Проспект независимости
Проспект строился главным образом в сталинские времена. И печать торжественной, слегка пышной архитектуры того времени, конечно же, налицо. Однако мы не без удовольствия ходим по нему и показываем гостям. Проспект – лицо города. Большого европейского города. Он является наиболее целостным комплексом послевоенной застройки в стиле «сталинский» ампир. В начале 1990-х годов центральный участок проспекта был включен в Свод памятников истории и культуры Беларуси. Его архитектурная неповторимость, значимость и целостность находится под охраной государства.
Проспект пересекает город с северо-востока на юго-запад, теперь его протяженность около 25 км. Он связывает все районы города. Строился он в три очереди. Мы выезжаем на первую очередь застройки.
[Автобус начинает движение]
Открывают проспект два здания: слева – гостиница «Минск» (1958, арх. Г. Баданов), справа – Главпочтамт (1953, арх. В. Король).
Здания на проспекте, в основном, жилые, пятиэтажные, почти одинаковой протяженности и высоты. Это создает целостный характер застройки и даже некоторую парадность. Сегодня проспект – прекрасный пример единого стилистического решения.
Первым построенным после войны на проспекте было административное здание слева – желтого цвета. В первой его части – Министерство внутренних дел. Оно располагается в сохранившемся с дореволюционного времени (1915) здании – об этом напоминают лишь остатки лепного декора над угловой лоджией и недавно возвращенная на фасад скульптурная композиция.
Здание Министерства плавно и незаметно соединяется с постройкой послевоенного времени – Комитетом государственной безопасности (1945—1947, арх. М. Парусников). Напротив его – с правой стороны проспекта, в начале бульвара – памятник основателю советского ЧК Ф. Дзержинскому (1947, скульпт. З. Азгур), уроженцу Беларуси.
В первых этажах жилых зданий – кинотеатры, магазины, кафе, различные учреждения. Слева – крупнейший универмаг центральной части города – ГУМ (1951, арх. Ф. Гегарт, Л. Милеги), справа – Национальный банк Республики Беларусь (1949—1952, арх. М. Парусников). Здесь же, в начале бульвара – памятник нашему земляку, дважды Герою Советского Союза, летчику Сергею Ивановичу Грицевцу (1909—1939). Свои награды он получил еще до войны – за бои в Испании и в войне с Японией (при Халхинголе).
[Автобус поворачивает на ул. Ленина]
Мы на время покидаем проспект и выезжаем на ул. Ленина. Лицо этой улицы, как и проспекта, определяет архитектура ХХ-го века. Это один из первых примеров ансамблевой застройки в городе (1950-е гг.). Здания построены в едином стиле, выделяются своим цветовым решением и хорошо выполненными керамическими деталями, первые этажи расчленены системой арок.
До революции эта улица называлась Губернаторской. Здесь находились дома самых знатных горожан и крупнейшие магазины Минска. Улица вела к главной площади старого города – ныне площади Свободы. С историей и архитектурой площади мы познакомимся после выхода из автобуса.
[С ул. Ленина автобус поворачивает направо на ул. Интернациональную, у здания Академии музыки налево и останавливается на площадке за гостиным двором; группа выходит из автобуса и проходит на смотровую площадку в точку видимости Замчища, Троицкого и Раковского предместий, улицы Немиги] |
ЗАМЧИЩЕ
Площадь Свободы – свидетель пятисотлетней истории Минска, свидетель многих исторических событий, историческое ядро города, хотя она не является местом, где Минск родился, но мы совсем недалеко от него.
Отсюда в поле нашего зрения в разной степени видимости находятся территории исторического центра Минска… Прямо перед нами – Замчище, справа от него – квартал Троицкого предместья, слева – Раковское предместье и квартал улиц Верхнего города, на площади которого мы находимся. Понятие «Верхний город» в старых документах не встречается, но оно уже давно на слуху у многих поколений коренных минчан, в трудах историков и документах прошлого и этого веков.
Некогда Верхний город и предместья – Троицкое и Раковское – являлись единым целым. Сегодня они отделены друг от друга многополосными магистралями улиц Немига, Богдановича и проспекта Победителей. Да и сам Верхний город разрезан путепроводом на две половины.
На противоположной стороне улицы Немига, рядом с Домом физкультуры, находилось Минское замчище – первоначальный центр древнего Минска.
