Лабораторное Занятие №6

Тема: Упражнения по построению пейзажных картин.

Цель – изучить опыт паркостроения прошлого по построению пейзажей у дорог.

В паркостроительной практике трудно найти такой парк, в ком­позицию которого не были бы включены аллеи. Они располагаются на различных участках парковой территории.

Ширина аллей может быть различной, от 5 до 30 м по осям деревьев. Эти размеры обусловлены утилитарными требованиями и чисто декоративными (т.е. особенностями решения паркового пей­зажа). Наиболее широкие главные аллеи соединяют вход в парк с главной площадью или крупными архитектурными объектами. Второсте­пенные прогулочные аллеи создаются небольшой ширины с учетом полного смыкания крон деревьев, образующих затененный коридор.

Для создания аллей применяют долговечные породы деревьев (липу, ель, каштан конский, дуб, березу, сосну, вяз, лиственницу и др.). Чаще аллеи создают из деревьев одного вида; иногда соче­тают два или более вида в ритмичном или живописном расположении.

В аллейные посадки могут быть включены полосы кустарника.

Если промежутки между стволами деревьев остаются открыты­ми, то этик обеспечивается осмотр прилегающих пейзажей и хоро­шее проветривание аллей.

При большой ширине аллеи промежутки закрываются низко опускающимися к земле кренами деревьев или примыкающими с внешней стороны плотными насаждениями. В композицию таких аллей можно включать газон. Его располагают по обе стороны дороги с целью создания широких, уходящих в глубину перспективы зеленых полос. Это придает аллее нарядность и впечатление полной законченности.

Главная аллея связывает вход в парк с центральной его частью и, являясь важным декоративным элементом, оказывает значительное влияние на приемы формирования пейзажей на прилегающих участках.

Особенность решения главной аллеи во многом зависит от усло­вий рельефа, определяющего ее направление, от находящейся вбли­зи водной поверхности, а также от обширного луга или лесного массива. Горизонтальный участок с примыкающими к нему естест­венными пейзажами определяет прием решения прямолинейной аллеи с регулярным размещением зелени. В этом случае создается глу­бокая перспектива с четко выраженными полосами крон, замыкаемая сильным акцентирующим объемом в виде архитектурного объекта, вносящего большой цветовой контраст.

Изогнутое направление главной аллеи определяет живописный прием размещения древесно-кустарниковых растений и обуславли­вает их ассортимент с учетом формы и строения кроны, ее цвета и плотности по отношению к характеру примыкающих к аллее пейза­жей. Так, например, наиболее глубокая, ярко освещенная перспек­тива открывается у излучины, вдоль ее оси, в обрамлении деревь­ев с плотными кронами. Такой контраст обогащает композицию, вызывает интерес к пейзажу и создает впечатление полной его за­конченности. Создание системы таких пейзажей в различных по глубине планах обуславливается отсутствием прямой видимости вдоль оси аллеи. Если в прямолинейной аллее перспектива дальностью просматривается на всю глубину, то в криволинейной аллее это заменяется системой пейзажей, рассматриваемых в различных по глубине планах в определенной последовательности их чередо­вания.

Таким образом, принципиальная схема размещения деревьев и кустарников вдоль главной аллеи определяется в первую очередь принятой планировочной композицией как самой аллеи, так и при­мыкающих к ней участков.

Пересечение аллей и дорог. С мест пересечения, а также примыкания аллей и дорог не предусматривается открытие глубоких перспектив. На этих участках обычно размещают плотные посадки деревьев, которые полностью закрывают окружающую местность. В случае симметричного примыкания аллей или дорог зелень разме­щают также симметрично, при косом - асимметрично, но принцип контраста как цветового, так и объемного сохраняют почти во всех случаях.

Как видно из рис, 1а, участок развилки дорог в Весело-Боковеньковском парке плотно обсажен лиственными деревьями и кустарниками. Тут по оси дороги размещено большое дерево со свет­ло-зеленой ажурной кроной. Перед ним, вдоль бровки дороги, поса­жен густой полосой кустарник спиреи, которая в период цветения как бы одевается в свой белоснежный наряд. Эта яркая по цвету, естественная картина воспринимается по оси дороги в обрамлении раскидистых темно-зеленых крон деревьев.

