По дисциплине «Архитектура-2». 1. Подъемно-транспортное оборудование промышленных зданий

1. Подъемно-транспортное оборудование промышленных зданий

Одноэтажные промышленные здания оборудуются внутрицеховыми подъемно-транспортными средствами, с помощью которых грузы и изделия транспортируются в подвешенном состоянии. Основными типами подъемно-транспортного оборудования являются мостовые краны, кран-балки, консольные краны, монорельсы.

Наиболее распространенным видом внутрицехового транспорта в одноэтажных промышленных зданиях (рис. 83) являются мостовые краны — однобалочные и двухбалочные. Они позволяют перемещать тяжелые грузы по длине, ширине и высоте цеха.

Основной частью мостового крана является мост, образуемый фермами или балками. Опоры ферм или балок соединены между собой поперечными стальными балками, опирающимися на колеса (катки). По верхнему поясу балок или ферм крана по рельсам передвигается тележка, которая несет на себе механизм передвижения и подъема. Механизм передвижения перемещает мостовой кран вдоль цеха по рельсам, уложенным на подкрановые балки, которые в свою очередь опираются на консоли колонн каркаса цеха. Управление краном производится из кабины крановщика, подвешенной к мосту крана.

Питание электромоторов крана током осуществляется по троллейным проводам, подвешенным к подкрановым балкам.

Грузоподъемность мостовых кранов достигает 350 тс. Краны такой грузоподъемности применяются в прокатных, литерных и мартеновских цехах металлургических заводов. При малых пролетах зданий и при весе поднимаемых грузов до 5 т применяют однобалочные мостовые краны или кран-балки.

По дисциплине «Архитектура-2». 1. Подъемно-транспортное оборудование промышленных зданий - student2.ru

Рис. 83. Подъемно-транспортное оборудование. а — мостовой кран с одной тележкой; 1 — мост; 2 — горизонтальны связи; 3 — катки; 4 — тележка с лебедками; 5 — крюк; 6 — будка крановщика; 7 — стальные решетчатые фермы, образующие мост крана; б — кран-балка подвесная; 7 — то же, на подкрановых балках.

Кран-балка состоит из двутавровой стальной балки, снабженной на концах катками, которые опираются на подкрановые рельсы, уложенные на подкрановые балки (см. рис. 83). По нижней полке кран-балки передвигается на роликах электроталь. Кран-балки могут быть и подвесными. Они передвигаются на катках по нижним полкам стальных направляющих балок, которые подвешиваются к несущим конструкциям покрытия.

Для перемещения грузов на ограниченной площади цеха применяют консольные краны, прикрепляемые к стойкам несущего каркаса.

При обслуживании узкой полосы цеха применяют монорельс, т. е. двутавровую, укрепленную к несущим конструкциям покрытия стальную балку, по нижней полке которой на катках передвигается электроталь.

В качестве напольного транспорта употребляются различного вида безрельсовые самоходные тележки и вагонетки, автокары и электрокары.

2. Связи в стальном каркасе.

 

Конструктивные элементы (связи), установленные между стро­пильными фермами и колоннами, обеспечивают пространственную жесткость каркаса

Вертикальные связи:

• между стальными колоннами разделяют на основные и верхние. Основные располагают по высоте подкрановой части колонны в середине температурного блока в каждом ряду колонн. Верхние вертикальные связи (в надкрановой части колонн) располагают по границе температурного блока и в местах расположения вер­тикальных связей между фермами покрытия;

• между стропильными фермами закрепляют вертикальные крес­товые связи или фермочки с параллельными поясами. Их распо­лагают между опорами ферм по краям и в середине пролета.

Горизонтальные связи:

• горизонтальные связи по нижним поясам ферм располагают поперек и вдоль пролетов, поперечные — у торцов и температурных швов. Если температурный блок 120—150 м и краны боль­шой грузоподъемности, то промежуточные связевые фермы, устраивают через 60 м. Продольные горизонтальные связи устраивают по крайним панелям нижних поясов стропильных ферм. В однопролетных — вдоль обоих рядов колонн, в много- пролетных — вдоль крайних и через ряд вдоль средних. Если примыкают два пролета, разных по высоте, продольные связи располагают с обеих сторон колонн;

• горизонтальные связи по верхнему поясу ферм устанавливают в торцах и у температурного шва. Если длина блоков больше 96 м, то через 42—60 м ставят промежуточные связевые фермы. Распорки устанавливают на участках покрытия под фонарями в коньковых узлах ферм.