Что от него осталось? Лишь небольшой холм над рекой. Наиболее древним участком города является взгорок между набережной Свислочи и Домом физкультуры.
Замчище, т.е. укрепленная часть древнего города, располагалось на небольшой возвышенности при впадении в Свислочь р.Немиги. Река Свислочь протекает там, где текла она в самые древние времена существования города. Только тогда она была глубже и шире, чем теперь. Название Немиги-реки исчезло с карты города. Эта небольшая своенравная река забрана в бетонный коллектор и протекает под улицей Немигой – на нее перешло название реки. В Свислочь до недавнего времени она впадала в том месте, где три звена парапета набережной приподняты. После сооружения здесь станции метро реку Немигу отвели по новому коллектору в сторону – и сейчас она впадает в Свислочь за стадионом «Динамо». Здесь же ее перегородили бетонной стенкой, а на ее прежнем месте в Свислочь попадает вода лишь ливневой канализации.
В прежние времена недалеко от впадения в Свислочь – в районе Екатерининской церкви – Немига разделялась на два рукава. Левый рукав, ныне не существующий, огибал территорию замка по линии хорошо видимых жилых домов на проспекте Победителей и в районе Дворца спорта впадал в Свислочь. Правый – долгое время сохранял старое русло. Такое ограничение замка реками и заболоченной территорией с северной стороны обеспечивало городу стратегическое преимущество при обороне. Почти островное расположение крепости значительно облегчало оборону города. Тем не менее, основу его военной мощи составляли искусственные укрепления, которые превратили город в ХП в. в могучую крепость, отвечавшую всем требованиям фортификации того времени.
Центром города являлся укрепленный замок-детинец овальной формы. Проспект разделяет детинец примерно на две равные части. По всему периметру его опоясывал мощный земляной вал протяженностью до одного километра. По верху вала протянулась деревянная стена.
Рис. 1. Реконструкция Э. Загорульского)
На этом рисунке показана система укреплений, овал крепости и въезд в город. Он находился с южной стороны. Правда, так выглядел Минск в ХII в. Он был плотно застроен деревянными домами, имея сложную систему узких улиц. Через ворота проходила дорога шириной до трех метров, мощеная деревом. Она продолжалась по бревенчатому настилу на сваях через заболоченное устье р. Немиги.
Обратите внимание на въезд в город.
[Убрать рисунок города, показать рисунок брамы]
Рис.2. Предположительный внешний вид Минской брамы XII в.
(реконструкция Ю.Зайца, художники Н.Молчанова, В.Стащенюк)
Такие крытые сверху ворота в Беларуси называли «брамы». Брама
12-метровой высоты состояла из двух объемов – большого и малого. Башня, вынесенная немного вперед, увеличивала надежность обороны внешнего склона вала, давала возможность обстрела атакующих стены города.
Планировка Минского детинца не менялась в течение нескольких веков, что было доказано археологами. На территории Замчища обнаружены остатки каменного храма ХII в. За Домом физкультуры, ближе к Свислочи, представлен макет этого сооружения и рядом памятник, ему посвященный. Подлинный фундамент храма после изучения его археологами засыпан слоем земли и находится у стены Дома физкультуры, обращенной к Дворцу спорта. Это единственное найденное археологами на Минском Замчище каменное сооружение. Некоторые приемы его строительной техники на древнерусских землях до минских раскопок не были известны.
Большие размеры укрепленной части города, характер его оборонных сооружений – все это говорит о том, что Минск возник как военное поселение, как южная порубежная, т.е. пограничная, крепость Полоцкой земли. Землями в те времена называли княжества.
Первое упоминание о Минске в летописях уводят нас во времена Нестора. И связано с разрушением и войной. Как правило, первое упоминание о городе в письменных источниках является главной датой при определении его возраста. Исходя из этого, датой возникновения Минска считается 1067 год. Из летописного сообщения о разрушении города в 1067 г. понятно, что Минск был основан до 1067 года и был сильно укреплен, коль для его захвата потребовались объединенные усилия трех князей, которые враждовали с полоцким Всеславом – ему тогда принадлежал Минск.
Имя Всеслава уже при жизни было овеяно славой и легендами. Ему явно симпатизировал автор «Слова о походе Игоря». И почти десятую часть поэмы отвел Полоцкому княжеству.
