Архитектура VI—VIII вв
Ко времени распространения буддизма, принесшего с собой вместе с другими элементами иноземной культуры и специфический архитектурный стиль, в Японии существовали свои, местные традиции строительства светских и культовых сооружений.
В резном рельефе бронзового зеркала из кургана Така-радзука в уезде Кацураги (преф. Нара), которое датируется примерно серединой IV в., представлены существовавшие тогда жилища четырех типов. Жилище первого типа — землянка с покатой крышей, второго и третьего — видимо, деревянные постройки с крышами двух видов (остроконечной и покатой) и с полом, слегка приподнятым над землей. У жилища четвертого типа полы высоко подняты над землей; к нему примыкает веранда с навесом7.
По данным археологии, первый, наиболее примитивный тип жилища был и древнейшим. Землянки имели правильную четырехугольную форму; крыша из тростника и соломы держалась на столбах (числом не менее четырех), у северной или восточной стены помещался очаг. Жилища второго и третьего типа, более поздние по времени, возводились по такому же плану, но строились уже из дерева. Жилища первого типа остались обычными жилищами бедноты, жилища четвертого и отчасти второго и третьего типов принадлежали племенной знати.
Основная особенность древнейших культовых сооружений Японии заключается в том, что они принципиально не отличаются от обычных жилых помещений. Так называемые ханива-дома, датируемые III—V вв., реконструкции жилищ того же периода из раскопок в префектуре Нагано, Гумма, Нара, рельефы, украшающие древние зеркала (вроде упомянутого зеркала из кургана Такарадзука) и дотаку, а также синтоистские храмы, дошедшие до нашего времени в
7 Впоследствии веранда под названием цукимидай (веранда для созерцания луны) являлась непременным элементом храмового и дворцового сооружений.
традиционной, издревле установленной реконструкции, подтверждают это достаточно наглядно.
Объяснение этому явлению нужно искать в распространенном во многих религиях представлении о храме как о земном жилище бога. Древнейшие синтоистские храмы строились по образцу жилищ знати с остроконечной двускатной крышей, так называемой киридзума-дзукури, с полом, настеленным поверх свай, и верандой, защищенной навесом крыши. Самые знаменитые синтоистские храмы — храмы Исэ (рис. 26) и Идзумо (рис. 27)—представляют в то же время образцы древнего жилья, так называемого тай-сядзукури.
Главное здание Внешнего святилища, входящего в храмо-вый комплекс Исэ8,— четырехугольное деревянное строение на сваях. Внутренняя планировка храма повторяет планировку жилища II—III вв.: вход находится в южной стене, а святая святых храма помещается, подобно очагу жилых построек, в его северной части. Деревянные колонны расчленяют интерьер храма на равные части. Столбы — колонны, поддерживающие тростниковую крышу, являются продолжением свай, на которых стоит здание храма. Венчающие крышу кацуоги — круглые бревна — пересекаются на протяжении всего конька крыши и точно соответствуют одному из типов ханива.
Центральная колонна храма Исэ, так называемая синномихасира (массивная колонна), поддерживающая конек крыши, заимствована из конструкции жилых построек III—V вв.
Планировка синтоистского храмового комплекса в целом также аналогична планировке древних усадеб племенных вождей. Все строения, равно как и священные ворота — тории, расположенные одни за другими и символизирующие подразумевающиеся, но не существующие ограды на пути к храму, постепенно подымаются к возвышенности, на которой находится главный храм. Справа и слева от него — тоходэн
8 Храмовый комплекс Исэ состоит из двух святилищ: внутреннего Гэку, посвященного главному синтоистскому божеству — богине солнца Аматэр.асу, сооружение которого традиция относит к самому началу I в., и внешнего, Найку, датируемого второй половиной V в. и посвященного божеству «пяти хлебов» — Тоёукэ-оками. Кроме того, на освещенной территории находились две сокровищницы — восточная и западная.
В конце VII в. был введен обычай перестраивать здание храма заново каждые 20 лет. Таким образом, насчитывается 62 реставрации (последняя была проведена в '1953 г.).
(восточная сокровищница) и гайходэн (западная сокровищница). Все три строения обнесены четырьмя оградами, которые помимо своего прямого — оборонительного назначения приобретают здесь ритуальный смысл. Внутренних оград три — самая высокая называется мидзугаки, затем следует ути-тамагаки и сото-тамагаки. Все три ограды имеют по два входа (на юге и на севере). Последняя внешняя ограда — итагаки (деревянная ограда)— имеет только один вход — на юге.