Аналогичная развилка дороги в Тростянецком парке (рис.1б) оформлена зеленью несколько строже. Тут по ее оси, вдоль противоположной бровки, посажена густая полоса из туи, вечнозеленая плотная крона которой замыкает перспективу и вместе с тем отме­чает новое направление.

Примыкание дороги под прямым углом определяет свой прием размещения растений. В Тростянецком и многих других парках эти участки решаются путем образования небольшой замкнутой по периметру полянки, которая располагается по оси примыкаемой дороги (рис. 1в). По контуру этой полянки размещаются однотипные деревья. Форма и цвет кроны их четко выделяются из окружающего мас­сива зелени. По оси дороги на поляне высаживается небольшая группа или отдельно стоящее дерево, их кроны четко отличаются от окружающего фона. Участки, расположенные с противоположной стороны дороги, плотно покрыты лиственными породами деревьев. Такое сочетание зелени дает возможность внести разнообразие в массив насаждений и подчеркнуть новое направление в дальнейшее осмотре пейзажей парса.

Пересечение аллей и дорог под прямым углом чаще встречается на участках регулярной планировки. В практике паркового наследия эти участки почти никогда не решались путем расширения открытых от насаждений территорий; наоборот, плотные небольшие группы однотипных деревьев размещали непосредственно у перекрестка. В общем массиве зелени эти группы выделены только по видовому составу. При этом подбирали деревья с таким расчетом, чтобы кроны их резко выделялись на общем фоне, а симметричное их распо­ложение подчеркивало регулярность в планировке аллей и дорог (рис. 1г).

Совершенно иначе решаются вопросы размещения зелени на участ­ках соединения аллей и дорог не под прямым углам. Тут преоблада­ет живописная трактовка в организации насаждений, причем различные по цвету, ажурности и форме крон деревья и кустарники компонуют­ся на фоне плотной стены, образованной однотипными древесными растениями.

В Тростянецком парке, например, с одной стороны дороги, на фоне белоствольных берез посажены гледичии с ажурны­ми голубовато-зелеными кронами (рис. 1д). Характер их подчер­кивает плотная широкораскидистая крона находящегося вблизи дуба. С другой стороны этой же дороги на фоне гледичии растет сосна обыкновенная, ярко-оранжевые стволы которой вносят в композицию пейзаже цветовой контраст. Вся ажурность этой живописной картины очень эффектно вырисовывается на фоне плотной темно-зеленой сте­ны елей, которые в свою очередь размещены на фоне большой груп­пы берез.

В Весело-Боковеньковском парке на участке соединения дорог ажурной кроне можжевельника виргинского, размещенного у бровки вдоль дороги, противопоставлена могучая плотная крона дубов, расположенных с противоположной стороны дороги, а огромный ясень, как бы объединяя различные кроны деревьев, способствует созданию цельной картины (рис. 1е).

Лабораторное Занятие №6 - student2.ru

Рисунок 1 – Приемы размещения растений на участках соединения дорог.

Как видно из приведенных примеров, небольшие композиции древесно-кустарниковых насаждений на участках пересечения дорог значительно обогащают композицию парка.

Подобные картины зелени создаются в местах размещения бе­седок, лестниц, мостиков, фонтанов, скамей и других элементов малых архитектурных форм.

Прямолинейные аллеи в композиции парка. Прямолинейная аллея является важным элементом в общей ком­позиции пейзажного парка. Она дает возможность четко выявить характер пейзажа, внести контраст в композицию растений, создать ровную одноцветную стену зелени, которая может быть хорошим фоном для небольших групп и отдельно стоящих деревьев. Кроме того, сохраняя вдоль продольной оси прямолинейной аллеи узкую, зате­ненную крошки деревьев перспективу, решается задача последовательного осмотра примыкающих пейзажей при однотипности первого плана. В планировочной композиции, пейзажного парка роль прямолинейной аллеи заключается еще и в том, чтобы подчеркнуть значе­ние участка, на котором она расположена, а по отношению к другим придать ему более официальный характер.

