Работа с персоналиями
Заполните таблицу.
Исторический деятель | Кто такой(ие)? Что сделал? Что с ним произошло? |
А.А. Аракчеев | (Кто?) ______________________________, проводил (какой курс, когда?) _____________________________, создавал (что?) ________ |
М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион, А.П. Тормасов | Командующие (чем, когда?) ___________________________ _________________; Барклай де Толли (также кто?) _____________________; Багратион (что оборонял в Бородинском сражении, что с ним произошло?) _____________ |
Д.В. Давыдов | Инициатор и организатор первого (чего?) ___ |
Даву, Мюрат, Ней | (Кто такие?) ______________________________ |
Дорохов, Сеславин, Фигнер | (Кто такие?) ______________________________ |
К.Ф. Рылеев | (Кто?) __________, один из лидеров (чего?) ________________________________ |
Курин, Четвертаков, Кожина | (Кто такие?) ______________________________ |
М.И. Кутузов | (Кто?) _______________, командовал русскими войсками в 1805 г. (в какой битве, с кем) __________________________, затем (в какой войне?) ____________________, был назначен главнокомандующим в войне с Францией (после чего, при каких обстоятельствах?) _____________________________ ______ |
М.М. Сперанский | (Кто?) _________________________, разработал (что?) _______________________, по его предложению был создан (что?) ____________________________, (что с ним произошло, когда?) ______________________________ |
Н.М. Муравьев, П.И. Пестель | (Кто?) ___, авторы (чего?) _ |
Н.Н. Раевский | Оборонял (что, в какой битве?) _________________________ ________________________________ |
Новосильцев, Строганов, Чарторыйский, Кочубей | (Кто такие?) ______________________________ |
Ф. Лагарп | (Кто?) ___________________________ |
М.И. Платов | (Кто?) ___________________________, прославился в _______________________________ |
3. Работа со схемой.Заполните схемы «Структура органов власти по плану М.М. Сперанского» (верхняя) и «Основные органы власти при Александре I». На второй схеме подчеркните названия органов, которые возникли при Александре I.
4. Работа с понятиями.Дайте определение понятий.
1. Министерства —
2. Вольные хлебопашцы —
3. Разделение властей —
4. Законосовещательный орган власти —
5. Работа с источниками.О каких сражениях и маневрах идет речь в отрывках из документов? Расставьте их в хронологической последовательности.
1. «К нам успела прибыть после счастливого замирения с Турциею Молдавская наша армия. Генерал Тормасов получил другое назначение, а Чичагов, назначенный главнокомандующим, начал действовать уже наступательно... Адмирал с прочими войсками двинулся к Борисову, где должно было встретить бегущего уже из Москвы неприятеля и преградить ему дорогу». (Из воспоминаний штабного офицера 3-й армии.) __
2. «Холоднокровие, беспечность нашего министра [Барклая де Толли] я ни к чему иному не могу приписать, как совершенной измене (это сказано между нами). Сему первый пример есть тот, что мы покинули без нужды ... и идем Бог знает куда и без всякой цели для разорения России. Когда были эти времена, что мы кидали старинные города? Будьте здоровы, но веселым быть не от чего. Я не могу смотреть без слез на жителей, с воплем идущих за нами с малолетними детьми, кинувши свою родину и имущество. Город весь горит». (Из письма А.А. Закревского.) ________________________________
3. «Желаю, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, тогда я имею большую надежду к победе. Но ежели он, найдя мою позицию крепкою, маневрировать станет по другим дорогам, ведущим к Москве, тогда не ручаюся, что, может быть, должен идти и стать позади Можайска, где все сии дороги сходятся». (Из донесения М.И. Кутузова Александру I.)
__
4. «На второй день после того, как мы покинули Москву, мы увидели громадные столбы дыма, а вслед за тем целое море огня. Москва пылала, объятая пламенем со всех сторон. После нескольких переходов мы стали... близ деревни.... Насыпаны редуты и батареи. Войска заняли укрепленный лагерь, можно было наконец не спеша и передохнуть». (Из воспоминаний майора И.Р. Дрейлинга.)
__
5. «Сей день есть один из знаменитейших в сию кровопролитную войну, ибо потерянное сражение... повлекло бы за собой пагубнейшие последствия и открыло бы путь неприятелю через хлебороднейшие наши провинции. Завтра, я полагаю, должно быть генеральное сражение...» (Из донесения М.И. Кутузова.)
__
6. «Вставай Русс! – смерть подошедшая будит и враг бодрствует! Стряхнулся наш левый фланг, уже Багратион давно на коне, и заклубился дым его батарей, и загрохотали, загремели залпы в неприятеля, но велик числом оный, все увеличивает свои батареи и наступает ближе, смерть неумолима, почти везде двойное количество неприятеля губит целые ряды пехоты и расстраивается артиллерия». (Из воспоминаний Г.П. Мешетича.)
__
7. «Я, заметя большую убыль и расстройство в батальонах после столь кровопролитного сражения и превосходства сил неприятеля, для соединения армии оттянул войска на высоту, близ Можайска лежащую. По вернейшим известиям, к нам дошедшим, и по показаниям пленных, неприятель потерял убитыми и ранеными 42 генерала...» (Из донесения М.И. Кутузова Александру I.)
__
8. «Ужасное зрелище представилось нам, когда мы пришли на то место, которое накануне занимал неприятель и которое он только что оставил: земля была покрыта трупами убитых и замерзших людей; они лежали в разных положениях. Крестьянские избы везде были ими переполнены, река была запружена множеством утонувших пехотинцев, женщин и детей; около мостов валялись целые эскадроны, которые бросились в реку». (Из воспоминаний адмирала П.В. Чичагова.)
__
9. «В четвертом часу пополудни французская армия приблизилась к генеральной позиции нашей. Тут Наполеон пошел, не медля нисколько, на наш выставный редут, у села Шевардино устроенный, и овладел было им; но он, переходя из власти во власть, при третьем разе, уже в сумерки, отнятый князем Багратионом, остался за нами, пока его не покинули около полуночи уже». (Из воспоминаний полковника М.М. Петрова.)
__
___→___→___→___→___→___→___→___→___