Творчество Феликс Кандела, Фрей Отто, Луис Канн
Билет № 21
Национальные и региональные особенности формирования общественных центров.
При формировании центров городов общая задача заключается в усилении их роли как мест концентрации общественной жизни населения, а также создания условий, при которых общественные центры, оставаясь наиболее оживленными местами города, были бы удобны, удовлетворяли широкие и разносторонние запросы населения, были достаточно выразительны, а также в нужной мере представительны. В частности, при реконструкции сложивших центров городов их, как правило, дополняют общественными зданиями, соответствующими новому социальному и функциональному назначению; создают композиционную систему, соразмерную возросшим городским территориям и способную установить гармонию искусственного и естественного ландшафтов. Эстетические требования к облику центра города определяются следующими основными положениями : - проблема содержания центра, состава его функций не может быть решена в рамках одного города. Производственно-экономические и культурные связи между городами в системе расселения способствуют все большему сосредоточению в городских центрах учреждений межгородского уровня.
Центр крупного города ставится вместе с тем центром системы группового расселения, что предопределяет мощность его учреждений и занимаемую в городе территорию. Центры средних и малых городов соответственно образуют подсистемы, которые включают городские и сельские поселения; - преобразование функций общегородских центров, что связано с накоплением культурного и информационного потенциала, усиление роли центров как важнейших узлов управления хозяйством. Это приводит к увеличению учреждений центра, уплотнению застройки и повышению этажной зданий.
Планировочная структура общегородского центра предусматривается с учетом специализации и интегральной функции, что приводит, с одной стороны, к возникновению специализированных центров вне пределов центрального района, а с другой – к формированию многофункциональных комплексов. Отдельные сооружения все больше теряют свою самостоятельность, становясь частью сложно целого. Архитектура городского центра оперирует системами сооружений, крупными пространственными формами. Транспортные магистрали и сооружения центра также утрачивают свою обособленность от застройки, включаются во внутренние пространства общественных комплексов, составляют с ними единое целое.
Функциональные факторы центра, его «технология», задают первичные, основополагающие условия организации пространственной формы. Одновременно учитывается воздействие духовных ценностей, выступающих как важные предпосылки формообразования архитектурных ансамблей центра. Их эстетическая содержательность обусловливается тем, что каждая из функций городского центра предъявляет свои особые требования к организации пространства, имеет определенный характер застройки и планировочный масштаб. Так, административно-общественные функции, которые связаны с широким диапазоном социальных контактов, в том числе проведением массовых празднеств и демонстраций, требуют создания развитых свободных пространств, известной парадности и представительности сооружений.
Деловые функции обусловливают высокую концентрацию зданий государственных и общественных учреждений. Им свойственен крупный масштаб и, как правило, доминирующая роль в городском пространстве.
Торговые функции концентрируют универсальные и специализированные предприятия обслуживания городского и внегородского населения. Присущие им калейдоскопичность цвета и света, быстрая сменяемость малых форм и мобильность городского дизайна отражают в облике центра динамичность его жизнедеятельности.
Функции культурно-зрелищных учреждений реализуются широким многообразием объектов зрелищного и культурно-просветительного назначения. Их эстетическое воздействие в облике обусловлено оригинальностью и пластичностью форм застройки, использованием более чем в других зонах, средств монументального и декоративного искусства. Эстетические характеристики функциональных зон центра, весьма различные в разных городах, способствуют выявлению индивидуальности его архитектурного облика. При этом имеется в виду общая тенденция к полифункциональной организации центра, а также условия интегрированной архитектурно-пространственной среды.
Творчество Феликс Кандела, Фрей Отто, Луис Канн.