По архитектурному стилю к синтоистским храмам и древним жилищам знати примыкают и древние сокровищницы, предназначавшиеся первоначально для хранения зерна.
Частые землетрясения, пожары и наводнения заставляли строить особые здания, которые могли устоять во время стихийных бедствий. Среди ханива III—V вв. встречаются изображения амбаров для зерна, пол которых на сваях приподнят над землей9. Это — так называемые кура, или мицу-гура, что в переводе означает «житница». Архитектурный стиль подобных сооружений обозначается специальным термином адзэкура (от глагола адзаэру — «собирать»).
Постройка в стиле адзэкура—массивный огнестойкий сруб, сложенный из грубо отесанных трехгранных бревен. Свод, образуемый бревнами в месте их пересечения, и называется собственно адзэкура.
Подобного рода срубные постройки были распространены в древности (примерно с IV—III вв. до н. э.) на огромной территории от Юнъани до предгорий Гималаев, на всей территории Сибири вплоть до Аляски и в Северной Европе.
Уникальным образцом свайной постройки в стиле адзэкура является прекрасно сохранившееся здание Сёсоин. Наряду с древнейшими сооружениями монастыря Хорюдзи Сёсоин — одно из самых древних деревянных строений не только в Японии, но и во всем мире. «Сёсоин» в переводе означает «сокровищница». Другое его название — Тодайдзи мицугура («Сокровищница Тодайдзи»), прямо указывает на первоначальное назначение постройки.
Сёсоин — единственный из складов сокровищ храма Тодайдзи, сохранившийся от середины VIII в. до наших дней.
Сёсоин был построен после смерти Сёму (748 г.) для
9 Такого рода постройки, генетически восходящие, по-видимому, к постройкам островов южной части Тихого океана, встречаются и поныне на юге Японии (например, в преф. Окинава) и в ее северных районах (у айнов на острове Хоккайдо).
хранения, как гласит свиток с подробным реестром, сокровищ Сёму и его вдовы, пожертвованных храмовой святыне— будде Вайрочане [53, т. I, 7].
Сёсоин — одноэтажное, правильной четырехугольной формы здание, вытянутое в длину с севера на юг. Его длина равна примерно 33 м, ширина (с запада на восток)—примерно 9,4 м. Общая высота от конька крыши до земли — около 14 м; высота свай — около 2,7 м; высота от пола, настеленного поверх балок, положенных на сваи, до потолка— примерно 3,7 м. Таким образом, высота свода адзэкура вместе с крышей равна примерно 7 м.
Сваи толщиной в 0,6 м из дерева адзунаро расположены в четыре ряда. Свободно укрепленные на каменном основании, они продолжаются в 40 колоннах интерьера (толщина колонны та же, что и свай). Колонны поддерживают большую двускатную черепичную крышу, украшенную черепичными же гребнями.
Интерьер расчленен на три помещения — так называемые северную, среднюю и южную кладовые, между собой не сообщающиеся. Каждое помещение имеет отдельный вход в восточной стене. Окна отсутствуют.
Длина балок помоста превышает ширину здания почти на 2 м, что позволяет настилать перед каждой из дверей временную платформу, к которой и подставляется лестница.
Первоначально Сёсоин состоял из двух отдельных сооружений— северного и южного — и был известен под названием Двойной кладовой. Они-то (северная и южная кладовые) собственно и являются строениями в стиле адзэкура, составляя вместе примерно половину всей площади Сёсоин.
Средняя секция была встроена несколько позднее — она соединила северную и южную кладовые, после чего все три помещения были подведены под общую крышу. Причем, конструкция средней секции — итагура — совершенно иного типа, чем адзэкура. Ее западная и восточная стены сооружены из довольно тонких досок, в то время как северной ее стеной служит южная стена северной кладовой, а южной — северная стена южной кладовой.
В таком виде, сохранив традиционное название «Трех кладовых», здание существует и поныне и, являясь древнейшим памятником японской гражданской архитектуры, хранит в своих стенах редчайшие образцы древнего искусства.
