Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец

Ин. 10:14-15

Предопределенное искупление, которое иногда называют "частным", "действенным" или "ограниченным", представляет собой историческое протестантское учение о замысле Триединого Бога в отношении смерти Иисуса Христа. Не ставя под сомнение бесконечной ценности Христовой жертвы и подлинности Божьего призыва ("Желающий пусть берет воду жизни даром") ко всем слушающим Благую весть (Отк. 22:17), данное учение заявляет, что смерть Христова в действительности удалила грехи всех избранных Божьих и гарантировала, что все они будут приведены к вере через возрождение и сохранены в ней для славы, что и было целью смерти Христовой. Из этой предопределенности и силы смерти Христовой проистекает ее ограниченность: Христос умер в этом смысле не за всех людей. Свидетельством тому выступают как Писание, так и наш опыт, которые говорят нам, что спасаются не все люди.

В качестве единственно возможных альтернатив этому учению выступают а) реальный универсализм (Теория о всеобщем искуплении. - Примеч. ред.), согласно которому смерть Христова обеспечивала, обеспечивает и будет обеспечивать спасение всем людям, и б) гипотетический универсализм (Теория о всеобщем обращении. - Примеч. ред.), согласно которому смерть Христова сделала спасение возможным для всех людей, но реальным лишь для тех, кто реагирует на призыв уверовать и покаяться, без чего она, смерть Христова, не имеет силы. Следовательно, выделяют искупление неограниченной силы, но ограниченных масштабов (протестантский партикуляризм), искупление неограниченных масштабов, но ограниченной силы (гипотетический универсализм), а также искупление неограниченной силы и неограниченных масштабов (реальный универсализм). Только Писание может стать путеводителем в избрании одного из этих вариантов.

Писание же говорит о Боге, избравшем для спасения множество людей из падшего рода человеческого и пославшем в этот мир Христа, чтобы спасти их (Ин. 6:37-40; 10:27-29; 11:51-52; Рим. 8:28-39; Еф. 1:3-14; 1 Пет. 1:20). Писание постоянно говорит о Христе, умершем за конкретных людей, объединенных в сообщества, или индивидов, с недвусмысленным указанием на то, что Его смерть обеспечила их спасение (Ин. 10:15-18, 27-29; Рим. 5:8-10; 8:32; Гал. 2:20, 3:13-14; 4:4-5; 1 Ин. 4:9-10; Отк. 1:4-6; 5:9-10). Принимая страдание, Он молился только за тех, кого Бог дал Ему, а не за весь "мир" (то есть весь остальной род человеческий, Ин. 17:9, 20). Как можно допустить, что Он отказался от молитвы за всех и каждого, ради кого намеревался умереть? Предопределенное искупление (протестантский партикуляризм) является единственным из трех указанных учений, которое согласуется со всеми вышеозначенными фактами.

Не существует никакого противоречия или бессвязности в новозаветном учении, говорящем, с одной стороны, о евангельском призыве Христа к покаянию, о чем христиане должны возвещать везде, и, с другой стороны, о том, что Христос на кресте добился абсолютно действенного искупления только для избранных Божьих. Несомненно, что все, приходящие ко Христу по вере, обретут в Нем милость (Ин. 6:35, 47-51, 54-57; Рим. 1:16; 10:8-13). Избранные Божьи слышат призыв Христа к покаянию и после покаяния избираются к спасению Святым Духом. И призыв к покаянию, и действенное призвание основаны на Голгофском подвиге Христа, претерпевшего смерть за грех. Все, отвергающие призыв Христов к покаянию, делают это по доброй воле (то есть по собственному выбору, Мф. 22:1-7; Ин. 3:18), так что вина в их погибели в конце концов ложится на них самих. Все же принимающие призыв Христов к покаянию научаются благодарить Его за крестный подвиг как средоточие Божьего замысла суверенной спасительной благодати.

Бог, открывшийся как Господь благодати

ЗАСТУПНИК

СВЯТОЙ ДУХ СЛУЖИТ ВЕРНЫМ

Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.

Ин. 16:13-14

Перед распятием Иисус обещал Своим ученикам, что Отец и Он Сам пошлют им "другого Утешителя" (Ин. 14:16, 26; 15:26; 16:7). Слово Утешитель, или Заступник, происходит от греческого слова parakletos (тот, кто поддерживает). Параклет помогает, советует, укрепляет, утверждает, ободряет, поддерживает и защищает. Слово другой указывает на то обстоятельство, что Иисус был Первый Заступник и обещает вместо Себя Заместителя, Который после Его вознесения продолжит наставлять и свидетельствовать об истине, как поступал и Христос (Ин. 16:6-7).