В историю архитектуры Феликс Кандела вошел в качестве создателя железобетонных конструкций – оболочек типа гиперболического параболоида, которые характеризовались высокой экономичностью одновременно с большим разнообразием формообразования. Кроме этого, работы Канделы отличались важной для архитектуры 20 века чертой – в них присутствовало понимание пространства как четырехмерной структуры, учитывающей одним из своих измерений время. |
Метод Канделы очень прост: даже если его проекты были творчески смелыми и отталкивались от его богатой фантазии, их воплощение в жизнь всегда демонстрировало ясную связь между геометрией и реализацией этих структур в пространстве. Фантазия архитектора всегда основывалась на прочном фундаменте математических законов и конструкторских принципов. Кандела критиковал современный ему дизайн бетонных оболочек как раз за то, что он является лишь выражением воли дизайнера. Кандела родился 27 января 1910 года в Мадриде. Там же в 1935 году он получил диплом выпускника Высшей Технической Школы Архитектуры. Вспоминая, как начиналась его карьера, он говорил: «Я начал изучать архитектуру совершенно случайно, без всякой веры в свои способности. Должно быть, именно эта внутренняя неуверенность и заставила меня пройти через все сложности изучения структурного анализа и сопротивления материалов». Его целью было разработать структурную механику сводчатых покрытий. Первые десять лет в изгнании доказали, что его профессиональный выбор не был случайным, как казалось в начале. Кандела сильно продвинулся в математике; он произвел конструкторские расчеты оболочек двоякой кривизны, и на основе этих расчетов разработал метод строительства подобных оболочек из бетона. В 1952 году в Мехико по его проекту был построен павильон «Космические лучи» (Cosmic Rays pavilion) для кампуса UNAM – Национального Автономного Университета Мехико. Это был первый пример создания крыши в форме гиперболического параболоида, или гипара. С этой постройки начался золотой период творчества Канделы. За следующие 30 лет он построил 896 зданий, то есть в среднем каждые два месяца строилось три здания по его проектам. Всегда открытый новым идеям, Кандела тем не менее обладал весьма критическим взглядом на вещи. Его работы основывались на двух принципах: создании архитектурного дизайна с применением зрелищных форм и необычных измерений, с одной стороны, и использовании серьезного математического расчета – с другой. Определяемый структурой геометрических форм, этот метод позволил ему сконструировать пространства, организованные с большой сложностью |
Фрай Отто родился в мае 1925 г. в небольшом городке в Саксонии в семье скульптора. Он участвовал во Второй мировой войне – был летчиком Люфтваффе. Этот факт определенным образом окрасил эстетику наиболее значительных его сооружений. После войны Ф. Отто окончил архитектурное отделение Технического университета в Берлине, защитил диссертацию и опубликовал работу «Висячие покрытия».
В 1957 г. Ф. Отто организовал исследовательский центр по облегченным конс- трукциям «Development Center for Lightweight Constraction – IL». Интерес к облегченным конструкциям был неслучаен в Германии послевоенного периода, когда велись масштабные восстановительные работы. Актуальность висячих покрытий как выбранного Ф. Отто направления, подтвердилась тем, что именно они были наиболее характерными для ЭКСПО–58 в Брюсселе.
Фрай Отто получил всемирное призвание именно как создатель тентовых и мембранных конструкций, которые он применял в таких постройках, как Павильон ФРГ на Всемирной выставке в Монреале в 1967, спортивные сооружения для Олимпиады в Мюнхене в 1972 году, японский павильон на Всемирной выставке-2000 в Ганновере (совместно с Шигеру Баном) и др.
Американский архитектор Луис Кан родился в 1901 году в Эстонии на острове Сарема. В возрасте шести лет он с родителями переехал в США и стал жить в Филадельфии. Луис обладал уникальными способностями к музыке и рисованию и решил поступить в Пенсильванский университет на архитектурный факультет, который и закончил в 1923 году.
Старт его творчества многообещающим не показался. Познакомившись с "авангардистской" европейской архитектурой в 1928-29 годах, он призадумался о своих убеждениях во всемогуществе доктрин классицизма. Самое запоминающееся впечатление Луис Кан получил от работ Ле Корбюзье, что и подтолкнуло его к переходу на функционализм.
Педагогическая карьера Кана дала мощнейший толчок его творчеству, что позволило ему перешагнуть рутину, уйти от наборов известных ранее элементов и добиться нового уровня качества в своих сооружениях.
Работы Луиса Кана к 60-м годам снова возвращают себе зрительную массивность, весомость конструкций, применение цветовых и фактурных контрастов, которые присущи естественным строительным материалам, уравновешенность и симметричность в организации пространства и объема. А вот создание света для Кана было особой работой, которая выражалась в важнейшем средстве образования пространства.
Первыми с отличительным стилем Кана постройками были здания федерации медработников США в Филадельфии (1954-56гг.) и Художественного музея, прилегающего к Йельскому университету в Нью-Хейвене (1951-53гг.). Именно в этих работах проявляется авторское стремление к выдержке композиций с ощущаемой весомостью.
Известность к Луису пришла после возведения здания лабораторий при Пенсильванском университете (Филадельфия, 1957-61гг.). В последующие годы Кану удаётся единовременно спроектировать целый ряд крупных объектов по всему миру.