Зимой 1067 г. трое сыновей Ярослава Мудрого (великий князь киевский Изяслав, переяславский Всеволод и черниговский Святослав) с огромным войском появились под Минском. Ярославичи чрезвычайно были встревожены усилением Всеслава. Минчане закрылись в крепости. Князь Всеслав с дружиной поспешил на помощь, но опоздал… И это явилось трагедией Минска, а позднее – и воинства Всеслава на берегах Немиги. Ярославичи уже разрушили Минск, истребили мужчин, женщин и детей взяли как военную добычу, тогда говорили «взяли на щит», и пошли к Немиге.
Битва на Немиге произошла в холодный пасмурный день 1067 года… «…И был снег великий… И был бой жестокий… И много людей пало…», - так повествует летописец о драматических событиях на Немиге и поражении Всеслава. Сражение было настолько кровопролитным, что даже 120 лет спустя о нем с горечью и болью так напишет автор «Слова о походе Игоря»: «На Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу от тела. Немиги кровавые берега не добром были посеяны; посеяны костьми русских сынов».
Как видим, наша Немига – уникальный живой памятник, который соединяет прошлое, настоящее и будущее. Хочется надеяться, что со временем здесь появится памятный знак с летописным упоминанием о Минске из «Повести временных лет» и отрывком из «Слова о походе Игоря». Он подчеркнул бы значимость Немиги в истории города и свидетельствовал бы о мужестве и патриотизме защитников своей земли, тем более, что Минск в отличие от других столиц не имеет памятника, посвященного началу его истории.
Во времена Всеслава Минск был упомянут в летописи еще раз через 17 лет – в 1084 году. И снова в связи с разрушением города – на этот раз Владимиром Мономахом, который, по его же словам, не оставил здесь «ни челядины, ни скотины».
Летописное название города – Менск, Менеск. Названия городов с суффиксом -ск, -цк всегда сочетались с названием рек (например, Витебск – на Витьбе, Полоцк – на Полоте, Пинск – на Пине и т.д.). Вероятно, и название Менск, Менеск следует связывать с именем реки Мень, Мена. Но в пределах города реки с таким названием нет. А в шестнадцати километрах от современного Минска на берегу р. Менка сохранились мощные земляные укрепления и глубокий ров. Есть серьезные основания предполагать, что именно там до конца ХI в. и находился Минск в момент его появления в летописи. После разрушений перенесен в конце ХI в. на берега Немиги, сохранив старое название. По документам Минской епархии (их привел игумен Антоний в книге «Воспоминание о древнем православии Западной Руси» - М.,1867, с.170, 179) утверждается, что Всеслав построил здесь замок и основал монастырь, где жил Боян, «Соловей старых времен», прославленный в «Слове о походе Игоря». И, кто знает, может быть, его песню в честь Всеслава поместил в «Слове» его автор. Гипотезу, что Боян жил в Минске высказывал и белоруско-польский поэт Владислав Сырокомля (в очерке «Минск»,1857).
В то время Минск играл значительную роль в планах и расчетах полоцких князей. Его начальная история всегда очень тесно была связана с судьбой Полоцкого княжества. Полоцкая земля – первое государственное образование на территории Беларуси. С Полоцка началась Беларусь. Здесь истоки ее государственности.
После смерти Всеслава Минск стал принадлежать одному из семи его сыновей – Глебу. При нем Минск становится центром самостоятельного княжества, что сделает его потом одним из крупнейших административных центров и торгово-ремесленных городов Полоцкой земли, а позже и нового государства – Великого княжества Литовского, куда Полоцкая земля вошла на основании договора. В Минске, попеременно с Новогрудком, проводились заседания Главного литовского трибунала – Высшего апелляционного суда ВКЛ.
По мере экономического развития город выходит за пределы замковых стен, переходит на левый берег Свислочи, где формируется Троицкое предместье. Сейчас Троицким предместьем минчане называют отреставрированный его фрагмент – с ним мы еще познакомимся в процессе экскурсии.
Вдоль дороги на Раков возникло Раковское предместье. На северо-запад от замка застраивался Пятницкий конец – это район проспекта Победителей, гостиницы Юбилейной, Дворца спорта… Позже, уже в ХVI веке, эта часть города известна как Татарский конец, а порой даже Татарские огороды, так как здесь компактно проживали мусульмане – основное население этого района являлось потомками плененных татар. На этом холме, где мы сейчас находимся, также было пригородное поселение.
