Символический: Добрый Пастырь, Агнец, Орфей. Пастух – символ Доброго Пастыря Христа
Античный: Спаситель в молодых летах, стройного телосложения, с мягкими чертами лица и без бороды, с короткими или длинными волосами, в плаще, с жезлом или со свитком в руке. Агнец – ветхозаветный прообраз жертвы Христа
Византийский: лик Спасителя принимает строгий и выразительный характер, волосы непременно длинные с пробором посредине головы, борода, разделенная иногда на две части. Крещатый нимб (золотое полукружие со вписанным в него Крестом) увенчивает голову Спасителя.
Изображения Божией Матери делались на стенах и сводах катакомбных храмов и делились на два типа:
Античный: Матерь Божия представлена сидящей, с покрытой головой в обычной одежде римской женщины; выражение Ее лика кроткое, черты правильные, взгляд несколько задумчивый, сосредоточенный, на Ее руках – Младенец. Иногда Матерь Божия изображалась с покрывалом на голове, с ожерельем на шее и в красивой мантии.
Византийский: Правильные черты лица Божией Матери, большие глаза, прямой нос, довольно большой подбородок и тонкое очертание губ создают в совокупности впечатление строгой величественной красоты. На голове Богоматери обычный покров с изображением креста и трех звезд.
10.1. "Молящаяся" ("Оранта", "Панагия", "Знамение")
Это изображение встречается уже в катакомбах первых христиан. Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы - Спас Эммануил.
Иконы этого типа также называются "Оранта" (греч. "молящаяся") и "Панагия" (греч. "всесвятая"). На Русской земле этот образ получил именование "Знамение", и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: "О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града". Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки...
В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.
2. "Путеводительница" ("Одигитрия")
На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.
Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный - это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу - святому апостолу Луке.
На Руси из икон этого типа наиболее известны Смоленская, Тихвинская, Иверская.
3. "Умиление" ("Елеуса")
На иконе "Умиление" мы .видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает вам всю полноту любви между Богом и человеком - ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.
Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его. Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери.
Наверное, не случайно именно эта икона стала одной из величайших русских святынь. Тому много причин: и древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки; и события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар... Однако и сам тип изображения Богоматери "Умиление" находил, видимо, особый отклик в сердцах русских людей, идея жертвенного служения своему народу была близка и понятна русским людям, а высокая скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, Ее боль были созвучны чувствам всех русичей.
4. "Всемилостивая" ("Панахранта")
Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.
Из икон этого типа в России наиболее известны - "Державная" и "Всецарица".
5. "Заступница" ("Агиосортисса")
На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте - слева от иконы "Спас в силах", главного изображения в иконостасе.
Система храмовой росписи складывалась постепенно и к Х в. сложилась в стройную богословскую систему, которой придерживались в странах византийской оринетации, в том числе и на Руси.
Система росписи начинает развиваться сверху, от купола. Воспринимая пространство купола как реальное небо, в древних храмах и в нем помещали композицию "Вознесение". Реже здесь располагали сцену"Крещение". Постепенно каноном утвердилось изображение Христа-Пантократора. Обычно это поясная композиция, в которой Христос в одной руке держит Книгу, а другой благословляет мир. Этот образ можно видеть и в Софии Киевской, Софии Новгородской и др. Образ Христа Вседержителя показывает Бога Творящего и Спасающего, держащего мир в своих руках.
В круге славы - силы небесные - архангелы, серафимы, херувимы, предстоящие пред Небесным Престолом. Далее в барабане располагаются пророки, ветхозаветные избранники, слышавшие голос Бога и сообщавшие избранному народу Божью волю.
Купол соединялся с четвериком при помощи парусов - конструктивных элементов полусферической формы, которые заполняют углы, образующиеся на стыке кубического тела храма и цилиндрического барабана. На паруса, осмысленных как соединение земной и небесной сфер, обычно располагаются изображения евангелистов, которые также соединяли землю и небо, распространяя Благую весть.