Начиная с середины VI в. в Японии возводятся многочисленные буддийские храмы и монастыри. С этого времени архитектура Японии, как и другие виды искусства, подпадает под чрезвычайно сильное влияние буддизма. Очень скоро его влияние начинает испытывать даже синтоистская архитектура. В то же время местный архитектурный стиль оказывает влияние на чужеземные архитектурные каноны. Исследование ранних памятников буддийской архитектуры в Японии представляется весьма ценным, так как наглядно иллюстрирует сложный и длительный процесс слияния разных архитектурных стилей.
По преданию, первый буддийский храм был построен в 552 г. в честь изображения Будды, привезенного из корейского государства Кудара (Пэкче) [50]. Вскоре противники буддизма из родов Мононобэ и Накатоми сожгли храм, а статую Будды сбросили в воды канала Нанива. В результате ожесточенной борьбы этих двух родов с родом Сога, выступавшим в поддержку буддизма, последний победил и строительство буддийских храмов возобновилось.
К 640 г., по свидетельству «Нихонги», было построено уже 46 храмов [87]. Но почти все они еще в древности погибли от огня.
Счастливым исключением является только знаменитый монастырь Хорюдзи, главные строения которого, датируемые VII в.: кондо — Золотой храм, то —пагода, кайро — крытая галерея и тюмон — внешние ворота,— сохранились до наших дней. Хотя после пожара 670 г., уничтожившего значительную часть монастыря, все его главные здания были перестроены, Золотой храм и пагода, как полагают специалисты, сохранили свой первоначальный вид.
Расположенный в 7,5 японской мили (примерно 29 км) к югу от Нара, храм состоял из пагоды (по-японски — то) и Золотого храма (кондо). Вокруг этих главных зданий возводились остальные постройки, галереи и пр. Первоначально построек было семь, откуда идет название храмового ансамбля — «Сицидо-гаран», т. е. семь зданий. Затем их стало гораздо больше. Архитектурный стиль был занесен из Китая корейскими мастерами, возводившими первые буддийские храмы периода Асука (VI в.). С самого начала все храмовые постройки возводились с учетом окружающего пейзажа. Характер понимания архитектурного ансамбля и пейзажа как единого комплекса заимствован из Китая. Правда, в Китае не сохранилось ни храмового комплекса, ни даже развалин храмов, выстроенных по плану, аналогичному плану Хорюдзи, хотя целый ряд источников (в том числе, например, рос- писи Дуньхуана) указывает на существование там подобного рода архитектурных образцов.
В Корее на территории древнего государства Кудара также не сохранились постройки этого типа. Лишь на территории государства Силла японскому археологу Сэкино Тэй удалось обнаружить следы храма Хоуан лонсёу, в котором имелись постройки типа тюмон, кондо и то, причем расположены они были по оси, проходящей с юга на север.
Таким образом, здания монастыря Хорюдзи, как и деревянное зодчество в ансамблях Ситэннодзи в Нанива (Осака) и Ямадэра, скопированное с китайско-корейских образцов, являются памятниками не только японского, но также китайского и корейского средневекового храмового зодчества.
Вместе с тем Хорюдзи имеет свои особенности, отличающие его от китайского образца.
Храмовый комплекс, составляющий Хорюдзи, распадается на два лежащих рядом ансамбля — Сайин (Западный) и Тонн (Восточный).
Западный ансамбль — Сайин — наиболее древний: датируется, по одним источникам, 607, а по другим — 616 г. Японская историческая традиция приписывает разработку плана и руководство строительством Сайин регенту Сётоку-Тайси. Полагают, что ядро Сайин — тюмон ('внутренние ворота), пагода, кондо и кайро (галерея), расположенные в южной части всего ансамбля Хорюдзи,— уцелели после пожара 670 г. и дошли до наших дней в неизменном виде. Эти сооружения представляют особенно большой интерес для изучения самого раннего этапа истории буддийской деревянной архитектуры на Дальнем Востоке.
Восточный ансамбль, Тонн, датируется VIII и последующими веками и отмечен чертами более позднего периода. Описание сохранившейся части ансамбля Сайин помогает установить специфические особенности, присущие японской архитектуре уже в этот период. Как композиция Сайин в целом, так и расположение отдельных зданий не во всем совпадает с китайскими канонами, зафиксированными в источниках и воплощенными в более поздних каменных и кирпичных китайских храмах.
