Искусственные сооружения
9.1Расположение мостов, путепроводов, эстакад на автомобильных дорогах не должно вносить резких и неожиданных для водителей изменений в направлении дороги. Параметры мостов, путепроводов, эстакад должны обеспечивать единообразие условий движения по дороге.
9.2Расположение мостов через судоходные реки следует согласовывать с Министерством по чрезвычайным ситуациям.
9.3Сброс воды с мостового полотна путепроводов и эстакад должен производиться за пределы верха земляного полотна и откосов автомобильных и железных дорог, проходящих под сооружениями. Вода с проезжей части и обочин подходов не должна быть допущена на мостовое полотно сооружений.
9.4При отсутствии на подходах пешеходной дорожки, связанной с тротуаром на мосту или путепроводе, следует обеспечивать доступ пешеходов с тротуара на обочину дороги.
9.5При расположении мостовых сооружений на кривых в плане проезжая часть должна быть уширена в соответствии с таблицей 8. Проезжую часть мостовых сооружений на автомобильных дорогах I-a, I-б, I-в, II и III категорий допускается уширять за счет полосы безопасности. При этом ширина полосы безопасности должна быть не менее 1 м.
9.6Габариты мостовых сооружений по ширине следует принимать по таблице 31.
9.7При расположении опор путепроводов на разделительной полосе минимальное расстояние между опорой и кромкой проезжей части следует принимать с учетом конструкции ограждения опоры.
Таблица 31В метрах
Категория дороги | Число полос движения | Габарит мостовых сооружений Г | Ширина | |
правой полосы безопасности (П) | проезжей части (В) | |||
I-a | 13,75 +С+ 13,75 | 2,5 | 2x11,25 | |
I-a | 10 + С + 10 | 2,5 | 2x7,5 | |
I-б, I-в | 12,5 + С + 12,5 | 2,0 | 2x10,5 | |
I-б, I-в | 9 + С + 9 | 2,0 | 2x7,0 | |
II | 2,0 | 7,0 | ||
III | 1,5 | 7,0 | ||
IV | 1,0 | 6,0 | ||
V | 6,5 | 0,5 | 5,5 | |
Примечания 1 Для автомобильных дорог I-a, I-б, I-в категорий указаны габариты по ширине при отсутствии ограждений на разделительной полосе. При наличии ограждений или при раздельных пролетных строениях под каждое направление движения габариты каждого сооружения, м, следует устанавливать по формуле Г=П + В + Л, (6) где В – ширина проезжей части, м; П – ширина правой по ходу движения полосы безопасности, м; Л – то же, левой. Значения В и П приведены в таблице, значение Л следует принимать в соответствии с участком дороги на подходах к сооружению, но не более 2 м. 2 Ширину разделительной полосы С, м, следует принимать равной ширине разделительной полосы на подходах. На мостовых сооружениях длиной св. 100 м при соответствующем обосновании ширину разделительной полосы допускается уменьшать, но принимать не менее чем 2 м плюс ширина ограждения. 3 Полосы безопасности меньшей ширины при соответствующем обосновании допускается принимать для мостовых сооружений длиной св. 100 м на автомобильных дорогах I-a, I-б, I-в, II и III категорий и длиной св. 50 м – на дорогах IV категории при условиях: – мосты расположены на расстоянии более 100 км от Минска и более 50 км – от других городов, а расчетная интенсивность движения транспортных средств снижается в 2 раза и более по сравнению с пригородными участками; – в случаях расположения мостов и путепроводов на участках дорог с уменьшенной шириной обочины; – при реконструкции; – при наличии дополнительной полосы для подъема, переходно-скоростной полосы (со стороны этих полос). В каждом из перечисленных случаев ширина полосы безопасности должна быть не менее 1 м на автомобильных дорогах I-a, I-б, I-в, II и III категорий и 0,75 м – на дорогах IV категории. |
9.8При отсутствии промежуточных опор со стороны бровки обочины пересекаемой дороги расстояние от бровки до передней грани необсыпных устоев или до конуса насыпи при обсыпных устоях путепроводов и пешеходных мостов должно быть не менее значений, указанных в таблице 32.
Таблица 32В метрах
Категория пересекаемой дороги | Расстояние от бровки до устоя (конуса), не менее | ||||
пешеходных мостов | путепроводов с числом полос движения | ||||
I-a, I-б, I-в, II, III | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 |
IV | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 4,0 |
V | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
9.9Боковые поверхности промежуточных опор (со стороны дороги) следует располагать за бровкой обочины пересекаемой дороги на расстоянии не менее 2 м для дорог I-a, I-б, I-в, II и III категорий, 0,5 м – для дорог IV и V категорий.
9.10Габариты искусственных сооружений по высоте над автомобильными дорогами общего пользования всех классов следует принимать не менее 5 м. Габариты искусственных сооружений для пропуска под дорогой автомобильных дорог необщего пользования и скотопрогонов, при отсутствии специальных требований (например, для дорог промышленных предприятий), следует принимать не менее указанных в таблице 33.