В Весело-Боковеньковском парке, решенном типичными приемами пейзажной планировки, имеются прямолинейные аллеи. Одна из них, соединяющая центральную часть парка с северней его окраиной, расположена на равнинном рельефе, другая - на возвышенности в массиве сосны черной. Эти аллеи, протяженностью около 400 м каж­дая, не пересекаются какими-либо парковыми дорогами, что дает возможность показать вдоль юс продольных осей перспективы толь­ко с конечных участков. Подходы к этим участкам осуществляются среди плотных насаждений го изогнутым в плане дорогам, благода­ря чему обеспечивается внезапность открытия перспектив вдоль аллей, что позволяет подчеркнуть их значение в пейзаже, повысить интерес к их восприятию.

Аллея, разделяющая луговую поляну на два участка, четко вы­являет различие в характере построения паркового пейзажа на этих участках (рис. 2). Юго-западная сторона поляны, омываемая руслом р. Боковеньки, решена мягким живописным сочетанием зелени. Общей цветовой гамме придан характерный для украинского пейзажа серебристый оттенок. Тут вдоль извилистого русла реки размеще­ны группы плакучих ив и серебристых тополей. В просветах между этими группами видны пейзажи соседней поляны, а за ней - степные просторы. В противоположность несколько интимной композиции рас­тений на этой поляне пейзажи на участке, примыкающем к аллее с другой, северо-восточной стороны, решены преимущественно хвой­ными растениями, среди которых преобладает черная сосна, придаю­щая местности типичный вид северорусского пейзажа. Плотные груп­пы сосны, размещенные на южном склоне, постепенно переходят в группы лиственных пород у северного склона.

Таким образом, прямолинейная аллея, у обочин которой строго в ряд на одинаковом расстоянии высажены серебристые, тополя, явилась границей, разделяющей поляну, и вместе с тем определи­ла места для осмотра пейзажей. Строго регулярное решение аллей в противоположность иррегулярному построению пейзажа по пери­метру поляны дало возможность подчеркнуть денотативные качест­ва этой части парка.

В парковом наследии имеется много различных примеров вклю­чений прямолинейной аллеи в композиции пейзажного парка. Но ал­лея, расположенная на повышенном рельефе, в северной части Весело-Боковеньковского парка, по смелости и простоте решения является единственной (рис. 3).

Она образована из сосны обыкновенной, расположенной в два ря­да с обеих сторон пешеходной части. Деревья высажены настолько близко между собой, что их кроны сомкнулись на высоте около 30м. Образовался высокий ярко-оранжевый коридор, ажур­ный светло-зеленый свод которого напоминает готическое сооружение. Яркость рас­цветки стволов и ветвей сосны обыкновенной подчеркнута примыка­ющим к аллее плотным массивом сосны черной. Ее черно-сизые ство­лы создали хороший фон и усилили цветовой контраст да отношению к оранжевым стволам сосны обыкновенной. Большой интерес, к этой аллее проявляется не только потому, что она необычна по своему решению, но и в связи с внезапностью открытия перспективы вдоль ее оси.

В композиционном решении этой аллеи хорошо использована неровность рельефа в воде небольшой выпуклости, образующей перевал примерно в средней ее части. Это дало возможность скрыть оконча­ние аллеи, а, следовательно, и искусственно увеличить ее действи­тельную длину. Значение рассматриваемой аллеи в композиции пейзажного парка проявляется также в увязке ее с прилегающими к ней полянами, т.е. в создании просветов в аллейных посадках на лучшие композиции растений. Это дает возможность на время отвлечь внимание от глубокой перспективы вдоль аллеи к пейзажам другого характера. В данном случае это осуществлено путем размещения групп сосны чёрной на склоне, примыкающем к аллее с южной сто­роны, что позволяет подчеркнуть достоинство пейзажей, открыва­ющихся в сторону наиболее декоративного лугового участка парка.

В Краснокутском парке прямолинейная аллея расположена на горизонтальном участке (рис. 4). Она создана с одной стороны плотным лиственным массивом деревьев к кустарников, с другой - высаженными строго в ряд елями. В связи с тем, что кроны деревьев смыкаются, образуется как бы крытая галерея с системой проемов между стволами елей. Такой принцип создания аллей требует глубо­ко продуманной организации пейзажа на примыкаемом к ней участке. Характер построения этого пейзажа ставится в полную зависимость от условий его восприятия при прохождении по аллее. В рассматриваемом примере его формируют плотный травостой, украшенный полевыми цветами и группы деревьев, которые размещены с таким расчетом, чтобы создать различные по глубине планы и вместе с тем четко выделить их кроны на фоне неба. Темные тени на газоне оживляют весь пейзаж, подчеркивают глубину далей, открывающихся между деревьями.

