ДПИ эпохи варварских королевств

Художественное творчество варваров представлено главным образом предметами прикладного характера. Это детали одежды, вооружение, культовая и обрядовая утварь – фибулы, пряжки, богато украшенные рукояти мечей, изделия из метала, дерева, кости. Цель первобытного ис-ва – украсить и сберечь человека от врага и напасти. Варварский художник отдавал предпочтение орнаменту, сопряженность его элементов более всего соответствовала характеру сознания той эпохи с его ощущением неразрывной связанности всех явлений.

Ис-во молодых европейских народов прошло несколько стадий.

Среди германских племен в первые века нашей эры - филигранный стиль. Металлические изделия этого вида – фибулы, подвески, пряжки - были украшены нанесенными на поверхность тонкими золотым или серебряными нитями, витыми шнурами, зернью. Памятники филигранного стиля обнаружены в Тюрингии, Дании, на Скандинавском полуострове. Его происхождение связывают с поисками мастеров римских провинций и ис- вом народов, живших в Причерноморье. Из районов Черного моря пришли в Европу и импульсы «полихромного стиля» .Время его набольшего распространения- эпоха переселения народов.

Готы были 1- вым германским племенем, которое переняло Ис- во оправы камней и античную технику перегородчатых эмалей после переселения вo II вeке до н. э. с берегов Балтики и Причерноморья. От них полихромный стиль перешел к другим племенам.

В изделиях полихромного стиля камни помещались на поверхности пряжки или украшения, вставлялись в виде тонких шлифованных пластинок между золотыми перегородками, которые образовывали узор в виде звезд розеток. Готы использовали для своих зделий вывезенный из Индии пурпурно- красный альмандин, позднее его сменили европейские гранаты и цветное стекло. Мастера полихромного стиля извлекали художественный эффект из первозданных, природных св- в материала. Это сообщало стилизованным изображениям хищных птиц, зверей, цикад характер магического знака, полного скрытой, устрашающей силы.

B V и VI веках вместе с остготами и лангобардами полихромный стиль проник в Италию, вестготы занесли его в Испанию и Южную Францию. Для вестготов характерно применение цветных эмалей. Значительная часть известных памятников полихромного стиля происходит из кладов и погребений варварских королевств. Среди них богатые находки в Пьетроасе, Надь - Сент- Миклоше, Силядь- Шомлио ( сегодня в музеях Вены, Будапешта, Бухареста). Из клада в Гуаррасаре под Толедо происходят вотивные - принесенные по обету в церковь- короны вестготских королей Свинтилы и Рецисвинта.

По мере распространения христианской веры ис - во полихромного стиля проникло в серу церковного обихода. Известно немало крестов, реликвариев, окладов богослужебных книг (« Евангелие Теоделинды»)

Отход от античности стал ощутим в V веке н.э. Пластические и изобразительные мотивы уступили место геометризированному орнаменту. С образованием варварских королевств воздействие античного элемента в землях Европы еще более ослабло. Каждая область, занятая готами, бургундами, алеманами, тюрингами и лангобардами, культивировали собственные формы прикладного ис- ва.

На Севере почти отсутствовал полихромный стиль; у вестготов равнодушие к звериному орнаменту; у западных франков и бургундов- сложные ленточные сплетения. Плетеный орнамент распространялся из восточных частей Римской империи, нашел приверженцев в Италии, там был заимствован в VI веке лангобардами и через их посредничество стал достоянием остальной Европы.

Зооморфный орнамент зародился на рубеже IV и V веков, однако истинное его развитие началось в первой половине VI столетия, когда зверинные мотивы приобрели причудливо- фантастическую окраску, фигура животного утратила цельность, распалась на части, каждая из которых обрела возможность самостоятельного существования. Соединяясь в произвольных комбинациях, эти реальные детали порождали магическую нереальность целого. Выделяют несколько этапов эволюции тератологического орнамента

1. Первый звериный стиль пронизан внутренним скрытым движением, но сохранил внутреннюю геральдическую строгость композиций;

2. Около 700 года произошло соединение звериного орнамента и плетенки, породив вторую фазу звериного стиля. Орнамент стал еще более фантастическим, зооморфные элементы, переходя в плетения, порождают бесконечность узора.

Ис- во норманов (викингов) – это последняя фаза языческой художественной культуры германцев. Щедрость орнамента, сложные плетения, составленные из фигур извивающихся животных. Были и сюжетные изображения, некоторые из которых возникли не без воздействия средиземноморского Юга. В подражание римским медалям и монетам в V веке возникли золотые амулеты, обнаруженные на ос- ве Готланд. Там же встречаются и каменные плиты с изображением мифологических сцен. Известны бронзовые матрицы с фигурами людей.

Ис- во англо-саксов выражалось в изделиях из бронзы и железа, украшенных специфическим кельтским орнаментом. В нем доминирующую роль играли спирали и вихреобразные завитки. Сила древнего кельтского орнамента - в непрерывном напряженном движении, в скрытой витальности.

Наши рекомендации