Четырехугольный в плане ансамбль, строго следуя принципу геомантики по так называемой оси фыншуй (ориентация зданий с юга на север), которая была положена и в основу ориентации государева дворца внутри китайской столицы еще со времени династии Хань, композиционно весьма радикально отличается от планировки китайского ансамбля.
В отличие от китайских канонов в древнем ансамбле Хорюдзи, несмотря на строгий план всего ансамбля в целом, явственно проступают черты, свойственные японскому эстетическому мировоззрению. Так, в ансамбле Сайин два главных элемента архитектурного ансамбля: Золотой храм и пагода — расположены не по оси фыншуй, а стоят рядом (пагода — на западе, Золотой храм — на востоке). При таком расположении у зрителя исчезает ощущение излишней перегруженности всего ансамбля двумя массивными сооружениями. В этом стремлении к большей свободе композиции обнаруживаются черты, присущие именно японскому искусству.
По-иному решается и соотношение храмового ансамбля с окружающей природой. Так, в отличие от загородных буддийских храмов Китая, расположенных, как правило, на горах, Хорюдзи был выстроен на равнине. Таким образом, в архитектурно-планировочной структуре китайских и японских храмов существует принципиальное различие. В китайских храмах большую роль играет наличие нескольких плоскостей, или ярусов, на которых расположены важнейшие сооружения. Это придает разнообразие и прихотливость всему ансамблю даже при условии соблюдения тяготеющих к симметрии канонов. Японский ансамбль, лишенный ярусного расположения строений, тяготеет к несколько иной свободе композиции, диктуемой пейзажем равнины.
На территории Хорюдзи гораздо меньше деревьев, и это значительно облегчает возможность одновременного обозрения храмовых построек. В то же время отдельные деревья превращены здесь в своеобразные архитектурные компоненты, гармонически связанные со всем ансамблем. Эта особенность — использование одного-двух деревьев, кустов или просто веток в качестве обязательной части архитектурного ансамбля — сохраняется в японской архитектуре на протяжении всей ее истории, оказывая влияние на характер и прикладного искусства.
Знаменитая пагода (рис. 28) ансамбля Сайин Хорюдзи, так называемая Годзюното («Пятиярусная пагода»), также отличается от китайских пагод, как запечатленных в росписях Дуньхуана, так и построенных из камня или кирпича. Ей присущи большая легкость и изящество пропорций, ажурность силуэта, стройность форм.
Пагода Годзюното положила начало созданию в Японии собственной специфической формы такого сооружения. Причем, по мнению большинства специалистов, этот, один из самых ранних образцов японской пагоды, производит впечатление наиболее устойчивое по сравнению с более поздними сооружениями этого типа.
Крытые галереи — кайро, замыкающие ансамбль, связывают отдельные здания. Впервые они появляются именно на японской почве.
Иначе, чем в Китае, решено членение фасада тюмон — внутренних ворот.
Ворота расчленены на четыре пролета, тогда как в Китае было лринято непарное членение, и центральный пролет являлся там почетным входом. Согласно японской традиции четырехпролетное парное членение преследовало цель продемонстрировать равенство всех людей перед Дхармой — «Высшим Законом». Идея такого решения приписывается Сётоку-Тайси.
Оформление отдельных архитектурных деталей ансамбля Хорюдзи тоже продолжает местные японские традиции. Таковы, например, колонны тюмон, так называемые таруки, или декор балюстрады кондо и тюмон.
Форма колонн, поддерживающих крышу тюмон, воспроизводит форму древних японских ханива, изображающих строения. Колонны не строго цилиндрические, как в Китае и Корее, а слегка выпуклые в середине и сдавленные у основания и вершины.
От древней японской традиции идет и спиральный орнамент— так называемый тёккомон. Аналогичный узор встречается на японском саркофаге V в. из раскопок в области Кинки [35, 32]. Орнамент тёккомон появляется в декоре балюстрады кондо и тюмон вместо принятого, как правило, в Китае, Корее, а затем и в Японии санскритского солнечного узора, так называемой свастики (по-японски мандзикудзуси].
Отличается ансамбль Хорюдзи от китайско-корейских прототипов и своеобразными конструктивными формами, вызванными к жизни особыми природными условиями Японии и присущими собственно японскому зодчеству. Эти конструктивные принципы несомненно были заимствованы буддийской архитектурой.
Обращаясь к характеристике японских конструкций, следует прежде всего сказать об их сейсмоустойчивости. Именно стремление предохранить здание от разрушения во вре- мя землетрясений заставило взять в качестве универсального строительного материала дерево и создать на его основе специальные конструкции.