Лабораторное Занятие №6 - student2.ru

Рисунок 2 – Весело-Боковеньковский парк

Прием размещения насаждений на участках, примыкающих к прямой аллее.

Лабораторное Занятие №6 - student2.ru

Рисунок 3 – Весело-Боковеньковский парк

Аллея из сосны обыкновенно.

Растительность: 1 – сосна обыкновенная; 2 – сосна черная.

Лабораторное Занятие №6 - student2.ru

Рисунок 4 – Краснокутский парк

Прием решения прямолинейной аллеи.

Растительность: 1 – ель; 2 – смешанные лиственные насаждения.

Упомянутые примеры не охватывают всего разнообразие приемов создания аллей как по их размерам, использованию ассортимента растений, так и по увязке с парковым пейзажем. Но они представляют большой интерес для современной паркостроительной практики.

Криволинейные дороги. Участки пересечения дорог. В парковом искусстве большей части дорог придана криволиней­ная в плане форма. Они очень эффектно сочетаются с живописной мягко переливающейся гаммой красок богатого ассортимента расте­ний.

В Тростянецком парке, раскинувшемся на площади более 200 га, все дороги имеют ширину 3 м и расположены более или менее рав­номерно по всей территории. Они, мягко изгибаясь среди, живопис­ных групп деревьев, увязывают в единую систему различные по глубине, форме и цвету пейзажи.

Аналогично решена дорожная сеть в Скала-Подольском парке. Тут каждое изменение в направлении дороги оправдано группируе­мой растительностью, включенной в композицию открывающегося вида.

В ряде парков осуществлен прием параллельной прокладки дорог. В этом случае они создаются большой протяженностью, образуя узко вытянутые куртины, на которых плотно размещены деревья с хорошо развитым подлеском. Такое решение дает воз­можность увеличить количество дорог, а, следовательно, создать впечатление, что парк занимает большую территорию, нежели она есть в действительности. Обычно этот прием используется на участках, где желательно в контраст четко выявленной искусственности создать обстановку, приближающуюся к естественной природе. Аналогичное расположение дорог осуществлено в таких парках, как Сокиринский, Уманский, Тростянецкий, Алупкинский и др.

В Сокиринском парке четыре параллельные свободно изгибающиеся дороги протяженностью более 500 м каждая простираются на пологом склоне, разделяя всю западную часть парковой терри­тории на узкие полосы. Они покрыты густой растительностью с включением небольших полянок вдоль дорог. Эти дороги соединены только в конечных пунктах. Аналогичным приемом решена сеть дорог в западной части Уманского парка. Они увязаны с горизонталями склона, приникающего к Нижнему пруду, и разделены плотными по­садками с хорошо развитым подлеском.

Очень эффектно этот прием использован в композиционном ре­шении Тростянецкого парка. Тут дороги пересекают или огибают различные по площади поляны и плотные массивы насаждений. По ка­кой бы из них не проходили посетители, перед ними будут откры­ваться новые, живописнее, полные естественной прелести картины.

В парковом наследии при прокладке дорог обычно избегали рез­ких изгибов, коротких извилин или грубых соединений. Они трассировались с учетом удлиненного постепенного изменения направления. Соединение и примыкание дорог осуществлялось без увеличения их поперечных размеров, они плавно как бы вливаются одна в другую. Красиво изгибающиеся дороги не только украшают парковый пейзаж, но и являются направляющими в его осмотре. Например, выпуклость дороги в сторону открытого пространства дает возможность рас­сматривать пейзаж в последовательном развороте. Дорога, пересе­кающая несколько различных по размерам полян, содействует конт­растному восприятию отличающихся по глубине, силуэту и цвету пейзажей. Параллельное сближение дорог дает возможность выделить на территории парка участки для размещения полян. Прокладка до­рог на склоне осуществляется с учетом открытия с них пейзажей в различных ракурсах. Прямолинейная дорога обеспечивает фиксирование определенного вида, криволинейная - отдельные картины в общей перспективе и т.д.

