Особенности подрывания железных дорог

На железных дорогах чаще всего приходится подрывать рельсы, стрелки и крестовины. Кроме того, могут разрушаться водонапорные башни, водоразборные краны, поворотные круги и подвижной состав. Для перебивания рельса достаточен заряд из одной тротиловой шашки весом 200–400 г, плотно приложенной к шейке перебиваемого рельса и присыпанной сбоку грунтом (рис. 38). Для плотного и быстрого крепления заряда к рельсу используются проволочные скобы. Стрелка перебивается в двух местах зарядами по 200–400 г тротила, расположенными между рельсом и перьями. Крестовина подрывается двумя – тремя большими шашками, расположенными между сердечником (остряком) и усовиком.

особенности подрывания железных дорог - student2.ru

особенности подрывания железных дорог - student2.ru

Рис. 38. Расположение заряда для перебивания рельса:

а – с присыпкой грунтом (забивкой); б – с креплением проволочной скобой

При подрывании рельсов, стрелок и крестовины осколки летят в сторону, противоположную расположению заряда, на 500 м .

Сигнализация и блокировка разрушаются подрывом центральных постов, стрелок и сигналов. В водонапорных башнях подрывают баки, вентили и трубы. Водоразборный кран выводится из строя зарядом, расположенным на колонке крана. Поворотный круг приводится в негодность зарядом, расположенным у его оси или катков. Для подрывания всех этих объектов достаточно двух – четырех больших тротиловых шашек.

Легкое повреждение паровозу наносится одной большой тротиловой шашкой, расположенной у шатуна или кулисы; значительное повреждение достигается взрывом трех шашек у цилиндра, сухопарника, стенок котла или в топке у начала дымогарных труб. Вагоны повреждаются взрывом одной большой шашки у тонкой части рессор или у гребня колесного бандажа.

ГЛАВА VII. ПОДРЫВАНИЕ ЗДАНИЙ, ФОРТИФИКАЦИОННЫХ СООРУЖЕНИЙ И ЗАГРАЖДЕНИЙ

ПОДРЫВАНИЕ ЗДАНИЙ

Здания и сооружения разрушают с различными целями. Иногда их подрывают полностью или частично для того, чтобы противник не смог воспользоваться ими по назначению. При штурме населенных пунктов приходится подрывать здания, занятые противником и превращенные в укрепленные огневые точки. В некоторых случаях подрыв зданий совершается с целью расчистки обзора и обстрела, а также для уничтожения ориентиров (башен, колоколен, фабричных труб и т. п.). Наконец, с помощью взрывов разрушают здания, предназначенные на снос.

Для обрушения стены заряды располагают в один ряд в шпурах, рукавах (сделанных в стене у ее основания) или наружным зарядом, приложенным к стене.

Чтобы вывести здание из строя или разрушить внутреннее его оборудование, подрывают внутренние капитальные стены или колонны, несущие перекрытия.

Здания могут быть разрушены сосредоточенными зарядами, открыто расположенными внутри помещений первого этажа (рис. 39). Вес такого заряда определяется в зависимости от объема помещения первого этажа, толщины и прочности стен и принимается из расчета 600 г ВВ нормальной мощности на 1 м 3 общего объема первого этажа при стенах толщиной до 2,0 м . Для лучшего эффекта все дверные и оконные проемы первого этажа забивают досками и закладывают мешками с землей. Если в здании имеются подвалы, то заряды помещают в них.

Во время штурмовых действий подрываются обычно стены зданий наружными зарядами, а также разрушаются междуэтажные перекрытия уложенными на них сосредоточенными зарядами.

особенности подрывания железных дорог - student2.ru

Рис. 39. Расположение сосредоточенного заряда внутри кирпичного здания для его разрушения

Успешно действовала штурмовая группа Н‑ского саперного батальона, которая должна была овладеть укрепленным зданием. В состав штурмовой группы входило 8 саперов, 12 автоматчиков, 2 расчета ручных пулеметов и один станкового. Действия штурмовиков поддерживала 45‑мм пушка. Командир штурмовой группы решил подорвать стены дома с двух сторон и для этого разбил группу на две подгруппы. С наступлением темноты подгруппы сосредоточились в домах, находившихся через улицу от укрепленного здания. Под прикрытием пулеметного огня саперы с двух сторон подползли к дому, уложили у каждой стены по одному заряду ВВ весом 40 кг и по сигналу старшего подожгли зажигательные трубки, после чего отползли на исходную позицию. Через несколько минут почти одновременно произошли взрывы. Броском перебежав улицу, в образовавшиеся проходы ворвалась штурмовая группа. После непродолжительной схватки солдаты противника, находившиеся в первом этаже, сдались в плен.

Во время уличных боев в Мелитополе каменная ограда сада на площади препятствовала нашим подразделениям овладеть укрепленным зданием на противоположной стороне площади. Под прикрытием артиллерийского и ружейно‑пулеметного огня лейтенант Крячек с двумя саперами‑штурмовиками подполз к ограде и уложил два заряда по 22 кг на расстоянии 20 м один от другого. В результате взрыва образовалось два прохода шириной по 6 ж, через которые прошли наши подразделения и овладели зданием.

Кирпичные башни и колокольни разрушают сосредоточенными зарядами, расположенными внутри первого этажа здания. При подрывании фабричной трубы из кирпича заряды укладывают в нишах, бороздах или рукавах, расположенных по ее полупериметру с той стороны, в которую хотят повалить трубу.

Металлические мачты, вышки подрывают зарядами, укрепленными у опорных ног. Чтобы обеспечить опрокидывание мачты, центр тяжести ее при падении должен оказаться за пределами опор. Для этого две смежные ноги мачты подрывают зарядами, расположенными у их оснований, а у двух ног заряды привязываются на высоте 1,5–2 м. При взрыве вышка падает в ту сторону, где заряды были выше от земли.

Наши рекомендации