластины, правильно называть их. Воспитатель учит детей самостоятельно отбирать нужные детали, строить по образцу без показа приемов стройки.
Материал располагается на середине стола по формам, в большем количестве, чем нужно для конструкции. На каждого ребенка должно быть обязательно следующее количество деталей; 7 кирпичиков, 2 длинные и 2 короткие пластины, 4 кубика, а также куклы, матрешки, большие и маленькие мишки, лоскутки.
Ход игры: Вначале воспитательница обращает внимание детей на то, как много у них материала, просит показать кирпичики и кубики, затем показывает длинную, и короткую пластины и говорит детям, что это обе пластины, но одна короткая, другая длинная, так и надо их называть.
Рис. 6. Кроватки для кукол.
Детям нужно объяснить, что на столах у них материала много, но брать следует только то, что нужно для постройки. Поэтому сначала следует подумать, а затем уже взять.
Вместе с детьми воспитательница выясняет, что куклы на столе у них разные по размеру: одни большие, другие маленькие.
На столе у воспитательницы стоит сделанная до занятия большая кроватка для большого Мишки. (Хорошо, если к этому времени дети знают сказку Л. Толстого «Три медведя».)
Воспитательница говорит детям: «Вот у меня большой Мишка, а это какой Мишка? Маленький, Мишутка. Они много гуляли и хотят спать. У большого Мишки есть кроватка, она большая (кладет Мишку на кровать). А у маленького нет. Какую кроватку нужно сделать маленькому Мишке? Правильно: маленькому Мишке нужна маленькая кроватка. Посмотрите, дети, как сделана большая кроватка (рис. 6).
Внизу кубики: с одной стороны два и с другой — два, на кубики положены две длинные пластины. Из чего сделаны спинки кровати (показывает их)? Из кирпичиков. Сколько кирпичиков у одной спинки? Два. Какие пластины нужно взять для маленькой кровати? Правильно, короткие.
Теперь возьмите куклу, какую хотите — большую или маленькую, — и сделайте ей кроватку.
Хорошо подумайте, какую кроватку нужно сделать вашей кукле. Когда кроватку закончите, положите куклу и посмотрите, хороша ли будет ей кроватка».
В процессе работы надо наблюдать, чтобы дети правильно отбирали детали для кроватки, аккуратно присоединяли одну к другой, играли только по окончании стройки. Следует поощрять тех детей, которые относительно быстро и хорошо построили, помогать детям развивать игру.
Постройка домика
Рис, 7. Домик
Цель - учить детей умению анализировать готовую постройку, восстанавливать последовательный ход стройки, правильно называть знакомые детали строительного на
бора. Кроме того, дети практически усваивают такие понятия,
как «сзади», «спереди»,«сбоку», «вверху»; учатся правильно употреблять соответствующие слова.
Материал: кирпичики, кубики, бруски и призмы, необходимо при этом, чтобы были лишние детали. Надо сделать так, чтобы на столах кирпичики были одного цвета, а призмы другого. Или положить кирпичики разных цветов и предложить каждому отобрать кирпичики одного цвета. Кроме того, на столах размещаются матрешки — по одной на каждого ребенка.
Ход игр: У воспитательницы на столе заранее построен домик.
Обращаясь к детям, воспитательница показывает на красивый домик с открытыми дверями. Внутри домика матрешка (рис. 7). Полюбовавшись вместе с детьми домиком, воспитательница спрашивает, хотят ли дети сами сделать такой домик?
«Посмотрим сначала, как сделан домик у меня на столе. Вот у домика стены. Из чего сделаны стены? Из кирпичиков. С одной стороны два кирпичика и с другой два кирпичика. Сзади один кирпичик. А это что у домика? Окно. Что у домика сверху? Крыша. Крыша из призм. А здесь, впереди, что? Двери». (Двери сделаны из двух кирпичиков, поставленных на узкую грань.)
Затем воспитательница обращает внимание на цвет стен, крыши, подчеркивает, что стены одного цвета, крыша — другого.
После этого надо спросить у детей, с чего они будут начинать постройку. Прежде чем дети начнут строить, нужно показать им, как определять расстояние между стенами: сначала кладется кирпичик на длинную узкую плоскость для задней стены и к нему прикладываются кирпичики для "боковых стен. Необходимо также предупредить детей, что стены у домика нужно делать одного цвета, крышу — другого.
По окончании стройки надо похвалить детей за то, что они хорошо строили, обратить их внимание, что домики получились разные по цвету; поощрить желающих сделать дополнительные постройки: забор, мебель.
Надо помогать детям объединяться в процессе игр: куклы вместе гуляют, уезжают в детский сад и т. д., подсказывать, что 2—3 матрешки могут жить в одном домике.
По ходу игры не следует препятствовать детям пользоваться другими игрушками, необходимость в которых возникает по мере развертывания сюжета (домашними птицами, животными, посудой). У детей уже есть умения строить и можно вопросом, советом вызвать у них желание сделать дополнительную постройку. «А где же курочки будут жить?» или: «Где будут дети гулять?»