Первая группа инструментов для линейной графики

Эта группа состоит из самых прими­тивных по устройству, надежных и эф­фективных по результатам применения устройств — карандашей (обыкновен­ных й автоматических), угольных пало­чек, перьев и кистей. Изменение накло­на инструмента, сила его нажима, ис­пользование бумаги гладкой или фак­турной позволяет изображать линии различной толщины, кривизны и факту­ры. Умение использования названных инструментов для рисунка и черчения от руки (без применения специальных разметочных и чертежных приспособле­ний) составляет основу профессиональ­ной культуры изображения. Автор изоб­ражения использует примитивный инст­румент как продолжение собственной руки. График-архитектор вырабатывает подсознательный опыт изобразительно­го отражения зрительных образов путем координации действий глаза и руки. При этом формируются навыки специ­фичных для графики движений всей руки, локтевого сустава, кисти руки, ее пальцев, управляющих инструментом. Сложный комплекс этих движений, да­ющих свободу изображения в сочетании с развитой фантазией и вкусом, и есть графическое мастерство.

Техника линейной графики с исполь­зованием карандашей, игольной па­лочки, сатины, кистей

Требования к инструментам: Карандаши простые являются са­мыми удобными и универсальными для начинающего графика инструментами (рнс. 9). Умение затачивать карандаши острым или пологим конусом, оставлять длинный или короткий грифель, позво­ляет каждому графику четко регулиро­вать удобство пользования инструмен­том в соответствии с личными вкусами и особенностями графической работы. Качество инструмента зависит от каче­ства графического стержня {он не должен быть ломким), а также от свойств, текстуры и мягкости деревянной оправы (дерево должно быть легким в заточке, срезаться некрупной ровной стружкой без сколов).

В архитектурной графике применя­ется следующая маркировка каранда­шей: для черчения — ЗТ, 2Т, Т, ТМ (отечественная маркировка), ЗН, 2Н, Н, F, НВ (зарубежная маркировка); для рисунка - ТМ, М, 2М, ЗМ, 4М, 5М, 6М (отечественная маркировка), F, НВ, В, 2В, ЗВ, 4В, 5В, 6В (зарубежная марки­ровка).

Карандаши механические в пласт­массовых или металлических корпусах получают все более широкое распрост­ранение в архитектурной графике (см. рис. 27, 28). Использование этих инст­рументов для рисования и черчения тре­бует серьезных навыков, так как рисо­вальщику или чертежнику необходим опыт регулировки силы нажима на гри­фель. Для неумелого использования ме­ханических карандашей характерен вы­пуск слишком длинного конца грифеля. Любой непроизвольный нажим на инст­румент приводит к облому грифеля в месте зажима графитного стержня ого-ловником карандаша. При использова­нии простого карандаша часть усилий при нажиме на грифель амортизируется деревянной оправой. Следует освоить технику рисунка и черчения механичес­кими карандашами с грифелями сред­ней толщины и толстыми грифелями, так как работа с каждой группой этих инструментов имеет свои особенности. Рисование и черчение механическими карандашами с грифелями средней тол­щины (около 2 мм) мало отличается по характеру от такой же работы обычны­ми карандашами. Рисунок, грубый чер­теж, выполненный механическим каран­дашом с толстым грифелем, по характе­ру близок к рисунку углем, он обяза­тельно будет огрубленным с толстыми интенсивными линиями, штрихами. Маркировка грифелей та же, что и для простых карандашей. Уголь и сангинадля удобства рисо­вания и черчения вставляются в специ­альные держатели (см. рис. 3). В наше время эти материалы широко распрост­ранены в виде прессованных стержней, применяемых как грифели в толстых механических карандашах-вставках. Ли­нейный рисунок этими материалами имеет свои особенности, так как с помо­щью угля и сангины можно получить широкую рыхлую линию, что позволяет применять такую технику в эскизных чертежах, клаузурах, в чертеже и рисун­ке на кальке, гладкой и фактурной бу­маге. Для получения живописного ха­рактера рисунка, обобщенного чертежа, эскиза объекта, целесообразно использо­вать уголь и сангину. В процессе рабо­ты этими материалами необходимо по­мнить, что линии и штрихи проводятся «без нажима, легко, как бы скользя по бумаге*. Резкие нажимы приводят к ломке, крошению угольной палочки, сангины, толстого грифеля. Стирать изображение можно чистой тканью или чистым и очень мягким ластиком, кляч-кой.

Кистидля рисования и черчения применяются чрезвычайно редко. Такая техника линейной графики характерна для китайского и японского рисунка. В архитектурном обучении рисунок кис­тью используется специально для развития осознанной условности, так как в процессе рисования кистью концентри­руется внимание, сущность формы ото­бражается в нескольких линиях, выра­зительность и точность которых опре­деляют качество изображения. Для ка- чественного рисунка кистью требуется длительная тренировка, так как упру­гость линии, ее очертания и сила нажи­ма зависят от согласованных движений кисти руки и предплечья, правильнос­ти положения локтевого сустава и кор­пуса. Большое значение имеет и пра­вильность держания кисти рукой. Если карандаш, самопишущая ручка, флома­стер могут занимать положения с раз­ным наклоном к бумаге при захвате большим и указательным пальцами и опорой на средний палец, то рисунок кистью должен обязательно сопровож­даться вертикальным положением кис­ти относительно плоскости бумаги. При захвате кисти большим и указа­тельным пальцами опора на средний палец не обязательна. В зависимости от необходимости средний палец ТО фик­сирует нижний конец кисти, то остав­ляет его свободным. Лучшими матери­алами для рисунка кистью является ки­тайская тушь, акварель и гуашь.

Требования к бумаге при работе в указанных видах техники менее строги, чем при линейном черчении в туши, при отмывке и покраске китайской тушью и акварелью.

Для линейного черчения в каранда­ше необходима бумага с плотной повер­хностью, позволяющая легко стирать ре­зинкой карандашные линии. Чем хуже качество бумаги (чем более ворсиста ее поверхность), тем мягче должен быть грифель. На хорошей бумаге легко мож­но чертить жесткими карандашами (ЗН, 2Н, Н). Качественный чертеж на плохой бумаге можно получить только при ус­ловии использования мягких грифелей (F, НВ, В, 2В).

Для линейного рисунка в каранда­ше необходима бумага со сравнительно плотной поверхностью. Чем мягче гри­фель простого или механического ка­рандаша, тем менее качественной мо­жет быть бумага. Рисунок мягким гри­фелем (4В, 5В, 6В), угольным стерж­нем, сангиной не требует особого каче­ства бумаги. Для этих целей могут быть использованы крафт, обои, тонкий кар­тон, калька (лучше карандашная). При выборе бумаги следует исходить из того, какие цели преследует данный чертеж или рисунок. Если от линейной композиции не требуется четкого изоб­ражения объекта, а необходимо отобра­зить лишь его общие параметры и при­знаки, то можно использовать для ра­боты бумагу с рыхлой, ворсистой по­верхностью. Если линейный рисунок должен сравнительно точно отражать параметры объекта, то бумага для его исполнения должна иметь относитель­но плотную и гладкую поверхность (на­пример, мелованная бумага или каран­дашная калька).

Наши рекомендации