На протяжении столетий город формировался вокруг замка. В ХVI веке расширение города исчерпало свои возможности. Древнее Замчище потеряло главенствующее положение, к тому же большой пожар (1547 г.) уничтожил деревянные постройки – было принято решение о переносе центра на новое место. Новая площадь и будет определять с этого времени архитектурный облик города. Здания на площади Свободы, как сохранившиеся, так и те, что недавно отреставрированы, помогут нам восстановить в памяти некоторые этапы исторического развития Минска и Беларуси.
ПЛОЩАДЬ СВОБОДЫ
[Группа проходит вдоль Гостиного двора к точке, с которой видна ратуша] |
Эта площадь хранит в своей памяти историю на протяжении пятисот лет. Отсюда пошел Минск каменный. Здесь поднял он к небу свои башни и купола. К сожалению, многое на этой площади утрачено. Однако площадь выжила и возрождается. В центре площади, как и прежде, возвышается здание ратуши… Восстановлен костел Пресвятой Девы Марии… Отстраивается Гостиный двор… За ним сохранившийся собор Святого Духа, костелы бывших монастырей…
Новый центр города в ХVI веке закладывается на ровном плато, которое значительно возвышалось над существующей застройкой. Здесь формируется новая торговая площадь. Она была распланирована по новым принципам градостроительства. Большой прямоугольной площади суждено было стать административным, торговым и культурным центром города. С этого времени началось переустройство этой части Минска, но интенсивное строительство велось здесь только с начала ХVII века. Быстрое развитие город получает, когда становится административным центром самого крупного белорусского воеводства – Минского. Растет его территория, ширится торговля, возникают новые административные учреждения. Формируется архитектурный ансамбль площади. По периметру площади размещаются монументальные здания монастырей, строятся дворцы феодальной знати, дома купцов, богатых ремесленников.
Только к концу ХVIII века окончательно сформировался и архитектурный ансамбль площади Верхнего рынка. По своим очертаниям площадь приближалась к квадрату со стороной около 200 метров. В ансамбле площади сочеталась архитектура ренессанса, барокко, классицизма. Ее композиция распадалась на отдельные группы, которые и сейчас образуют интересное сочетание объемов и силуэтов. Огромные для своего времени монументальные строения, расположенные здесь, своими башнями поднимались над городом и придавали Минску выразительный архитектурный облик, определяли его вертикали и силуэт. В начале ХVII века Минск в новых своих границах был обнесен земляным валом с бастионами.
Сегодня архитектурный ансамбль площади Свободы – это фрагмент нашей исторической памяти, архитектурного наследия нашего народа. Это исторически сложившаяся художественная общность сооружений и зданий.
Какие из этих зданий сохранились?.. Какие исчезли?... На углу Интернациональной и Энгельса не сохранился комплекс доминиканского монастыря. В перестроенном виде дошли до настоящего времени базилианские монастыри – это здание областного Дома профсоюзов и ряд зданий за ним. И на этой же стороне – мужской и женский бернардинские монастыри. Там мы будем в конце экскурсии по площади.
С правой стороны площади находился костел и другие сооружения иезуитского коллегиума. Сохранился частично. Не сохранились здания с двух других сторон площади. Центральное место на площади занимала ратуша, недавно восстановленная (2004 г.) по старым чертежам.
Монастыри вместе с ратушей сформировали интересный образ этой части города. Путешественники и ученые разных стран, посещавшие Минск в ХVIII – ХIХ вв., отмечали красоту и своеобразие его главной площади.
Экономическому развитию города, перестройке всей его жизни по западно-европейскому образцу содействовало получение городом самоуправления.
В 1499 году Минску было дано так называемое Магдебургское право (называлось по немецкому городу, где оно впервые появилось; принималось во внимание экономическое положение города). Из белорусских городов раньше Минска его получили Брест (1390 г.), Слуцк (1441 г.), Гродно (1496 г.), Полоцк (1498 г.). В то время это была самая совершенная система городского самоуправления. Власть в городе разделилась между избираемым магистратом и войтом, назначавшимся великим князем.