Возводя столь массивные (площадью около 147 кв. м) и высокие (более 30 м) здания, как пагода Годзюното и кондо (рис. 29), строители Хорюдзи прибегают к двум различным инженерным решениям. Для пагоды сооружается прочная, из цельного ствола гигантского кипариса хиноки (толщиной в 91,5 см) мачта, которая призвана служить главной опорой всего здания. В кондо японские мастера дают свое собственное решение, выдвигая в качестве главной опоры подвижную, состоящую из многочисленных сочленений конструкцию. Эта конструкция во фронтальном разрезе по форме приближается к равнобедренному треугольнику, который лежит в основе распространенного у многих народов материка конструктивного принципа плотничьих сооружений. Но в отличие от рубленной из одного ствола материковой конструкции (в Сибири и Северо-Восточной Европе), сочлененная японская конструкция могла служить своеобразным амортизатором. Такая конструкция предохраняла постройку даже при очень сильных толчках почвы.
Далее, кондо древнего ансамбля Хорюдзи поставлен на двухступенчатый каменный цоколь (подобный греческому стилобату), тогда как под все китайские постройки подводилось только одноступенчатое подножие. Вероятно, такого рода японская конструкция, порожденная природными условиями, сродни столь же распространенным в Японии постройкам свайного типа (что, может быть, сближает японское зодчество с архитектурой Юго-Восточной Азии и островов Океании). Циклопическая кладка японского цоколя также могла служить своего рода амортизатором.
Приведенные выше характерные черты, столь ярко проявившиеся в этом самом раннем в Японии комплексе буддийской архитектуры, позволяют утверждать, что японские мастера, следовавшие местным традициям, участвовали в его строительстве наравне с китайско-корейскими архитекторами. Известную роль сыграло здесь и стремление буддийских миссионеров приспособиться к эстетическим нормам, привычным для народа, среди которого они вели проповедь.
В остальном в японской архитектуре, как и в других областях искусства, в период VII—VIII вв. происходит интенсивный процесс усвоения культурного наследия народов Дальнего Востока и Центральной Азии, в первую очередь Китая и Кореи.
В ходе этого процесса развивается своеобразный стиль ведущего в VII—VIII вв. культового буддийского зодчества. В главных зданиях ансамбля Сайин — кондо, Годзюното и тюмон заложены основные черты формирующегося архитектурного стиля.
Кондо — здание, в котором хранится главная святыня и куда мирянам доступ был запрещен.
Существуют две версии датировки кондо. Согласно первой, здание построено в период 607—616 гг., а в начале VIII в. нижний этаж был обнесен крытой галереей, заметно исказившей облик здания. Другая версия датирует кондо 711 г., когда здание было восстановлено по старому образцу. Кондо — типичный образец японской буддийской архитектуры самого раннего ее периода. В нем в полной мере во- плотились наиболее характерные черты, присущие японской деревянной архитектуре древности и раннего средневековья: строгость и простота строительных конструкций, являющихся одновременно и деталями архитектурного декора (рис. 30). Открытые для обозрения конструкции украшают своеобразным узором как интерьер храма, так и наружную его часть. Главной несущей частью служит не глинобитная стена, которой отведена только роль перегородки, а система кронштейнов, поддерживающих венчающий карниз. Причем пересекающиеся в виде пучка из четырех лучей непосредственно у самого карниза кронштейны расположены таким образом, что их силуэт подобен очертаниям облака (рис. 31). Отсюда и название этой конструктивно-декоративной манеры — кумогата хидзики (облака).
Расположение пересекающихся пучком кронштейнов на оси колонны заимствовано, по мнению ряда авторов (Ж. Бюо [66, 6], Р. Пэйн [93] и др.), у китайских архитекторов— строителей храмов Юньган и Лунмынь. Фигуры из резного камня, имеющие в упомянутых храмах то же примерно назначение, что и кронштейны, признаны этими авторами прототипами кронштейнов. Однако не следует забывать о весьма сложном пути перенесения конструкций деревянной архитектуры и каменных пещерных храмов Китая в деревянную архитектуру Японии. С другой стороны, как отмечают та же Ж. Бюо [66, 68] и другие, так называемые кумогата встречаются только в японской архитектуре. Происхождение кумогата, по мнению этих авторов, восходит к постройкам амбарного типа древнего населения Японских островов — айнов, которые строили свои амбары так, чтобы защитить их содержимое от крыс.
