Скорости движения детей различного возраста
Таким образом: если Sо < Sу, то водитель имел техническую возможность предотвратить ДТП (наезд на пешехода), своевременно и полностью применив меры к снижению скорости при возникновении опасности для движения.
Если Sо > Sу, то водитель не имел технической возможности предотвратить ДТП (наезд на пешехода).
4.2.2. Наличие технической возможности у водителя ТС избежать наезда на пешехода при наличии следов торможения ТС на проезжей части
Вопросы, ставящиеся на разрешение эксперта при наличии следов торможения ТС (рис. 10):
1. Какова была скорость движения ТС в данной ДТС перед началом торможения?
2. Как должен был действовать водитель в данной ДТС, согласно ПДД РФ?
3. Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП в данной ДТС?
4. Соответствовали ли действия водителя требованиям ПДД в данной ДТС?
5. Как должен был действовать пешеход в данной дорожной ситуации, согласно требованиям ПДД?
6. Соответствовали ли действия пешехода требованиям ПДД?
7. Что с технической точки зрения явилось причиной ДТП?
Рис. 10. Схема наезда на пешехода при наличии следов торможения ТС на проезжей части
Остановочный путь ТС в данном случае будет определяться по формуле 6, однако скорость движения ТС будет определяться по формуле 1. Удаление ТС от места наезда на пешехода будет определяться по следующей формуле (8):
(8)
где * – это путь, пройденный ТС до образования следов тормозного юза с учетом времени реакции водителя и характеристик ТС; S'т – расстояние, пройденное ТС от начала образования следов торможения до места наезда на пешехода, зафиксированного на схеме происшествия, м; Lп.с. – длина переднего свеса ТС, м.
Выводы о наличии технической возможности предотвратить ДТП у водителя будут аналогичны с предыдущими.
4.2.3. Расчет технической возможности у водителя предотвратить ДТП при превышении скорости движения
Вопросы, ставящиеся на разрешение экспертов аналогичны поставленным в предыдущем разделе. Наличие у водителя в данной ДТС (см. рис. 11) предотвратить ДТП выражается неравенством (5). Однако в данном случае Sо – остановочный путь ТС при максимально-допустимой в данной ДТС скорости движения ТС будет рассчитываться по формуле (9):
(9)
где Vд – максимально-допустимая скорость в соответствии с п. 10.2 ПДД (в населенном пункте Vд = 60 км/ч, вне населенного пункта Vд = 90 км/ч); Sу – удаление ТС от места наезда на пешехода при применении водителем экстренного торможения при возникновении опасности для движения (с учетом времени реакции водителя) рассчитывается по формуле (5).
Таким образом: если Sо < Sу, то водитель имел техническую возможность предотвратить ДТП, своевременно и полностью выполнив требования п.п. 1.3, 10.1, 10.2 ПДД и его действия не соответствуют требованиям п.п. 1.3, 10.1, 10.2 ПДД РФ.
Если Sо > Sу, то водитель не имел технической возможности предотвратить ДТП и его действия не противоречат требованиям п. 10.1 ч. 2 ПДД, но не соответствуют требованиям п.п. 1.3, 10.1 ч.1, 10.2 ПДД.
Рис. 11. Превышение скорости движения
4.2.4. Расчет технической возможности у водителя избежать ДТП по времени
Наличие технической возможности у водителя ТС избежать наезда на пешехода по времени (см. рис. 12), а также при столкновении ТС может быть выражено следующим неравенством (10):
, (10)
где То – остановочное время ТС – время, необходимое для остановки ТС, с; Топ – время нахождения объекта в зоне опасности, с.
Остановочное время ТС рассчитывается по формуле (11):
(11)
где Топ – задается или определяется расчетом по формуле (12).
(12)
На рис. 12 показано, что все необходимые расчетные параметры берутся с момента возникновения опасности для движения ТС, т.е. с момента выхода пешехода, или выезда ТС 1 в полосу движения ТС 2. В данном случае, на рисунке место наезда ТС 1 на пешехода совпадает с местом столкновения ТС 1 и ТС 2. Т1, Т2, Т3 – определяются из показаний пешехода или водителя, а также со слов свидетелей произошедшего дорожного происшествия.
Рис. 12. Определение остановочного времени ТС при наезде ТС 1 на пешехода или при столкновении ТС 1 и ТС 2
4.2.5. Определение максимально-допустимой скорости движения ТС по условию видимости
Данную скорость можно определить по формуле (13):
(13)
где Vдв – максимально-допустимая скорость движения ТС по условию видимости, км/ч; Т1 – время реакции водителя по условию видимости или время реакции водителя при выборе скорости движения; Sв – видимость с места водителя в направлении движения ТС (как правило, берется из исходных данных), м.
Таким образом: если Vа > Vдв, то скорость движения ТС не обеспечивала безопасность движения по условию видимости и действия водителя не соответствуют требованиям п. 10.1ч.1 ПДД РФ.
Если Vа < Vдв, то скорость движения ТСне обеспечивала безопасность движения по условию видимости и действия водителя не противоречат требованиям п. 10.1ч.1 ПДД РФ.
Наличие технической возможности избежать столкновения определяется по формуле (5). Остановочный путь ТС при максимально-допустимой в данной ДТС скорости движения ТС по условию видимости будет определяться по следующей формуле (14):
(14)
Удаление ТС от места наезда на пешехода при применении водителем экстренного торможения при возникновении опасности для движения будет определяться по формуле (8).