Мастера паркового искусства уделяли больше внимание увяз­ке растений с дорогами на значительных го протяженности участках. Исследование пейзажей на этих участках позволяет вскрыть приемы их формирования и установить последовательность осмотра.

Такое исследование является важным, так как компоновка дре­весных растений в различных по глубине планах осуществляется с учетом взаимного сочетания и непрерывной смены формы, цвета, ажурности и размере их крон.

Умение композиционно увязать эти элементы и при этом учесть лучшие возможности восприятия пейзажа в процессе движения по дорогам является одним из основных условий создания высокоху­дожественного паркового комплекса.

Лабораторное Занятие№ 7

Тема: Упражнения по композиции открытых пространств (поляны в парках).

Цель – Изучить приемы формирования пейзажей на примерах классических парков.

Формируя пейзаж, паркостроитель учитывает все элементы, образующие его композицию: рельеф, водоемы, растительность.

Парковый пейзаж складывается при его визуальном осмотре, при этом акцентируется внимание на характерных участках. Здесь сохраняется определённая последовательность группирования: деревь­ев и кустарников, заключающаяся преимущественно в чередовании плотных массивов и различных по глубине перспектив. Паркостроитель в каждом конкретном случае обуславливает направление аллеи или дороги особенностью формирования пейзажа. Поэтому в зависи­мости от того, как решить планировку дорожной сети и как увязать ее с растительностью, будет определяться в значительной степени художественное достоинство парка в делом.

В парковом искусстве кратчайшее соединение дорогами или аллеями различных объектов не является главным в плакировочном ре­шении. Особенность планировочной композиции заключается в том, чтобы показать пейзажи наиболее эффектно.

Ниже рассмотрены основные приемы формирования пейзажа на примерах классических парков.

0формление полян (последовательное их сочетание). В композиции паркового комплекса большое значение прида­ется полянам. Они располагаются в различиях местах парка и непосредственно увязываются с планировкой аллей и дорог. По­ляна дает возможность группировать древесные и кустарниковые растения так, чтобы раскрыть их декоративные качества, т.е. формировать пейзаж с учетом требований серии пейзажей, взаи­мосвязанных общей композиционной идеей.

Одним из приемов композиции является последовательное со­четание полян.

Последовательность в расположении полян определяется спецификой паркового комплекса, обусловленной высокими художест­венными требованиям к создаваемому пейзажу. Поэтому в целях выявления характера пейзажа в панировочном решении паруса вы­деляются основные поляны, образующие композиционные узлы, ко­торые расположены как бы порознь в различных условиях релье­фа. Поляны, примыкающие к ним, значительно меньше по площади, являются связующими и зрительной памятью объединяются в единый комплекс, в котором доминирующее значение придается основной поляне.

Последовательное расположение полян вдоль дорожной сети парка дает возможность путем группирования на них древесной и кустарниковой растительности наиболее эффектно показать ос­новную поляну. Преследуя эту цель, паркостритель высоко-декоративные породы деревьев и кустарников концентрирует на глав­ной поляне, а прилегающие к ней второстепенные поляны решает преимущественно однотипными растениями с включением небольшого количества деревьев и кустарников, контрастирующих своими формами и цветом по отношению к основному массиву древесных растений. При этом каждая поляна в зависимости от ее формы в плане, освещенности, а также увязки с дорожной сетью стано­вится оригинальной в системе последовательного их расположе­ния. Таким образом создается серия различных пейзажей, ос­мотр которых завершается наиболее декоративными формами зе­лени, расположенной на основной поляне. Она увязывается с до­рожной сетью так, чтобы можно было подходить к ней с различ­ных сторон и каждый раз видеть ее пейзажи по-новому. Для достижения этой цели большие поляны с глубокой или широкой пер­спективой увязываются с малыми. Решается это самыми различимей приемами, но при обязательном соблюдении одного твердо установившегося в практике паркового искусства правила. Оно заключается в том, что переходы из одной поляны на другую располагают­ся в плотных массивах зелени. Выходы на поляны обрамляют кронами деревьев, создающими как бы кулисы, образующие близкий плен, подчеркивающий глубину пейзажей и вместе с тем придающий ему законченные художественные формы.