Служение Заступника по самой своей природе является служением личностным, индивидуальным, имеющим отношение к общению; при этом подобное служение подразумевает абсолютное совершенство личности Заступника. Хотя в Ветхом Завете много говорится о деятельности Духа в творении (напр., Быт. 1:2; Пс. 32:6), откровении (напр., Ис. 61:1-6; Мих. 3:8), наделении силой для служения (напр., Исх. 31:2-6; Суд. 6:34; 15:14-15; Ис. 11:2), а также внутреннем обновлении человека (напр., Пс. 50:12-14; Иез. 36:25-27), из всего этого не становится ясно, что Дух представляет Собой отдельную божественную Личность. Новый же Завет открывает, что Дух есть воистину самостоятельная Личность, так же, как и Сын. Это становится ясно не только из Христова обетования о "другом Утешителе", но также из того обстоятельства, что Дух, среди всего прочего, говорит (Деян. 1:16; 8:29; 10:19; 11:12; 13:2; 28:25), учит (Ин. 14:26), свидетельствует (Ин. 15:26), проницает (1 Кор. 2:10-11), определяет (1 Кор. 12:11), ходатайствует (Рим. 8:26-27), не терпит лжи (Деян. 5:3) и может оскорбляться (Еф. 4:30). Все это присуще только личности.

Божественность Духа проявляется в заявлении о том, что солгать Духу все равно, что солгать Богу (Деян. 5:3-4), в соединении имени Духа с Отцом и Сыном в формуле благословения (2 Кор. 13:14; Отк. 1:4-6) и крещения (Мф. 28:19). Дух назван "семью духами" в Книге Откровение (1:4; 3:1; 4:5; 5:6) отчасти, кажется, потому, что число семь указывает на божественное совершенство, и отчасти потому, что Дух служит в Своей полноте.

Следовательно, Дух - "Он", а не "оно" и достоин любви и преклонения наряду с Отцом и Сыном.

Главное служение Святого Духа - свидетельствовать об Иисусе Христе, прославлять Его, демонстрируя Его ученикам, Кто Он (Ин. 16:7-15), и приводя их к осознанию того, что есть они сами в Нем (Рим. 8:15-17; Гал. 4:6). Дух просвещает (Еф. 1:17-18), возрождает (Ин. 3:5-8), ведет нас путем освящения (Рим. 8:14; Гал. 5:16-18), преображает нас (2 Кор. 3:18; Гал. 5:22-23), убеждает нас (Рим. 8:16) и одаряет нас талантами к служению (1 Кор. 12:4-11). Всякая работа Божья, совершающаяся в нас, затрагивающая наше сердце, волю и определяющая в конечном счете наше поведение, производится в нас Духом, хотя различные проявления этого процесса временами приписывают Отцу и Сыну, исполнителем воли Которых является Дух.

Служение Духа как Заступника началось во всей полноте утром в день Пятидесятницы по вознесении Иисуса (Деян. 2:1-4). Иоанн Креститель предвещал, что Иисус будет крестить Духом (Мк. 1:8; Ин. 1:33), согласно ветхозаветному обетованию об излиянии Духа Божьего в последние дни (Иоил. 2:28-32; ср. Иер. 31:31-34), и то же обетование повторил Иисус (Деян. 1:4-5). Значение утра Пятидесятницы было двойным: во-первых, оно обозначило начало последней эры в истории мира перед пришествием Христа и, во-вторых, по сравнению с ветхозаветной эрой указало на громадное расширение служения Духа и опыта близости к Богу.

Ученики Иисуса были возрожденными верующими еще до Пятидесятницы, так что их крещение Духом, в результате которого они получили силу для жизни и служения (Деян. 1:8), происходило не в начале их одухотворенной жизни. Однако для всех уверовавших после утра Пятидесятницы, начиная с самых первых обращенных в этот день, принятие Духа в полноте новозаветного благословения стало одним из существенных аспектов их обращения и возрождения (Деян. 2:37; Рим. 8:9; 1 Кор. 12:13). Все таланты, необходимые для служения и позднее проявляющиеся в жизни христианина, следует рассматривать как следствие этого первоначального крещения Духом, которое имеет жизненно важное значение, поскольку соединяет грешника с прославленным Христом.

СПАСЕНИЕ

ИИСУС ИЗБАВЛЯЕТ СВОЙ НАРОД ОТ ГРЕХА

Наши рекомендации