Поставленный на гранитный стилобат и подведенный под массивную черепичную крышу с большим выносом кондо характерен своим ярко выраженным горизонтальным ритмом. Здание противопоставлено устремленному ввысь столпу пагоды. Сочетание этих двух зданий создает гармонический, лишенный монотонности ансамбль. При помощи ритмически расположенных колонн нижнего и верхнего этажей двухэтажного здания (причем колонны верхнего этажа несколько смещены в сторону по отношению к более массивным колоннам нижнего), поддерживающих общий антаблемент, фасад кондо членится на вертикальные плоскости.
Три центральные балки южного фасада открывают в плоскости стены фасада широкие двустворчатые двери. Такие же двери имеются в стенах и трех других фасадов: северного, западного и восточного. Двери служат также единственным источником дневного света. Балки — найдзин — собственно интерьера храма пригнаны друг к другу и образуют поверхность, которая была расписана не позже начала VIII в.
Плафон найдзин составлен из двух частей: сирин (образованной наклонно расположенными планками) и собственно плафона — (ори-агэкумиирэ). Такая конструкция плафона остается неизменной в течение последующих веков.
В центральной части плафон переходит в фонарь в форме усеченной пирамиды. Ж. Бюо и другие полагают, что фонарь плафона является подражанием пещерным храмам Бамиана, в свою очередь имитирующих индийскую деревянную архитектуру [66, 67].
У колонн, расположенных посередине центрального помещения, отсутствуют обращенные внутрь консоли, так что верх его целиком высвобожден. Этим создается впечатление большого простора.
Слабо освещенный и потому трудно обозримый интерьер почти лишен украшений и по оформлению вполне соответствует внешнему виду здания.
Установить принцип организации интерьера в VII в. представляется невозможным ввиду отсутствия исчерпывающих материалов. Видимо, в этот период интерьер был весьма строг, и акцент в нем делался на чисто архитектурный декор, а не на скульптуру. Ширмы и другие украшения просто хранились там, как и в сокровищнице. Неизвестно, как они сочетались с общим характером интерьера VII в.
Вместе с тем необходимо помнить, что в отличие от китайского интерьер японского храма был доступен только для духовенства и высшей знати. Народ лишь заглядывал в храм через открытые двери.
Главным украшением интерьера, так же как и фасадов, являются более чем трехметровой высоты колонны, несущие систему стропил — таруки. В то же время колоннами рассекается и внутреннее пространство храма. Здание имеет 26 массивных колонн четырехгранной формы с сильным энтазисом (наподобие колонн деревянной архаики древней Греции).
Изогнутые (для облегчения конструкции) черепичные крыши обоих этажей довольно низко нависают над стенами, усиливая горизонтальный ритм храма.
Первый этаж подведен под четырехскатную крышу. Крыша второго этажа (иримоядзукури) — вариант кровли типа сикоробуки (буки — фуки) с надзатыльником, как у шлема (сикоро),— построена позднее. Сикоробуки состоит из двускатной остроконечной крыши с двумя фронтонами, поставленной на четырехскатную.
Такая форма крыши, связанная непосредственно с японскими постройками добуддийского периода (см. хани-ва), остается в архитектуре Японии и в последующие века.
Черепица полуцилиндрической формы отличается очень тщательной отделкой. Она выложена по краям кровли в виде узора, воспроизводящего цветок лотоса, Возможно, что она заимствована из Кореи. Мощный конек крыши заканчивает черепичный же акротерий, который называется сиби (хвост совы) или куцугата (башмак).
Причудливый рисунок крыши, вздернутые углы которой кажутся висящими на невидимых нитях, как и весь силуэт здания, служил, возможно, той же цели, что и культовые сооружения островов Океании, а именно должен был возбуждать благоговение и суеверный страх. В такой же степени эти же чувства должна была вызывать и пагода.
Существуют две теории происхождения пагоды. Согласно одной, пагода вырастает из индийской ступы вследствие атрофии полушарий ступы (анда) и гипертрофии ее мачты и зонта. По другой теории, пагода развивается из башни, которая строилась для защиты ступы.
