Совместные постройки детей на тему, предложенную воспитателем
Цель - дети сооружают знакомые постройки, закрепляя приобретенные умения, учатся при этом строить вместе, не мешая друг другу.
Знакомый детям материал раскладывается на середине стола по формам, рядом располагаются машины, матрешки.
Воспитательница объясняет детям, что они будут строить по два: один будет строить гараж, другой мост, а затем вместе сделают дорогу и будут играть.
Во время последующих игр следует показать детям, как из строительного материала сделать знакомые виды транспорта: самолет, трамвай, грузовик (рис. 12, 13, 14). Дети знакомятся с цилиндром, учатся правильно называть его и употреблять в постройках в соответствии с его свойствами.
Рис. 12. Самолет.
Так как постройки эти сами по себе несложные, выполняются из небольшого количества деталей и по образцу, то можно предложить детям сначала отобрать все, что надо, а затем уже строить.
Рис. 13. Трамвай.
В процессе игр может возникнуть потребность в сооружении и других построек.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы вовремя определить, каковы интересы детей и в какой помощи они нуждаются.
В одних случаях достаточно поощрения, совета, а в другом — приходится показать, как сделать необходимую конструкцию, а в третьем — самой ее построить и т. д. Активное участие воспитателя в играх детей послужит дальнейшему развитию их конструктивных способностей.
Рис. 14. Грузовой автомобиль.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
В средней группе для игр со строительным материалом можно использовать строительный материал художника Могилевского (не все детали). Конструктивные свойства этих наборов достаточно богаты, постройки из них устойчивы. Многие детали этих наборов детям уже знакомы: пластины, бруски, кирпичики, кубы, призмы, цилиндры, арки.
В средней группе дети знакомятся главным образом с разнообразием пластин по форме и размерам: длинные и короткие, широкие и узкие, квадратные и треугольные, а также с большими и малыми брусками.
Необходимо продолжать знакомить детей со свойствами отдельных форм и взаимными отношениями между ними. Осуществление некоторых строительных замыслов детей часто осложняется недостатком однородных деталей. Но такие осложнения можно преодолеть, заменяя одни детали другими. Так, куб легко составить из двух трехгранных призм, из кирпичиков, из четырех широких пластин молено составить два куба и т. д. Важно, чтобы дети усвоили самый принцип замены. Во время стройки иногда следует направлять детей на самостоятельное решение таких задач. «Подумай хорошенько, что подойдет сюда вместо брусков». Такой вопрос вполне достаточен, чтобы надоумить детей, как выйти из затруднительного положения; лишь некоторым приходится подсказывать и решение.
В средней группе дети приобретают ряд новых конструктивных умений: увеличивать плоскости путем соединения их, делать постройки прочными; связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, подготавливая основу для перекрытий; распространять сложную постройку в высоту. Дети должны знать, из чего лучше сооружать отдельные части постройки, из чего делать основание, стены в громоздких и легких сооружениях, какие детали пригодны для окон, дверей, украшений.
Детей учат конструктивным умениям с помощью тех же приемов, что и в младших группах, но теперь перед ними ставятся более сложные задачи. Так, образец постройки, выполненный воспитателем, чаще дается, как примерный, чтобы показать детям основные части конструкции и помочь отобрать нужные детали. У автомобиля, например, должен быть мотор, кабина, кузов, колеса. Но дети могут сделать автомобиль большой или маленький, дополнить деталями, придающими большее сходство с настоящим автомобилем. Дети одной группы построили автомобиль по образцу воспитателя, но добавили к нему «запасное колесо», «скамью для шофера», у парохода сделали «трап», «третью трубу», «бензобаки» и другие детали, которых не было у образцов. Важно, чтобы дополнения отражали реальные признаки и части изображаемых предметов.
Следует рассказывать детям, что те или иные части постройки можно сконструировать иначе, чем это сделано на образце, из других деталей. Например, окна дома легко сделать не только из кирпичиков, но и из маленьких брусков, украшение на крыше — не только из цилиндров, но и из треугольных пластин, брусков.
Далее надо ставить детей в такие условия, когда им самим приходится находить решение несложных конструктивных задач, например предложить подумать, какие детали можно использовать для стен вместо брусков и т. д. В средней группе эти задачи очень элементарны, но важно выработать умение решать их самостоятельно. Благодаря такому подходу к работе постройки детей всегда будут иметь индивидуальный оттенок. Некоторые дети в своих работах будут проявлять больше инициативы и творчества, некоторые меньше, но основные приемы стройки усвоят все.
В средней группе чаще можно практиковать и такой способ: показать лишь отдельные приемы стройки, но не заканчивать постройку до конца. В этом случае один и тот же предмет будет сооружаться в разных вариантах, и дети сумеют проявить свою инициативу.
Для облегчения конструктивной задачи рекомендуется предварительно обсудить с детьми, с чего они думают начать постройку. Надо выслушать разные предложения детей, "похвалить наиболее удачные; разъяснить детям, что можно строить по-разному, только заранее нужно подумать, как лучше. Такое обсуждение не сковывает детской инициативы, а лишь предупреждает от случайного набора деталей и необдуманного решения задачи.
Желательно удачно выполненные детьми одну-две постройки сохранять в строительном уголке несколько дней.