Независимо от планировки дорог, посетитель, находящийся на переходном участке между полянами или на второстепенной поляне, постоянно оказывается перед ограниченной частью пейзажа, который зачастую акцентируется отдельно стоящим деревом или небольшой группой деревьев, свет и форма которых отличаются от насаждений, образующих их фон. Такие картины воспринимаются независимо от планировочной композиции всего участка. Паркостроитель их созда­ет не только для того, чтобы разнообразить пейзаж, но и для то­го, чтобы управлять вниманием на участке между основными поля­нами, т.е. создать определенное настроение перед выходом на эти поляну, а следовательно, решить идейную сторону в серии пейза­жей, расположенных на примыкающих участках. Поэтому при создании паркового комплекса основной поляне уделяется большое внимание. Она является важным элементом, организующим значительную часть его территории, и, в зависимости от характера ее решения определяются подбор ассортимента растений, а также прием их группирования и размещения.

Дорожная сеть как бы приводит в определенную систему соз­данную композицию зелени и вместе с тем обуславливает последо­вательность показа различных перспектив, сочетающих как объем­ные формы крон деревьев, так и световое их отношение. Для того, чтобы показать две различные по форме и площади поляны, дороге придают изогнутую в плане форму, поворачивая ее вогнутой сторо­ной к открывающемуся виду.

Этот прием, используемый для показа отдельных участков, яв­ляется характерным для многих случаев решения паркового пейзажа. На рис. 5 показан один из вариантов решения пейзажа при сочетании двух полян. Тут при выходе на изгиб дороги перспектива поляны не открывается. Вначале в плотном обрамлении древесных растений воспринимается отдельно стоящее дерево с опущенной до земли кроной.

При выходе за пределы обрамляющей дорогу кроны открывается близким планом живописная картина (направление 1), акцентированная группой берез, поставленных на фоне плотного массива лиственных древесных растений. При движении по дороге отдельно стоящее дерево образует как бы одностороннюю кулису, за которой постепенно разворачивается более сложный пейзаж, представленный средним пла­ном (направление 2). Он создан тремя группами деревьев. Тут две группы берез воспринимаются по оси дороги при выходе на поляну, а группа сосны обыкновенной акцентирует пейзаж поляны. При обрат­ном прохождении по дороге оранжевые стволы сосны смотрятся сквозь белые стволы березы. Эти группы поставлены на фоне однотипной плотной стены лиственных деревьев. Переход от первой полями ко второй расположен как бы в зеленом коридоре, образованном деревь­ями с плотной кроной. Эти же деревья при выходе на большую поляну создали живописное обрамление, ограничивающее видимость всего пейзажа. Наряду с этим у обочины дороги со стороны открывающегося вида расположены группы сирени. Их плотная крона дала возможность внезапно открыть глубокую перспективу пейзажа, а следовательно повысить интерес к ее осмотру (направление 3). Эта перспектива создана приемом четкого выявления формы и цвета крон деревьев. Тут группа лип поставлена на фоне светлой березы, а береза – на фоне темно-зеленых елей. Их плотная крона подчеркнула глубинную часть пейзажа, расположенного за пределами поляны, определила ее грани­цы и внесла цветовой контраст.

Отдельно стоящая туя расположена так, чтобы со всех точек до­роги, приникающей к поляне, образовывать первый план и вместе с тем как бы перемещать пейзаж, определяя последовательность его осмотра. Но для того, чтобы внимание било сосредоточено только в направлении поляны, участки, примыкающие к дороге с противополож­ной стороны, ограждены плотной древесно-кустарниковой растительностью.

Несколько иной планировочный прием увязки дороги с поляной и окружающими ее пейзажами показан на рис.6. Тут первая картина (направление 1), представлена строгими темно-зелеными кронами елей. Их однотипность и темный тон придали пейзажу чётко выраженный, несколько суровый характер. Последующая картина в противовес близкому плану предыдущей решена глубокой перспективой (направление 2). В ней мягко переливающаяся цветовая игра большого разно­образия лиственных деревьев придала пейзажу естественный характер. И лишь небольшая группа хвойных, включенная в массив лиственных, внесла цветовой контраст, подчеркнула угол поляны, являясь одновременно связуемым звеном между различно решенными пейзажами. Рас­положенная на поляне группа берез четко выделяется на фоне темно-зеленых елей. Ее белые стволы расчленили однотипный пейзаж на ряд картин, внесли световой контраст, образовали первый план, являю­щийся очень важным в переходе к следующей вдоль дороги глубокой перспективе.