В облике поставленной на каменный стилобат пагоды Хорюдзи нет уже ничего общего с приземистыми и массивными ступами. Прототипами японской пагоды были, вероятно, несохранившиеся пагоды Китая и Кореи. Японская пагода могла быть в плане четырехугольной или многоугольной, но никогда круглой, тогда как индийские ступы и китайские пагоды очень часто имели вид круглой башни.
«Пятиярусная пагода» — Годзюното — считается замечательным образцом свободной композиции. Силуэт пагоды, образованный наклонными пересекающимися линиями стропил и кронштейнов, весь пронизан воздухом. Поэтому она и производит на зрителя впечатление иллюзорной графично-сти и предстает только в двух измерениях, как бы лишенной пластического выражения.
Общая высота пагоды — 33,5 м, из них на ее шпиль приходится 9,7 м.
Величина ярусов пагоды прогрессивно убывает от основания к вершине. Такое же явление наблюдается в индийской (ступа) и ранней китайской (пагода) архитектуре, но в меньшей мере. В первом ярусе пагоды — три пролета (по-японски — три кэн); во втором и третьем — столько же при меньшей ширине яруса; в четвертом, еще более узком,— также три, а в совсем узком пятом — уже всего только два пролета. Отсюда, быть может, и создается впечатление большей устойчивости.
По сравнению с кондо пагода отличается большим богатством и разнообразием ритмов и легкостью архитектурной массы.
Основная тема вертикальных ритмов — крыши и богато изукрашенный шпиль.
Четырехскатные крыши первых четырех ярусов имеют небольшой наклон, примерно под одним и тем же углом; у пятой — шатровой — крыши наклон больше.
Массивные крыши и крупные стропила, их поддерживающие, придают спокойствие и неторопливость всему ритму. Контрастом к ним выступает оформление шпиля — сорин, снизу доверху увешанного бронзовыми украшениями. Ритм шпиля — беспокойный, напряженный.
В нижней части шпиля расположен робан (сосуд для росы) в форме венчика цветка лотоса на кубическом основании. Над робан расположен кюрин («девять» колец), или сорин,— стилизованное изображение зонтообразных деталей, венчающих ступу. Возможно, что в VII в. к кольцам кюрин были привешены небольшие бронзовые колокольчики (как на пагодах более позднего времени). Еще выше находится часть, называемая суйэн (брызги воды). Ее орнамент составлен из четырех стрельчатой формы листиков (также из бронзы), направление которых строго ориентировано по четырем странам света. Венчает шпиль бронзовый шар — рюся (колесница дракона) и хосю (сокровище), по форме напоминающее пузырек. Эту же форму пузырька имеют нимбы монументальной иконографической скульптуры.
Таковы традиционные элементы, присущие, как правило, декору шпиля пагод VII, VIII и последующих веков.
Их символический и декоративный характер заимствован с материка, но воплощение их отмечено новыми чертами, связанными с местными традициями. По сложному и неспокойному силуэту шпиль несколько напоминает шаманские жезлы островов Океании.
Интерьер пагоды организует мачта, которая служит осью всех ее ярусов. В культовых целях используется интерьер только одного первого этажа, где мачта обшита четырехугольной опалубкой, все четыре панели которой заняты своеобразной диорамой, датируемой 710 г. Один из сюжетов диорамы— «Успение Будды», может быть, указывает на первоначальное назначение сооружения этого типа как ступы-усыпальницы.
В остальном интерьер пагоды, как и кондо, украшен в VII в. преимущественно архитектурным декором. В следующем, VIII в. все больше внимания начинают уделять скульптуре и стенным росписям.
Последнее монументальное строение древнего ансамбля — внутренние ворота — тюмон. Тюмон — ворота внутренней ограды монастыря, которые находятся непосредственно перед входом в святилище. Различные хозяйственные строения монастыря располагались за пределами этой ограды.
Архитектурная форма такого рода сооружения появляется в Китае в эпоху династии -Суй, т. е. в конце VI — начале VII в. В Японии, как уже отмечалось ранее, она претерпевает довольно существенные изменения в сторону большей свободы композиции. О членении фасада тюмон и своеобразной форме его колонн уже говорилось, изменяются также и пропорции их конструкций.
В плане нижнего этажа лестница имеет четыре пролета в ширину и три в глубину (4 /сэнХЗ мэн). Они повторяются и в верхнем этаже. Но по сравнению с лестницами китайских храмов главная лестница тюмон короче и круче. Такое чисто горизонтальное решение придает зданию тюмон большую строгость и спокойную монументальность.