4.2.6. Определение минимальной дистанции, обеспечивающей безопасность движения
При поточном движении минимальная дистанция (Dm), обеспечивающая безопасность движения может определяться по следующей формуле (15):
(15)
В случае, когда ТС А подрезал ТС Б, Dm определяется по формуле (16):
(16)
4.2.7. Столкновение попутнодвижущихся ТС
Расчеты скоростей движения ТС, а также технической возможности избежать столкновения при попутном движении ТС (см. рис. 13а), производятся по формулам соответственно 1 – 5.
Остановочный путь ТС в данном случае будет определяться по формуле 17, а удаление ТС будет определяться по формуле 18:
(17)
где Т1 = 0,8 с – время реакции водителя при попутном движении ТС, с; Vб – скорость движения ТС Б, км/ч.
(18)
где Sоп – расстояние, на котором ТС А выехало в полосу ТС Б (со слов водителя Б, см. рис. 13а); Vа – скорость движения ТС А, км/ч.
4.2.8. Столкновение ТС, движущихся навстречу друг другу
Расчеты скоростей движения ТС, а также технической возможности избежать столкновения ТС (см. рис. 13б), производятся по формулам 1 – 5.
Рис. 13. Столкновения ТС: а – попутнодвижущихся; б – движущихся навстречу друг другу
Остановочный путь ТС в данном случае будет определяться по формуле 17, а удаление ТС от места столкновения будет определяться по формуле (19):
(19)
В данном случае водитель ТС А имел объективную возможность предотвратить ДТП, своевременно и полностью выполнив требования п.п. 1.3, 1.5, 9.1, 9.10, 10.1 ч.1 ПДД.
4.2.9. Определение очередности контактов ТС в попутном направлении
Когда Δ > L2, то в 90 % первое столкновение произошло между 3 и 2 ТС, при этом характерны большие повреждения как 3, так и 2 ТС. Второе столкновение произошло между 2 и 1 ТС, при этом характерны меньшие повреждения ТС (см. рис. 14а). Следовательно, в данном случае, водители ТС 1 и ТС 2 должны были действовать в соответствии с требованиями п. 10.1ч.2 ПДД, а водитель ТС 3 в соответствии с требованиями пп. 1.3, 1.5, 9.10, 10.1ч.1 ПДД.
Когда Δ ≤ L2, то схема в 100% случаев, первое столкновение происходит между 2 и 1 ТС, при этом характерны большие повреждения как 2, так и 1 ТС. Второе столкновение произошло между 3 и 2 ТС, при этом характерны меньшие повреждения ТС (см. рис. 14б).
Расчеты скоростей движения ТС производятся по формулам соответственно 1 – 4.
Определение технической возможности избежать столкновения у водителя ТС 3 будет определяться по формуле (20):
(20)
где D – дистанция, соблюдаемая водителем ТС 3 до впереди идущего ТС 2, м.
Остановочный путь ТС 3 в данном случае будет определяться по формуле 6 или 14:
Следовательно, в данном случае, водители ТС 1 и ТС 3 с момента возникновения опасности (контакта ТС 2 и ТС 1) должны были действовать в соответствии с требованиями п. 10.1ч.2 ПДД, а водитель ТС 2 в соответствии с требованиями пп. 1.3, 1.5, 9.10, 10.1ч.1 ПДД и данный водитель имел объективную возможность избежать данного ДТП, своевременно и полностью выполнив требования указанных пунктов ПДД.
Задание: Произвести анализ и экспертизу ДТП, связанного либо с наездом ТС на пешехода, либо со столкновениями ТС по предложенным методикам. Сформировать заключение по одному из выбранных видов ДТП. Разработать мероприятия, направленные на повышение безопасности движения ТС и пешеходов на участке УДС, где произошло ДТП.
Рис. 14. Определение очередности контактов ТС при попутном движении
Рекомендуемая литература
1. Пегин П. А. Экспертиза дорожных условий и измерение эксплуатационных качеств дорожного покрытия на участке дорожно-транспортного происшествия: учебное пособие / П. А. Пегин, Н. А. Леонова; Федеральное агентство по образованию, Тихоокеан. гос. ун-т. – Хабаровск: ТОГУ, 2008. – 76 с.
2. Евтюков С. А. Дорожно-транспортные происшествия: расследование, реконструкция, экспертиза / С. А. Евтюков, Я. В. Васильев. – СПб.: ДНК, 2008. – 390 с.
3. Домке Э.Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Организация и безопасность движения (автомоб. транспорт)" направления подготовки "Организация перевозок и упр. на транспорте"/ Э. Р. Домке. – СПб.: Академия, 2009.– 288 с.
4. Пугачев И.Н. Организация и безопасность дорожного движения : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Организация перевозок и управление на транспорте (автомоб. транспорт)" / И. Н. Пугачев, А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. – СПб.: Академия , 2009.– 272 с.
5. Гудков В.А. Безопасность транспортных средств (автомобили): учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Организация и безопасность движения (Автомобильный транспорт)" направления подготовки "Организация перевозок и управление на транспорте" / В. А. Гудков [и др.] – М.: Горячая линия-Телеком, 2010.– 431 с.
6. Евтюков С. А. Реконструкция и экспертиза ДТП в примерах: монография / С. А. Евтюков, Я. В. Васильев. – СПб.: Петрополис, 2012. – 324 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 2
Определение типа ТС
Таблица 3
Определение Т3, времени нарастания замедления ТС
Продолжение табл. 3
Таблица 4
Определение замедление J
Продолжение табл. 4
Таблица 5