В это время земли Беларуси входили в состав Великого княжества Литовского. С ХIV в. в него входили все земли в границах современной Беларуси. В названии государства не отражалась его суть. Это была Белорусско-Литовская держава, государственным канцелярским языком которой был белорусский. Этот старобелорусский язык по традиции называли русским. Язык же жителей Московского княжества – тогда говорили «Московии» – «московским»; самих же жителей – «москалями», «московитами». На белорусском языке была написана и грамота о даровании городу магдебургского права и о разрешении строительства ратуши.
Центром многих европейских городов была рыночная площадь с ратушей. Здание ратуши возвышается в центре площади. Ратуша – символ городского самоуправления. В переводе с немецкого означает «дом собраний». Минская ратуша перестраивалась несколько раз. Сначала была деревянной, но перестраивалась и каменная. В конце ХVIII века зданию ратуши придаются черты классицизма. Это было прямоугольное сооружение, украшенное башней со шпилем. Его фасады имели скромную обработку, только торцы зданий были оформлены портиками и колоннами. Восстановленное здание увенчала
32-метровая башня с часами и гербом города, изображающим вознесение Богородицы.
В ХVII – ХVIII веке площадь Верхнего рынка стала основным торговым и культурным центром Минска. Тут устраивались шумные ярмарки, на которых можно было не только купить нужные товары и заключить выгодные сделки, но и увидеть выступления бродячих скоморохов, посмеяться над забавными проделками дрессированных медведей, посмотреть батлейку. На площади и в зданиях, расположенных на ней, проводились гражданские и религиозные праздники, устраивались мистерии, шествия, театральные представления. Наиболее значительными были праздники, которые проводились торговыми и ремесленными цехами у ратуши. Каждый цех имел свой штандарт и бубны, поэтому праздничные шествия членов цеха, одетых в яркие жупаны и куртки, с оружием, знаменами и музыкальными инструментами выглядели ярко и торжественно. В начале Х1Х века эти традиции постепенно угасли.
В конце ХVIII – начале ХIХ в. в здании ратуши находились суд, магистрат, гауптвахта, музыкальная школа и театр. По праздничным дням на открытой галерее второго этажа ратуши часто играл городской оркестр.
В 1851 году городские власти приняли решение о сносе ратуши, и в 1857 году она была снесена. Формальным поводом для сноса ратуши послужило то, что она, «занимая собой часть главной площади, стесняет ее и закрывает вид соборной церкви и вновь строящихся присутственных мест». По воспоминаниям же современников, ратуша была уничтожена потому, что «напоминала жителям о старинных обычаях, о магдебургском праве». На решении о сносе ратуши стоит собственноручная резолюция Николая I. Ни один минчанин не пожелал участвовать в разборе ратуши даже за деньг. К ее сносу привлекли солдат и заключенных Пищаловского замка.
С северной стороны к ратуше примыкал гостиный двор – один из интересных памятников архитектуры Минска – сейчас реставрируется.
[Сменить точку обзора, повернуть группу лицом к гостиному двору] |
Здание гостиного двора несколько раз перестраивалось, но первые этажи его, по традиции, до ХХ века отводились под торговые помещения. Само понятие «двор» означало как участок у дома, так и всякое крупное общественное здание. Название «гостиный двор» получилось от «гостьбы», т.е. «места торговли». Существующий ныне каменный комплекс гостиного двора был сооружен в ХVIII веке и, возможно, включил в себя часть более ранних построек.
Вначале это было массивное двухэтажное сооружение. Постепенно корпус гостиного двора расширяется, к его стенам пристраиваются другие дома и лавки. Последняя, самая крупная реконструкция этого сооружения проводилась в начале ХХ века. Тогда был достроен третий этаж, центральная часть была выделена фронтоном с растительным орнаментом. После реконструкции в помещении бывшего гостиного двора разместились: отделение Азово-Донского коммерческого банка, купеческий клуб, крупные магазины. В годы первой мировой войны тут находился госпиталь и камерный театр.
Это здание непосредственно связано с революционными событиями и становлением Советской власти в Беларуси и в Минске. Об этом сообщает мемориальная доска.
Вторая мемориальная доска говорит о том, что в годы Великой Отечественной войны в этом здании был приговорен к смерти (1944 г.) немецкий антифашист Фриц Шменкель, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза (1964 г.).