3. Светоаэрационные фонари.

Светоаэрационные фонари следует, как правило, проектировать с вертикальным остеклением. Фонари с наклонным остеклением допускается проектировать при наличии технико-экономических обоснований.

Светоаэрационные фонари шириной 6 и 12 м с одним ярусом переплетов высотой 1 8 м либо с двумя ярусами переплетов высотой 2Х 1 2 м ( только для ширины 12 м) предназначены для проветривания помещений с избыточным тепловыделением и для освещения средних пролетов. Они располагаются по оси пролетов и своими торцами не доходят на один шаг до торца и поперечного деформационного шва здания. Разрыв фонаря, устраиваемый при необходимости в пределах температурного отсека здания, также равен шагу ферм.

Светоаэрационные фонари обеспечивают верхнее естественное освещение и вентилирование здания.

Светоаэрационные фонари имеют размеры в плане 6X12 м и высоту переплетов 1750 мм.

Светоаэрационные фонари следует, как правило, проектировать с вертикальным остеклением. Фонари с наклонным остеклением допускается проектировать при наличии технико-экономических обоснований.

Светоаэрационные фонари должны быть незадуваемыми с вертикальным остеклением, снабженными ветрозащитными панелями. Наклонное остекление допускается лишь при наличии технико-экрномических обоснований. В многопролетных зданиях ширина световых и светоаэрационных фонарей должна составлять не менее 30 % ширины пролета. Расстояние между соседними остекленными поверхностями параллельно расположенных на одном уровне фонарей - следует принимать не менее полуторной суммы высот соседних фонарей. Для фонарей с наклонным остеклением это расстояние может быть уменьшено до суммы высот соседних фонарей. Фонари с ветрозащитными панелями следует проектировать со съемными поперечными перегородками между фонарем и ветрозащитной панелью, установленными через каждые 100 м по длине фонаря - и у торцов фонаря. Открывание и закрывание переплетов светоаэрационных фонарей и установление их в требуемом поло жении должно производиться с пола или с рабочих площадок. Для облегчения поворота переплетов их следует снабжать механизмами с дистанционным управлением из помещения.

Светоаэрационные фонари должны быть незадуваемыми при любых направлениях ветра.

Светоаэрационные фонари следует, как правило, проектировать с вертикальным остеклением. Фонарн с наклонным остеклением допускается проектировать при наличии технико-экономических обоснований.

Светоаэрационные фонари ( см. рис. IX.10, е) при направлении ветра вдоль фонарей незадуваемы. Эти фонари защищают друг друга от задувания, если: они расположены в одном уровне, расстояние между ними не превышает пяти высот фонаря, ветер направлен под углом 90 к продольной оси фонаря. При направлении ветра под углом 30 и 60 к оси фонаря задуваемыми оказываются участки фонарных проемов, примыкающие к торцам. Эти участки по данным наблюдений задуваются примерно в течение 20 % времени, поэтому их можно не защищать от задувания. Если же под этими участками расположено оборудование, выделяющее вредности, то проемы эти делают глухими или в межфонарном пространстве, в торце ставят ветрозащитные панели. Торцевые переплеты и крайние пролеты крайних фонарей делают глухими.

Светоаэрационные фонари должны быть оборудованы приспособлениями для дистанционного открывания фрамуг и рам с пола или специальной площадки в помещении цеха.

Светоаэрационные фонари должны иметь приспособления для дистанционного открывания фрамуг и рам с пунктов управления в помещении цеха.

Светоаэрационные фонари должны быть оборудованы приспособлениями для дистанционного открывания фрамуг и рам с пола или специальной площадки в помещении цеха.

Светоаэрационные фонари в многопролетных зданиях должны быть по возможности одинаковой высоты во всех пролетах. Водоотвод с фонарей, как и с покрытий, может быть наружный при малой ширине фонаря и внутренний при широких фонарях.

Наши рекомендации