Типичные ошибки освещения ландшафта
Подавляющее большинство ошибок при разработке освещения ландшафтного дизайна возникает по большому счету по одной и той же причине – проектировщик закладывает слишком много света. Человеческий глаз способен различать предметы при освещенности на уровне 0,1 Люкс (единица освещения в международной системе измерений), что соответствует звездной ночи при половинной луне в средней полосе, а для комфортного перемещения в пространстве человеку достаточна освещенность от 2 Люкс, какая примерно бывает в полнолуние в тропиках.
При всем при этом, поскольку в основе любого зрительного восприятия нами объема пространства лежит контрастность или соотношение света и тени - для эстетического восприятия ландшафта вредны как полное отсутствие света, так и его избыток. Именно по этой причине профессиональные художники-пейзажисты никогда не пишут свои работы в то время, когда солнце стоит в зените – отсутствие теней делает рисунок «плоским» и практически полностью уничтожает его художественную ценность.
Ошибка первая – излишняя освещенность всей территории. Проектировщик придерживается стратегии «больше – лучше» - в лучшем случае это происходит, когда в проекте используются светильники бюджетных или вообще неизвестных производителей, и дизайнер не располагает точными техническими характеристиками в части излучения светового потока этих приборов.
На освещаемом участке, следует равномерно чередовать выделенные светом ключевые зоны участка (входная и въездная зоны, зона отдыха, тротуарная сеть, ключевые элементы архитектуры и насаждений и т.п.) и затененные массивы и газоны с плавным погружением в темноту менее значимых объектов приусадебного участка. Кроме этого оптимально создавать цветовые контрасты, особенно в зимнее время года, когда участок и окружающий пейзаж страдают значительным однообразием.
Ошибка вторая – слишком яркое освещение отдельных объектов. Зачастую данный дефект ландшафтного освещения является следствием того, что проектирование системы освещения производилось строительными специалистами, исходя только из необходимости создания общего, маркировочного и заливающего освещений. Строитель при этом пользуется только инженерным расчетом нормативного освещения той или иной зоны участка или поверхности, совершенно не принимая во внимание особенности ландшафтного дизайна. При таком подходе в темное время суток композиция приусадебного участка разрушается.
Ночной сад принимает гротескные, резко-контрастирующие очертания, выделяются возможно не те объекты, которые были запланированы дизайнером к акцентированию.
Ошибка третья – незапланированное перекрытие зон освещения. Каждый световой прибор имеет свою зону освещения, в ходе проектирования эти зоны освещения налагаются на плоскость участка и анализируются проектировщиком и дизайнером на соответствие первоначальному замыслу.
При работе со светильниками и прожекторами низкого качества и в условиях отсутствия точных технических характеристик светового потока зачастую возникает соблазн запроектировать освещение с небольшим запасом, т.е. допускается пересечение и наложение зон освещения различных светильников.
В этом случае в ходе эксплуатации системы освещения появляются поверхности, на которых образуются яркие пятна света, в которых, как правило, не находится никаких интересных для наблюдателя объектов.
Ошибка четвертая – отсутствие комфортной визуализации основных видовых точек. Человек, проживающий на территории участка, должен иметь возможность наслаждаться ландшафтным дизайном не только находясь на территории участка, но и из основных видовых точек дома. Понятно, что достичь идеального вида из всех окон дома является крайне сложной и дорогой задачей, требующей от ландшафтного дизайнера искусства японских мастеров с их знаменитыми садами камней, но обеспечить эстетический вид ночного сада из окон наиболее активно используемых помещений – обязательная задача. Если при этом в системе освещения используются светильники вблизи жилых зданий и на самих этих зданиях – важно проверить, чтобы свет от этих источников не слепил жильцов.
Ошибка пятая–засвечивание с соседних территорий.Необходимо учесть дополнительный свет в ходе разработки системы освещения, либо в случае отсутствия такой информации избегать сложных световых комбинаций вблизи границ соседнего участка.
Основные выводы:
1. Систему освещения необходимо несколько смягчить по степени насыщенности освещением. Следует предусмотреть вывод нескольких розеток, что позволит впоследствии получить дополнительные источники света для освещения какой-либо функциональной зоны.
2. Необходимо учитывать технические характеристики по мощности и типу используемых ламп, световые характеристики по распределению светового потока.
3. Исключить в разработанной системе освещения необоснованного наложения зон освещения различных светильников, учтены ли видовые точки из наиболее используемых помещений, приняты ли в рассмотрение световые потоки от соседских участков.