Архитектура и скульптура эпохи варварских королевств
Варварское ис- во представляло лишь одно слагаемое культуры раннего средневековья. Другой составляющей было перерабатываема познанием античное, в первую очередь раннехристианское наследие. Источником, который питал античными реминисценциями средневековое ис- во, было средиземноморье, где важную роль посредника играла Италия.
Италия на протяжении V- VIII веков пережила несколько завоеваний. Испытав на себе сокрушительные удары и разорения, тем не менее она оставалась долгое время приверженцем старых традиций. Древние традиции государственности и культуры были здесь достаточно стойкими, завоеватели не могли их полностью разгромить. Феодальные отношения формировались медленно. Эпоха остготского владычества отсечена подъемом строительной деятельности. Возводились военные укрепления и городские стены, мосты и водопроводы. Но города теряли свое значение, и центр жизни перемещался в деревню. Наиболее значительные памятники сохранились в Равенне, ставшей столицей Остготского королевства. Римская и византийская культурные традиции столкнулись здесь с первыми ростками западноевропейского архитектурного мышления.
Светское строительство остготского времени представлено остатками некогда гигантского дворцового комплекса, прообразом которого служили римские императорские резиденции, и монументальным мавзолеем Теодориха (ок. 526г.). Мавзолей был построен, как центрическое здание (следуя римской традиции). Гробница Теодориха выделяется среди остальных построек Равенны господством инертной массы камня. Оно ощутимо в грузном геометризме форм и монолите плоского купола, высеченного из одного огромного блока камня.
Тенденцию к большому тектоническому единству обнаруживают культовые здания Равенны, тесно связанные как с раннехристианской традицией, так и с византийским Востоком. Наиболее ярко эти черты проявляются в базилике Сант Аполлинаре ин Классе (щк. 536- 549 г) Наружные стены трехнефной церкви с плоским перекрытием были, в отличии от римских базилик, расчленены лопатками и пристенными аркадами. Алтарная часть завершалась многогранной с наружи центральной апсидой и двумя малыми, которые своими гранями включались в общий четкий ритм наружных членений.
Рим оказался наиболее консервативным в своих начинаниях. В области культового зодчества н оставался верен созданным в эпоху поздней империи типам базилики с плоским перекрытием и центрического здания. Однако ряд решений, осуществленных на рисмской почве в VII-IХ веках, заключал идеи, плодотворные для дальнейшего развития архитектуры.
Из Рима пришел тип большого базиликального храма с расположением его основных частей по одной продольной оси. Основные представители: главная церковь римской общины на Латеране и старая базилика св. Петра. Оба здания имели западное направление. Облик базилики св. Петра определился на рубеже IV и V веков. Она одна из первых объединила поминальное святилище с обширным молельным залом. Что бы сделать могилу св. Петра обозримой, во времена Григория I пол апсиды над гробницей апостола был приподнят, а во круг надгробия сооружен обход. Так был создан прообраз будущей крипты с обходом.
Вторым центром скрещения античной и варварской традиций является Пиренейский полуостров. Изобилие строительного камня позволило надолго удержаться римским архитектурным традициям. Церковь Сан Хуан в Баньос- де- Серрато (освящена в 661г.). Этом приземистом здании с низкими боковыми нефами господствует кубическая замкнутость. У церкви укороченная продольная часть и три квадратные апсиды, выходившие прямо в трансепт. Перекрытие остается стропильным. Новым в этой постройке было появление подковообразных арок.
Связи с христианским Востоком привнесли в архитектуру вестготского времени купола на парусах, мраморные облицовки, контрапсиды. Стойкость вестготской традиции в более позднее время во многом затрудняет датировку церквей Сан Педро де ла Наве и Санта Мария в Кинтанилья – де – лас – Виньяс. Оба храма примечательны появлением монументальной и изобразительной пластики. Две капители в Сан Педро де ла Наве украшены условно трактованными ветхозаветными сценами, выполненными в технике плоского рельефа в цветной форме.
На территории Галлии христианская культовая архитектура возникла до прихода франков. Первоначально это были небольшие церкви на окраинах римских поселений, позднее их стали возводить внутри городских укреплений. В Галлии так же имеют базиликальные центрические типы сооружений. Древнейшая из сохранившихся - церковь Сен Пьер во Вьенне (первая половина V века). Ее особенностью было появление башни или купола над пространством, непосредственно предшествующем апсиде. В относительно лучшем состоянии дошли ранние галльские баптистерии. В баптистерии Сен Жан в Пуатье (VII век) декоративное восприятие колонн, пилястр и других конструктивных элементов стало ведущим мотивом. Он отличается четкостью геометрических объемов, высоким качеством кладки. Снаружи каждая сторона имеет треугольный фронтон, декор из пилястр, треугольных наличников и арок, между которыми были заключены декоративные мотивы, выполненные в красной керамике. Декор из терракоты сыграл определенную роль в сохранении на территории Галлии традиций пластической обработки фасадов.
В основном галльские здания имели деревянные перекрытия, но не была полностью утрачена техника возведения сводов.