Окончательное завершение архитектурный ансамбль площади получил после возведения здесь комплекса иезуитского коллегиума – опорного пункта католического ордена иезуитов.
[Повернуть группу лицом к бывшему коллегиуму, поставить в точке лучшего осмотра здания костела] |
Иезуитский коллегиум – так называли свои монастыри иезуиты – занимал западную сторону площади и состоял из двухбашенного костела с великолепным по пластике главным фасадом и прилегавших к нему монастырских зданий.
Резиденция иезуитов здесь стала формироваться в середине ХVII века (1654 г.) с подаренной ордену небольшой усадьбы, которая находилась на углу улицы Революционной (бывшей Койдановской) и площади. В Беларуси иезуиты появились значительно раньше – в 1564 году. Члены общества «Иисуса», как назывался этот католический монашеский орден, - это отряд верных и беспредельно преданных католицизму людей.
В это время земли Беларуси уже входили в объединенное государство – Речь Посполитую (после Люблинской унии 1569 г.). Великое княжество Литовское, опасаясь новой войны с Московским княжеством, вынуждено было пойти на государственный союз с Польшей – тогда говорили «Короной». И через несколько десятков лет (с 1696 г.) государственным канцелярским языком будет объявлен польский. Прежние документы, написанные на белорусском языке, сохранят свою силу и значение.
Постепенно иезуиты расширяли свои владения. Получив поддержку местной магнатской верхушки, иезуиты начинают перестраивать свою резиденцию. Была построена новая школа (1699 г.) – ныне здание музыкальной гимназии-колледжа при Академии музыки. Иезуиты всегда уделяли много внимания школе – и в постановке школьного дела они превзошли другие конфессии. Образование они давали хорошее.
Рядом с школой было начато строительство костела Иисуса, Марии и Св. Барбары (1700 г.).
В планировочной структуре всего ансамбля иезуитского коллегиума центральное место занимает костел Иисуса, Марии и Святой Барбары, переименованный позже (1820г.) в Мариинский. После недавней реконструкции теперь здесь кафедральный костел Пречистой Девы Марии.
Бушевавшая в Европе Северная война и частые захваты Минска воюющими сторонами – то шведами, то русскими - не помешали освятить новый костел (1710 г.). Дальнейшая его отделка и достройка продолжалась еще довольно долго, а башни были закончены только к 1730 году. Последним этапом формирования ансамбля стало сооружение здания самого коллегиума (окончательно завершено к 1750 г.).
Костел отодвинут в глубину квартала. На главном фасаде две пятиярусные башни. В глубоких нишах второго яруса башен размещались деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла. А фронтон на уровне третьего яруса украшала фигура Богоматери с младенцем. На третьем и четвертом ярусах были установлены колокола.
Храм представляет собой прямоугольное в плане здание. Интерьер храма был украшен орнаментальной и фресковой росписью, деревянными скульптурами местных мастеров, большим количеством полотен, среди которых были работы академика Петербургской Академии художеств И. Олешкевича (1777 – 1830). Он наш земляк - родился в Радошковичах.
Иезуитский коллегиум был в свое время одним из самых значительных сооружений на площади. Есть сведения, что во время Северной войны в 1806 году, когда в Минске стояли союзные войска, здесь останавливался Петр I. Когда город заняли шведы, у иезуитов останавливался Карл ХП, а через
100 лет в 1812 году здесь жил французский маршал Даву. На площади проводились парады наполеоновских войск.
В здании слева от костела, где ныне музыкальный лицей, а раньше была школа иезуитов, в конце ХVIII века размещалась резиденция губернатора, которая находилась здесь до 1917 года. Центром губернии Минск стал в 1796 году, через три года после второго раздела Речи Посполитой, когда земли центральной Беларуси были присоединены к Российской империи. Название города перекочевало с польских карт и стало общеупотребительным как Минск.
В доме Минского губернатора в 1821 – 1822 годах часто бывал и работал в его библиотеке декабрист Никита Муравьев. В эти годы он начал писать первый вариант своей конституции, который вошел в историю как «Минский вариант». На здании большая мемориальная доска с бронзовым барельефом Н. Муравьева. Раскрытая книга символизирует его главный труд – конституцию. На доске надпись: «В 1821 – 1822 гг. это здание посещал руководитель Северного общества декабристов Н.М. Муравьев».