На рис.7 показан прием увязки резко отличающихся по площа­ди полян при учете быстрого переключения внимания от близкой перспективы к глубокой. Переходной участок здесь создают два хвойных дерева, расположенных у обочины дороги. Они фланкируют выступы, образованные массивами лиственных древесных растений, а их плотная крона подчеркивает переходный участок и создает близкий план, обрамляющий перспективы пейзажей. Пейзаж малой поляны решен средним планом и акцентирован отдельно стоящей небольшой группой хвойных деревьев (направление 1). Глубокая перспектива (направ­ление 2) образована исключительно лиственными древесными породами, придающими пейзажу мягкую живописную расцветку.

Прием группирования древесно-кустарниковых насаждений, представленный на рис.8, несколько отличается от предыдущих. Это по сути одна поляна, но в последовательности ее осмотра выявляется тот же принцип переключения внимания, о котором говорилось выше, т.е. от пейзажа, расположенного близким или средним планом к глу­бокой перспективе. Группы деревьев, расположенные на поляне, плот­но окаймлены по периметру кустарником, что дало возможность обес­печить полную непросматриваемость со стороны дороги на участках этих групп. Но так как упомянутые группы деревьев расположены не по всей длине дороги, которая пересекает поляну, создается воз­можность строить пейзаж с учетом определенной последовательности его осмотра. В данном. случае композиция решена предельно просто. Представленная средним планом перспектива (направление 1) решена однотипной древесной растительностью, без выделения какой-либо ее части.

Глубокая перспектива (направление 2) акцентирована компактной группой берез. Они четко выделяются на фоне массивной стены зелени.

На рис.9 показан один из приемов решения паркового пейзажа, в котором использован ограниченный ассортимент древесных и кустарниковых растений. Художественная выразительность его достига­ется предельной простотой форм и ясно выраженной светотенью больших групп деревьев, выступающих из поля плотной стены зелени.

Осмотр этого пейзажа осуществляется с дороги, направленной выпуклой стороной к поляне, что дало возможность показать его в последовательном развороте чередующихся масс зелени.

При такой увязке формы поляки с направлением дороги создается возможность дальнейшего совершенствования пейзажа, учитывая последовательные этапы его восприятия. Ту могут бить самые различные вариации компоновки зелени.

Аналогичный прием решения паркового пейзажа показан на рис.10, но здесь используется значительный ассортимент растений, группи­руемых как плотными массивами, так и небольшими группами, а также отдельно стоящими деревьями. По сравнению с предыдущим примером дорога здесь больше вклинилась на территорию поляны, огибая плот­ный пассив древесных растений. Для того чтобы ориентировать идущего по дороге только в сторону поляны у ее обочины высажена по­лоса кустарника сирени, обеспечивающего непросматриваемость вглубь массива. В то же время полностью открыто пространство в направле­нии поляны с дороги, частично затененной нависающими кронами де­ревьев. Она разделена на четыре видовые картины, в каждой из ко­торых группируемые растения объединяются общей композиций с уче­том последовательно раскрывающихся перспектив (направление 1-4).

Декоративное достоинство поляны складывается не только из внешних форм самих растений, но и из того, в каком порядке они по­казаны. В данном случае все перспективы увязаны как размерами площадей, так и просветами, ограничивающими их осмотр. При этом каждая группа деревьев, являющаяся важным композиционным элемен­том одной картина, служит переходной к следующей; но уже более значительной. В результате предопределяется последовательность ос­мотра, с нарастающим интересом включая: глубокую перспективу. Сле­довательно, в рассматриваемом примере место для размещения деревьев точно определяется особенностью их осмотре с определенных отрез­ков дорог.

Острота восприятия пейзажа намного будет усилена, если в его композицию ввести первый план. В рассматриваемом примере (рис.11) эти функции выполняют размещение у дороги лиственницы. Они рас­членили пейзаж на ряд картин и одновременно усилили ощущение их глубины. Этого было достаточно для того, чтобы организовать про­странство.

