Культура Руси x-начала XIII веков
До политической раздробленности культура Руси ориентировалась на Запад, многое было рецептированно из Византии. Культура складывалась как внутри самой Руси, так и под влиянием соседних государств. Как и на сегодняшний день тяжелее всего развивались в культурном плане села и деревни.
Большое влияние на изменение в культуре Руси оказало принятие христианства, но язычество так целиком и не уходило еще долгие годы. Мы помним, что и на сегодня мы отмечаем праздники, которые являются по своей сути языческими.
Вид культуры | Дата/имя автора | Основное содержание | Особенности |
Письменность, грамотность, школы | XI век, получают распространение переводные сочинения | «Александрия» - жизнь Александра Македонского «Девгениево деяние» - о подвигах воина Дигениса Изборник Святослава 1073 г. – сборник народных нравоучительных рассуждений. | Противени –копии документов. Толмач –переводчик. Пергамент -обработанная телячья или баранья кожа для письма. |
Письменность – Х век | Археолог Д. В. Авдусин в 1949 г. нашел глиняный сосуд Х века с надписью «горушна» - пряность | Находка дает понять, что письменность на Руси была уже в Х веке. В IX веке была составлена кириллица – первая русская азбука (Кирилл и Мефодий). | |
Грамотность – XI век | Школы открывались при церквях и монастырях уже при Владимире I и Ярославе Мудром. Сестра Владимира Мономаха – Янка, открыла школу для девочек из богатых семей при женском монастыре. | Распространены школы были только в городах, но на тот период времени в них могли учиться все слои населения. Граффити –надписи, выцарапанные на стенах церквей. Это были размышления о жизни, жалобы и молитвы. | |
Летописи | Конец Х века | Первая летопись (от Рюрика до Владимира Святого, не сохранилась) | Летопись –погодное изложение событий. Летопись – государственное дело, появилась сразу после введения на Руси Христианства. Писали и переписывали летописи, как правило, церковнослужители. |
Эпоха Ярослава Мудрого и Софии в Киеве | Вторая летопись (включила первую + некоторые новые материалы, не сохранилась) | ||
60-70-е XI век - Иларион | Писал ее под именем монаха Никона | ||
90-е XI века | Следующий свод появился во времена Святополка | ||
XII век (1113 год) – монах Нестор | «Повесть временных лет» - первая дошедшая до нас летопись, поэтому ее и принято считать первой на Руси. | Была необычной летописью, она приобретала философско-религиозную окраску и включала в себя, помимо красочного описания событий, рассуждения летописца | |
Архитектура | Х век | Десятинная церковь | Построена греческими мастерами, первая русская церковь. деревянная |
XI век | Храм Святой Софии в Киеве Храм Святой Софии в Новгороде Храм Святой Софии в Полоцке Спасо-Преображенский собор в Чернигове Золотые Ворота в Киеве | Все строения имеют крестово-купольную форму, пришедшую на Русь из Византии после крещения, также как и само каменное строительство. | |
XII век | Успенский собор во Владимире (1160 г.) Белокаменный дворец в Боголюбове Золотые ворота во Владимире Храм Покрова на Нерли (1165, однокупольный) Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.) Церковь Спасо-Нередицы под Новгородом (1198 г.) Дмитриевский собор во Владимире (1197 г.) Георгиевский собор в Юрьеве-Польском Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове Спасо-Преображенский собор Ефросиньевского монастыря в Полоцке (1159, зодчий Иоанн) | Языческая (деревянное строительство): 1) многоярусность строений; 2) увенчанность строений башенками и теремами; 3) художественная резьба по дереву; 4) наличие пристроек (клетей). Схема однокупольного, одноярусного храма. Христианская (каменное строительство) – церкви крестово-купольные: 1) в основе квадрат расчлененный 4-мя столбами; 2) прямоугольные ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, образуют архитектурный крест. Другой чертой русской архитектуры того времени стало сочетание сооружений с природным ландшафтом. Зодчество –архитектура. | |
Литература | 40-е XI век , Иларион | «Слово о законе и благодати» | Изложено место Руси в мировой истории. Первый литературный автор. |
Фольклор | Слово «О полку Игореве» - неудачный поход Игоря Святославича на половцев в 1185 году. «Сказание о Борисе и Глебе» «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси» | Фольклор –устное народное творчество. | |
XI век, монах Иаков | «Память и похвала Владимиру» | Необходимо понимать, что Сказание, Хождение, Чтение, Житие – это жанры Древнерусской литературы. | |
XI век, монах Нестор | «Чтение о житии Бориса и Глеба» | ||
XII век, Владимир Мономах | «Поучение детям» - книга о том, каким должен быть настоящий князь. | ||
XII век, игумен Даниил | «Хождение игумена Даниила в святые места» | ||
Даниил Заточник | «Слово» и «Моление» | ||
XII век, митрополит Климентий Смолятич | «Послание» священнику Фоме | ||
XII век, епископ Кирилл | «Притча о человеческой душе» | ||
Начало XIII века | Киево-Печерский Патерик | История основания Киево-Печерского монастыря и первых монахах | |
Живопись | Фресковая и мозаичная живопись | Софийский Собор в Киеве Михайловский Златоверхий монастырь - мозаика | Фреска –резьба по сырой штукатурке. Мозаика –изображение, собранное из стеклянных цветных кусочков. |
Иконопись XII-XIII | «Ангел златые власы» «Спас нерукотворный» «Успение Богородицы» «Ярославская оранта» | Известен был иконописец Алимпий | |
К. П. Брюллов (1799-1852 гг.) | «Последний день Помпеи» «Явление Мессии» - Богородица | ||
узыка | фольклор | Лютни, гусли – инструменты Скоморохи, певцы, танцоры | Языческие традиции |
Песни, сказания, былины, пословицы, поговорки |
Быт народа.
Распространена была ювелирная техника по золоту и серебру (браслеты, серьги, пряжки, диадемы, даже посуда отделывалась драгоценными камнями и металлами). Красивейшей была резьба по дереву. Пиры с медом и вином у князей и дружинников. Забавой считалась соколиная, ястребиная, псовая охота. Устраивались скачки.
Русские очень любили баню.