В бывшем доме губернатора работало первое правительство советской Беларуси, образование которой было провозглашено в Смоленске (1 января 1919 года). Мемориальная доска увековечивает первое место работы правительства БССР.
После Октябрьской революции 1917 года и образования БССР бывший коллегиум стал местом расположения первых правительственных органов республики вплоть до окончания строительства Дома правительства (1934 г.). Площадь еще с 1917 года стала называться площадью Свободы – тогда говорили «Пляц Волі». Названию города вернули историческую форму – Менск (до 1939 г.), но только в белорусском языке.
На этой стороне площади в доме – он последний перед высотным зданием, что на углу площади и Немиги – некоторое время (1922 – 1925 гг.) размещался Институт белорусской культуры – предшественник Национальной Академии Наук. В угловой части дома установлен памятник репрессированному писателю Максиму Горецкому (1899 – 1939), автору первой «Истории белоруской литературы» (1920 г.) – одному из основателей белорусской прозы.
Площадь Свободы всегда была неразрывно связана как с политической, так и культурной жизнью города, в частности с театральной. На ней были сосредоточены почти все театральные здания.
Первый театральный спектакль в Минске состоялся более 300 лет назад – в 1689 году – в здании школы иезуитов. Представления шли в некоторых других зданиях на площади и в специально отреставрированном под театр доме (1825 г.) С этим зданием городского театра связано одно из знаменательных событий в музыкальной культуре Беларуси.
[Подойти ближе к улице Ленина, повернуть группу лицом к месту, где стоял дом с театральным залом] |
Здание городского театра располагалось справа от нынешнего здания Академии музыки [показ фотографии].
Рис. 3. Вывшее здание городского театра. Фото 3. Позняка. 1969 г.
Вот так выглядело это историческое здание. Здесь в 1852 году была поставлена первая белорусская национальная опера «Сялянка», либретто для которой написал В. Дунин-Марцинкевич (1807 – 1884), а музыку С. Монюшко (1819 – 1872) и Е. Кржижановский. Монюшко в будущем станет гордостью польской национальной музыки, а Дунин-Марцинкевич – одним из зачинателей новой белорусской литературы, первым профессиональным белорусским писателем. Это историческое здание было снесено в 70-е годы прошлого столетия [убрать фотографию дома].
Сейчас часть места, где стоял театр, займет гостиница «Европа», хотя прежде она стояла справа от театра, занимая и часть нынешней улицы Ленина с бульваром. Гостиница будет восстановлена, но не в таком виде, как прежде. Прежней будет только оболочка здания [показ фото].
Рис. 4. Гостиница «Европа». Фото Евзерихина. 1930 г.
Прежде она выглядела так… Довольно внушительный и представительский вид. Как будет выглядеть – в скором времени увидим [убрать фото].
Восстановление гостиницы на месте бывшего театра снимет и возможность восстановления здания театра в будущем. Жаль… Была бы хорошая, почти соседская связь: дом, где исполнялось одно из музыкальных творений С. Монюшко, и домами, где он учился и жил.
[Группу поставить так, чтобы был виден «дом Монюшко»]
На улице Энгельса, в угловом доме, в 30-е годы ХIХ века в квартире на втором этаже жил С. Монюшко. Сюда он переехал со своей семьей из имения Убель под Смиловичами. Там он родился, там прошло его детство, там, у матери, получил начальное музыкальное образование, затем продолжил обучение в Минске. На здании установлена мемориальная доска.
Гимназия, которую он посещал, находилась рядом – в здании, где сейчас располагается областной Дом профсоюзов. Правда, здание тогда выглядело иначе.
[Группа становится лицом к Облсовпрофу]
Это здание – памятник архитектуры ХVII – ХIХ веков, одно из немногих, дошедших до нашего времени административно-общественных сооружений Беларуси. Все его фасады имеют декоративную обработку в стиле классицизма. Чтобы избегнуть монотонности, пластически выделена его средняя часть. Такой вид постройка приобрела во второй половине ХIХ века (1852 г.). Здесь разместились различные губернские учреждения, или, как тогда говорили «присутственные места».
С залом суда на втором этаже связан первый судебный процесс над представителями белорусской демократической интеллигенции. В числе подсудимых был Якуб Колас – в те годы молодой учитель Константин Михайлович Мицкевич. Этот судебный процесс впоследствии он описал в трилогии «На росстанях».