Главным украшением тюмон служат колонны и резная балюстрада второго этажа. По обеим сторонам главной лестницы установлены скульптурные изображения стражей святилища — двух Рикиси, датируемых XII в., но выполненных в традиции VIII в.
Галерея-кайро ближе всего к синтоистской архитектуре. Ее конструкции предельно просты: двускатная крыша покоится на легких прямых (прямоугольных в сечении) колоннах-столбиках, замкнутых стенами-переборками, прорезанных широкими окнами; отношение высоты окна к ширине — 2:3. Завершающие колонны — конструкции каэрумата (букв. «лягушачье бедро») в форме буквы У — поддерживают карниз и в то же время служат единственным декоративным украшением.
Модуль конструкции дверей кайро, определяющийся расстоянием от конька до вершины колонн, который равен расстоянию между колоннами, характерен для конструкций синтоистского храма.
Непосредственно к архитектурному стилю Хорюдзи примыкают два интересных памятника японского искусства — Тамамуси-но дзуси (рис. 32) и Татибана-но дзуси10, хранящиеся в алтаре кондо. Оба памятника нельзя рассматривать как настоящие архитектурные памятники. Это лишь миниатюрные копии, макеты храма, помещенного внутри интерьера Золотого храма Хорюдзи. Таким образом, они не являются частью архитектурного ансамбля. Но тот факт, что в них тщательно воспроизведены детали архитектуры того времени, оправдывает привлечение их в качестве источника для изучения архитектурного стиля VII—VIII вв.
В VII в. у японской знати был очень распространен обычай сооружения фамильных храмов или хотя бы приобретения для своего жилища скульптурного изображения Будды. С этой целью, видимо, и были изготовлены две дошедшие до нас скинии. Возможно, что этот обычай возник из местной традиции, восходящей к периоду изготовления архитектурных ханива. Во всяком случае, по мнению ряда археологов и искусствоведов (Ж. Бюо, А. Пэйн, Ито Тюта и др.), Тамамуси-но дзуси не имеет аналогии в Корее, хотя его интерьер и носит следы влияния корейского стиля.
Тамамуси-но дзуси датируется началом, а Татибана-но дзуси — концом VII в.
Храм Тамамуси — миниатюрное подобие кондо монастыря Хорюдзи — представляет большой интерес также и потому, что он является хорошо сохранившимся образцом деревянного зодчества того времени и соединяет в себе черты храмовой и дворцовой архитектуры.
Высота храма — 233 см. Здание состоит из двух частей: нижняя часть — цоколь, а верхняя — собственно храм, построенный наподобие дворцового здания. Все части сделаны из японского кипариса хиноки и покрыты черным лаком.
В отличие от двухъярусного кондо храм-дворец Тамамуси— одноэтажный (нижний ярус заменен здесь высоким цо-
10 Тамамуси — жук (СгузооЬсоа с1е§апз), радужные, переливающиеся надкрылья которого напоминают украшения дверей храма. Дзуси— «скиния», «переносное святилище». Татибана — фамилия потомков сына Нанива-о Сётоку-Тайси.
колем), покрыт медной крышей типа иримоя11 с фронтоном. Четырехгранные (квадратного сечения), как в Хорюдзи, колонны поддерживают свод, карнизы здания опираются на кронштейны. Все архитектурное сооружение производит впечатление легкости и изящества.
Остов здания, верхние части колонн и балконы украшены мастерски обработанными ажурными бронзовыми решетками и позолоченными пластинами, сквозь прорези которых просвечивает оригинальная декоративная инкрустация Тамамуси.
Здание имеет одну дверь в передних стенках и две в боковых. Окна отсутствуют. Внутренние .панели украшены небольшими барельефами на позолоченных пластинах с изображением Будды и лаковыми росписями (красным, желтым и зеленым лаком по черному лаковому фону).
Татибана-но дзуси внешне не является законченным воспроизведением храмового сооружения. Его крыша в форме усеченной пирамиды с двумя карнизами-^г/каэсы имеет явно незавершенный характер. Однако расположение стропил аналогично конструкции плафона в кондо.
Оформление интерьера обеих скиний, особенно ранней Тамамуси, помогает дополнить представление о характере храмового интерьера VII в., воплотившемся прежде всего в кондо.