Предприятия розничной торговли
Основным видом предприятий розничной торговой сети являются магазины. Магазины различают:
· по профилю торговли – неспециализированные (продовольственные, промтоварные, смешанные) и специализированные (узко специализированные, комбинированные и универсальные);
· по формам торговли – с продажей через продавцов и с современными прогрессивными формами торговли (самообслуживание, торговля по образцам, с открытой выкладкой товаров, с заказом товаров);
· по объемно-планировочной структуре здания – отдельно стоящие и встроенно-пристроенные (к жилым домам и объединенные с другими предприятиями обслуживания в составе торговых центров).
5.1.1. Генеральный план участка
Магазины проектируют как элементы общей системы обслуживания населения и размещают на улицах, магистралях и площадях, вблизи остановок общественного транспорта, на путях движения основных потоков населения. При размещении магазина следует обеспечивать исключение пересечений потоков покупателей с путями грузового транспорта. Земельный участок магазина должен состоять из зоны для покупателей (площадки для отдыха, сезонной торговли и отдельно стоящих витрин) и зоны разгрузки товаров (подъезды для автотранспорта, разгрузочные места и площадки). Стоянки автомобилей следует располагать не далее 150 м от входов в магазины.
Примерные расчетные площади участков на 1 объект следующие (га):
· - магазин промышленных товаров – 0.1 – 0.2;
· - магазин продовольственных товаров – 0.2;
· - универмаг, специализированный магазин – 0.25 – 0.4.
Генеральный план участка отдельно стоящего магазина (рис.)следует зонировать, выделяя пешеходную зону, преимущественно перед главным фасадом здания и хозяйственную зону с организацией площадки для грузовых машин, опущенной, как правило, на 1.1 – 1.2 м относительно отметки пола первого этажа здания. Вдоль всех фасадов должен быть обеспечен проезд пожарных машин на расстоянии 5 м для одноэтажных зданий и 8 м для зданий большей этажности. Пешеходную зону следует рассматривать как зону отдыха и оснащать ее зелеными насаждениями и объектами архитектуры малых форм и рекламы в зависимости от величины, назначения и значимости магазина. Вблизи пешеходной зоны территория магазина и с учетом остановок городского транспорта и характера окружающей застройки следует предусматривать стоянки для легковых машин. Хозяйственную зону можно изолировать от остальной территории в случае, если это предусмотрено заданием на проектирование, и использовать ее для организации процессов разгрузки и отправки товаров.
Рис.5.1. Планировка территории магазина: 1 – здание универсама; 2 – пешеходная зона; 3 – зона сезонной торговли; 4 – летнее кафе; 5 – хозяйственный двор; 6 - автостоянка
Организация территории при магазине, встроенно-пристроенном к жилому дому, требует прежде всего изоляции потоков проживающих в жилом доме от движения покупателей и транспортных потоков грузовых машин, доставляющих товары. Для встроенно-пристроенных магазинов рекомендуется рассматривать возможность эксплуатирования кровли над пристроенным объемом, что позволит:
· размещать пристраиваемый объем не только со стороны главного фасада, но с ориентацией его на дворовое пространство;
· использовать плоскую кровлю над этим объемом для организации дополнительной сезонной торговли или в качестве зоны отдыха для жильцов дома;
· повысить декоративные качества кровли пристроенного объема и ее санитарное состояние, что имеет большую значимость при смешанной по этажности застройке.
Генеральный план территории, на которой расположен торговый центр, проектируется также с учетом необходимости дифференцирования пешеходных и транспортных потоков в зависимости от расположения отведенной для строительства территории.
Рис.5.2. Планировка территории торгового центра: 1 – здание торгового центра; 2 – пешеходная зона; 3 – хозяйственная зона; 4 – автостоянка; 5 – зона сезонной торговли
5.1.2. Объемно-планировочные решения
При выборе объемно-планировочного решения должны обеспечиваться удобства для покупателей, возможность организации торговли по прогрессивным методам, комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ и применение средств горизонтального и вертикального транспорта. Помещения магазинов подразделяют на следующие группы:
· - торговые помещения (залы торговли, приема и выдачи заказов, демонстрации новых товаров и другие помещения для обслуживания покупателей);
- помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже (приемочные, разгрузочные, кладовые, охлаждаемые камеры, помещения для подготовки товаров к продаже, подсобные помещения кафетериев, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отделов заказов);
· административные и бытовые помещения (конторские помещения, кабинет директора, столовые и буфеты для персонала, главная касса, помещение охраны, здравпункт, гардеробные, душевые, санузлы);
· технические помещения (вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок, камеры кондиционирования воздуха, электрощитовая, насосная, тепловой узел).
Таблица5.1