До перестройки здания в начале ХIХ века здесь находилась гимназия – первое в городе «классическое учебное заведение». Ее предшественницей была школа, основанная иезуитами в ХVII веке и преобразованная в ХVIII веке в светскую. Позже (1799 г.) школа, переименованная в дворянское училище, была переведена в это здание. В 1803 г. училище стало гимназией. Мемориальная доска на здании называет имена некоторых выпускников.
В Минской гимназии получили образование выдающиеся деятели науки и культуры: композитор Станислав Монюшко (1819 – 1872), археолог, этнограф Евстафий Тышкевич (1814 – 1973), поэт и основатель «Общества филоматов», друг Адама Мицкевича – Томаш Зан (1796 – 1855), востоковед, писатель, редактор самого популярного в то время в России журнала «Библиотека для чтения» Осип Сеньковский (1800 – 1838) и многие другие.
После пожара 1835года для гимназии было построено специальное здание. Оно находилось в конце бульвара по нынешней ул. Ленина, почти рядом с ул. Карла Маркса. Вот несколько имен из тех, которые учились в новом здании гимназии: участник восстания 1863 года, исследователь Сибири и Байкала Бенедикт Дыбовский (1833 – 1930), его брат, ученый с мировым именем Владислав Дыбовский (1838 – 1910); исследователь Перу и Гвианы Константин Ельский (1837 – 1896), белорусские поэты Янка Лучина (1851 – 1897) и Ядвигин Ш. (1868 – 1922), художник Фердинанд Рущиц (1870 – 1936) и др.
Интересна история создания этого памятника архитектуры. Основой его послужил корпус мужского базилианского монастыря. Он был частью комплекса униатских монастырей.
[Пройти мимо здания к площадке между Гостиным двором и ратушей, повернуться лицом к зданию] |
Весь комплекс состоял из церкви – она не сохранилась – и двух монастырских корпусов: справа, в котором была гимназия – мужской, а за ним, слева, двухэтажный – женский. Ансамбль монастырей был заложен в начале ХVII века.
Корпус мужского монастыря столько раз менял хозяев и, следовательно, внешний облик, что в нем сегодня трудно узнать бывшую обитель. Он построен в виде замкнутого четырехугольника с внутренним двором – такая конструкция, напоминающая замковую, позволяла использовать монастырь в оборонных целях. Часть корпусов до сих пор сохранила внутреннюю планировку ХVII века с галереями, переходами, сводчатыми потолками.
Униатские храмы и монастыри начали создавать в Беларуси после Брестской унии 1596 года, по которой православная церковь на землях Речи Посполитой вовлекалась в сферу деятельности Папы Римского. Возникновение униатской церкви связано с попыткой Ватикана иметь возможность своего влияния на востоке. Униаты сохраняли обряды православной церкви и богослужение на церковнославянском, белорусском (на Украине – украинском) языках. Уния не оправдала надежд Ватикана, хотя (к концу ХVIII века) по количеству церквей в Беларуси заняла первое место.
Эти монастыри принадлежали униатскому ордену василиан, или базилиан. При монастыре существовала школа, где изучались греческий, старославянский, белорусский и польский языки, работала типография. В монастырской библиотеке было собрано множество книг, документов, редких рукописей, в том числе белорусско-литовская летопись – «Никифоровская».
Униатская церковь стала преградой для полонизации белорусов в ХVIII веке, так как белорусский язык был одновременно языком народа и церкви. После подавления восстания 1830 года униатство было запрещено (1839 г.) как основная преграда русификации края. Униаты хорошо знали, что они не поляки и не русские. Уже через год (1840) Беларусь получает унизительное название – Северо-Западный край. Униатские храмы и монастыри передали православному духовенству. Многие из них были перестроены. Такая же судьба постигла и униатскую церковь Святого Духа – уникальный памятник эпохи Возрождения в Беларуси.
[Группу поставить лицом к месту, где стояла церковь]
Церковь Святого Духа стояла на углу, рядом с мужским монастырем, слева от него, и являлась доминирующим элементом всего комплекса. Главным фасадом она выходила на площадь к ратуше. С женским монастырем соединялась переходом [показ рисунка худ. В. Стащенюка].
Здесь поместить сканированный рисунок