Таблица 33В метрах
Назначение сооружения | Габарит искусственных сооружений, не менее | |
по ширине | по высоте | |
Для дорог VI-a, VI-б категорий и необщего пользования | ||
Для скотопрогонов | 2,5 |
9.11Прочие габариты приближения конструкций мостовых сооружений следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.05.03.
9.12Мосты, путепроводы, виадуки, эстакады и трубы на дорогах следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.05.03.
ОБУСТРОЙСТВО ДОРОГ
Автобусные остановки
10.1.1Автобусные остановки следует предусматривать на автомобильных дорогах с регулярным движением маршрутных автобусов. На автомобильных дорогах I-б, I-в, II и III категорий автобусные остановки должны устраиваться не чаще чем через 1,5 км. На автомагистралях автобусные остановки не устраиваются.
Автобусные остановки должны быть оборудованы остановочными и посадочными площадками со скамьями и урнами для мусора, а также павильонами или навесами для пассажиров с информацией о названии остановки и с устройством для размещения расписания движения автобусов.
10.1.2Ширину остановочной площадки следует принимать равной ширине полосы движения. Остановочные площадки следует располагать в «карманах», с отгонами длиной не менее 15 м. Длину площадки следует принимать в зависимости от количества одновременно останавливающихся автобусов, но не менее 12 м.
Посадочные площадки должны быть приподняты на 0,2 м над поверхностью остановочных площадок. Поверхность посадочных площадок должна иметь монолитное или вымощенное покрытие на ширине не менее 2 м и длине, соответствующей длине остановочной площадки. Ближайшая грань павильона или навеса должна быть не ближе 3 м от кромки остановочной площадки.
От посадочных площадок в направлении основных потоков пассажиров следует проектировать пешеходные дорожки до существующих улиц или дорог.
10.1.3Автобусные остановки вне населенных пунктов не следует располагать на кривых в плане и вертикальных выпуклых кривых с радиусами менее минимальных, определенных в соответствии с 5.3.2, и при продольных уклонах более 40‰ .
Автобусная остановка должна располагаться по ходу движения после пешеходного перехода в одном уровне. При этом расположение пешеходного перехода не должно противоречить направлению движения основного потока прибывших пассажиров. Минимальное расстояние от автобусной остановки (посадочной площадки) до пешеходного перехода в одном уровне в случае его расположения после автобусной остановки должно соответствовать наименьшему расстоянию видимости согласно таблице 9.
При размещении автобусных остановок в зоне пересечений и примыканий дорог в одном уровне расстояние от конца закругления съезда до посадочной площадки, расположенной на той же стороне дороги, следует принимать для автомобильных дорог I-б, I-в, II и III категорий не менее 100 м, для дорог IV категории – не менее 70 м. При размещении автобусных остановок у примыканий, расположенных с противоположной стороны дороги и у примыканий, на которых предусматривается только правоповоротное движение, расстояние от конца закругления съезда до посадочной площадки следует принимать не менее 30 м.
Освещение дорог
10.2.1Наружное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать:
- на участках дорог, проходящих через населенные пункты;
- на железнодорожных переездах в одном уровне;
- на кольцевых пересечениях в одном уровне;
- на больших мостах;
- в пешеходных тоннелях и на лестничных сходах перед ними;
- на автобусных остановках, включая пешеходный переход, при количестве останавливающихся в темное время суток автобусов более двух в час и выраженном потоке пассажиров на автомобильных дорогах I-б категории, а при наличии возможности использования существующих электрических сетей – и на автомобильных дорогах I-в-III категорий.
10.2.2Средняя яркость покрытия проезжей части вне пределов населенных пунктов должна быть 0,8 кд/м2, на соединительных ответвлениях узлов в пределах транспортных развязок – 0,4 кд/м2, а средняя горизонтальная освещенность покрытия – 15 лк и 10 лк, соответственно.
Отношение максимальной яркости покрытия проезжей части дороги к минимальной должно быть не более 3:1 при норме средней яркости более 0,6 кд/м2 и 5:1 – при норме средней яркости менее 0,6 кд/м2, при этом показатель ослепленности не должен превышать 150.
10.2.3Освещение участков дорог в пределах населенных пунктов, пешеходных тоннелей следует выполнять в соответствии с требованиями СНБ 2.04.05. Освещение железнодорожных переездов в одном уровне следует выполнять в соответствии с требованиями стандартов безопасности труда на железнодорожном транспорте.
10.2.4Опоры освещения вне населенных пунктов следует располагать на расстоянии не менее 4 м от кромки проезжей части, при меньшем расстоянии следует предусматривать установку барьерных ограждений.
Высоту установки светильников на опорах следует принимать не менее 6,5 м над проезжей частью дорог.