Пейзаж поляны решен в мягкой цветовой гамме крон лиственных деревьев, расположенных по ее периметру. Включением группы елей преследовалась цель внести цветовой и объемный контрасты и вместе с тем акцентировать композицию всей поляны. Последовательность осмотра ее пейзажей обеспечивается криволинейной в плене формой дороги, а художественное достоинство – взаимоувязкой первого и среднего планов.

Лабораторное Занятие №6 - student2.ru

Рисунок 5 – Тростянецкий парк

Прием увязки двух полян. Растительность: 1 – сосна обыкновенная; 2 – береза; 3 – липа; 4 – ель; 5 – туя; 6 – сирень.

Лабораторное Занятие №6 - student2.ru

Рисунок 6 – Тростянецкий парк

Прием увязки дороги с поляной и размещение древесных растений с учетом формирования различных по глубине пейзажей.

Растительность: 1 – береза; 2 – ель; 3 – смешанные лиственные насаждения.

Лабораторное Занятие №6 - student2.ru

Рисунок 7 – Тростянецкий парк

Прием увязки двух различных по площадям полян с учетом быстрого переключения внимания от близкой перспективы к глубокой.

Лабораторное Занятие №6 - student2.ru

Рисунок 8 – Кочановский парк

Прием формирования поляны с учетом последовательности осмотра различных по глубине пейзажей.

Лабораторное Занятие №6 - student2.ru

Рисунок 9 – Тростянецкий парк

Прием формирования поляны с учетом последовательного разворота пейзажа без включения первого плана.

Лабораторное Занятие №6 - student2.ru

Рисунок 10 – Тростянецкий парк

Решение поляны с учетом включения первого плана.

Растительность: 1 – ель; 2 – туя; 3 – береза; 4 – сосна обыкновенная; 5 – ель голубая; 6 – плотные лиственные насаждения.

Лабораторное Занятие №6 - student2.ru

Рисунок 11 – Згуровский парк

Прием формирования поляны с учетом последовательного разворота пейзажа при включении ритмично повторяющегося первого плана.

Растительность: 1 – ель; 2 – береза; 3 – лиственница; 4 – смешанные лиственные насаждения.

Лабораторное Занятие №6 - student2.ru

Рисунок 12 – Тростянецкий парк

Прием размещения растений с учетом создания ряда близких пейзажей, предшествующих глубокой перспективе.

Растительность: 1 – береза; 2 – сосна обыкновенная; 3 – липа; 4 – клен остролистный; 5 – ель.

Как видно на рис.12, серия близких картин расположена вдоль дороги, подводящей к глубокой перспективе пейзажа. Изогнутая в плане ее форма определяет очередность их осмотра, при этом с не­пременным условием переключения внимания, проходящего по дороге на различные по удаленности композиции зелени (направление 1-8).

Для того, чтобы не отвлекать внимание и обеспечить последовательность осмотра серии малых полян, предшествующих большой, у вогнутой стороны дороги расположена группа лиственных деревьев, окаймленная кустарником. У подхода к просвету на большую поляну полоса кустарника загущена, а по оси дороги с этого же участка внимание привлекает поставленная на фоне небольшой группы берез отдельно стоящая ель. Такая компоновка зелени дает возможность ориентировать к осмотру живописной группы и одновременно закрыть вид в сторону больной поляны с целью показать ее внезапно, т.е. быстро переключить вникание от пейзажей, расположенных близким планом, к глубокой перспективе.

Поляна, разделенная дорогой. Поляна между дорогами. В композицию паркового комплекса часто включают поляну, разделенную дорогой, на два участка. Это особенно характерно для парка, расположенного на небольшой территории, когда нет возмож­ности создать систему увязанных между собой различных по разме­рам полян.

На небольшой поляне прокладка парковой дороги обычно осуществляется без размещения у ее обочин деревьев или кустарников. На больших полянах от 0,3-0,4 га до нескольких гектаров у парковой дороги размещают компактные группы растений. При этом дороге поч­ти всегда придают изогнутую в плане форму, непосредственно увя­зывая ее направление с характером формирования поляны, что дает возможность управлять вниманием при осмотре ее пейзажей.

Наши рекомендации