На арках обычно располагают апостолов, посланных Господом в мир, проповедовать Евангелие. На столбах, на которые опираются арки и своды, изображаются святые подвижники - мучеики и воины, "столпы" Церкви. Своим подвигом они держат Церковь, как столбы держат своды храма. На сводах и стенах располагаются сцены из Ветхого Завета и Нового Завета, жития Богородицы и святых, из истории Церкви. Состав сцен зависит от богословской программы храма. Так, в храмах посвященнжых Богородице, преобладающими будут сцены из жизни Девы Марии, тема Акафиста, например, роспись Рождества Богородицы в Ферапотове. Никольский храм будет содержать сцены из жизни Николы, Сергиевский - из жития пр. Сергия.
Росписи располагаются ярусами, что свидетельствует об иерархичности мира. Верхние регистры отведены главным событиям - жизни Христа и Богородицы, чуть ниже - Ветхий Завет, житийные сцены, еще ниже вселенские соборы, как отражение жизни Церкви.
Нижний ярус нередко выстроен из единичных фигур - либо святые отцы, богословский фундамент Церкви, либо святые князья, иноки, столпники, т.е. те, кто в духовной брани стоят на страже Церкви. В Архиерейском Соборе Московсквого Кремля в нижнем ряду изображены московские князья, и не только святые. Таким образом, реальная история государства включалась в Священную историю и историю Церви.
Внизу, по периметру храма, опоясывающей лентой располагаются декоративные "полотенца" - символическое напоминание того, что храм имеет прообразом своим иерусалимскую горницу, где Христос вместе с учениками совершил Тайную вечерю.
Росписи восточной части отличаются от западной. Восточная часть посвящена Христу и Богородице. Сферическая форма апсиды символически воспринимается, как Вифлиемская пещера, в которой родился Спаситель, и в то же время - гроб, из которого вышел Воскресший Христос. Апсиды напоминают также катакомбы, где на могилах мучеников нередко служили литургию христиане.
В ранних храмах, когда алтарная преграда была невысокой, в конце апсиды располагался главный храмовый образ - Христос-Пантократор, нередко на троне, в образе Царя Царей, или Богоматерь в виде Оранты, или восседающая с Младенцем на троне как Царица Небесная. Например, "Богоматерь Нерушимая стена" из Софии Киевской. Позже, когда преграды стали закрывать алтарное и пространство апсиды, место алтарного образа заняла композиция "Воскресение Христово".
В алтаре совершается евхаристия, поэтому на восточной стене возникает композиця "Причащение апостолов"или "Тайная вечеря" с толкованием литургическим и историческим соответственно. В некоторых храмах в алтарной части помещается композиция"Литургия святых отцов". Когда появился иконостас, сцена евхаристии была перенесена на его фасад и располагается над Царскими вратами.
Нижний ярус нередко занимали фигуры святых отцов, творцов литургии, гимнографии, богословов. Они как бы совершают литургию вместе со священником. на плоской части восточной стены, как правило, изображают Благовещение: справа Арханегл Гавриил, слева - Богородица (Святая София в Киеве IX в, Марфо-Мариинская обитель ХХ в).
Если в восточной части сосредоточены темы, касающиеся Воплощения и Спасения, то в западной - начало и конец мира. Часто изображается композиция на тему Шестоднева. Наиболее важная композиция западной стены - "Страшный суд". Человек, выходя из храма, должен помнить о смертной часе и своей ответственности перед Богом. Прослеживается закономерность в историческом плане: чем древнее храм, тем более светло трактуется тема западной стены. И, наоборот, в более поздних храмах тема наказания грешников звучит все нагляднее. Например, в трактовке западной части Успенского собора во Владимире А. Рублева. Его "Страшный суд" написан как светлое радостное ожидание грядущего Спасителя. И, напротив, ярославские и костромские росписи XVII в. изображают мучения грешников весьма изощренно.
Итак, храмовые росписи - это образ мира, которые включают историю (Священную историю, историю Церкви и страны), метаисторию (сотворение мира и его конец). Они символически передают устройство и иерархию мира, несут благовествование, отражают историю спасения Словом. Роспись является книгой о важных вещах, пищей для ума и сердца.
12.Храм -есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного.
Храм -есть также образ Вселенской Церкви, ее основных принципов и устройства.
Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.
Как и любое здание, христианский храм должен был удовлетворять тем целям, для которых он предназначался и иметь помещения: