Структурно-логическая схема содержания темы
архитектурная композиция.
композиции внутренних пространств и внешних объемов
4.2.2. Тематическое содержание
Построение всех художественных произведений осуществляется на основе так называемой композиции.
Композиция (лат. сompositio- сочинение, составление) – строение, соотношение и взаимное расположение частей. Структура художественного произведения, предполагающая гармоничное сочетание его элементов между собой и с целым в соответствии с идейно-художественным замыслом.
Художественная выразительность здания достигается при помощи архитектурной композиции (4.1), которая предполагает определенное закономерное расположение или сочетание внешних и внутренних видимых элементов здания, согласованных между собой и образующих единое целое.
4.1.Архитектурная композиция (адрес файла Блок 4)
Архитектурная композиция – определенное закономерное расположение или сочетание внешних и внутренних видимых элементов здания, согласованных между собой и образующих единое целое.
Вернитесь к тексту
Архитектурная композиция здания включает в себя композицию всех его слагающих элементов: внешних объемов и внутренних пространств, фасадов и интерьеров, отдельных частей здания, деталей и т.п.
Архитектурная композиция может считаться удачной, когда видимые части здания, его детали, отдельные объемы гармонически, т.е. соразмерно, согласовано сочетаются между собой, образуя в художественном отношении неразрывное целое.
Основными компонентами архитектурной композиции здания являются его внутреннее пространство и внешний объем. Их сочетание образует объемно-пространственную структуру здания.
Объемно-пространственной структурой здания (4.2) называется такое сочетание внутреннего пространства и внешнего объема здания, при котором образуется единое композиционное целое.
Внутреннее пространство и внешний объем тесно связаны между собой, т.к. последний зависит от размеров и формы внутреннего пространства. Эти взаимосвязи очень многообразны. Они для каждого конкретного случая устанавливаются при проектировании в соответствии с функциональным назначением здания, возможными техническими решениями и художественными задачами. При этом обязательным условием должно быть композиционное единство между внутренним пространством и его внешним объемом. Единство обычно не достигается тогда, когда размеры и форма внешнего объема не отвечают размерам и форме внутреннего пространства и наоборот.
Примером такого несоответствия является типовое здание Донецкого цирка, в котором по функциональному назначению предполагается купол. И он действительно есть внутри здания. А вот снаружи его нет. Наоборот, форма покрытия вогнутая. Следующий пример нарушения единства – здание ГУМа (Государственный универмаг) в Москве. В этом здании внутреннее пространство состоит из нескольких огромных объемов, а фасады здания раздроблены мелкими деталями и членениями на небольшие элементы. В результате снаружи мы видим одно, а внутри – другое.
Яркими примерами удачного композиционного единства между внутренним пространством и внешним объемом могут служить Мариинский дворец и здание верховного Совета Украины.
У некоторых объектов вообще может отсутствовать один из элементов. Так, например, памятники или пирамиды не имеют внутреннего пространства, а подземные станции метро или пещерные храмы не имеют внешнего облика.
Композиция внутренних пространств (4.3) здания представляет собой построение помещений, основанное на единстве функциональной целесообразности каждого помещения и их функциональной связи между собой, конструктивной структуры и художественного выражения.
4.3. Композиция внутренних пространств (адрес файла Блок 4…)
Композиция внутренних
пространств здания представляет собой построение помещений, основанное на единстве функциональной целесообразности каждого помещения и их функциональной связи между собой, конструктивной структуры и художественного выражения.
Вернитесь к тексту
Размеры и форму каждого помещения, их взаимосвязь обуславливают, прежде всего, те процессы, для которых предназначено здание (учебный, зрительный, спортивный и т.д.). Практика архитектурного проектирования разработала ряд рациональных и удобных планировочных схем, в которых эффективно могут осуществляться те или иные функциональные или технологические (в промышленных зданиях) процессы (коридорная, зальная, анфиладная и др.).
Если под объемом в архитектуре подразумевают сооружение в его внешних границах, воспринимаемое извне, то воспринятое изнутри, оно является собственно пространством в архитектурном значении. Его называют также внутренним пространством в отличие от внешнего пространства.
Создание искусственной материальной среды путем организации соответствующих внутренних пространств, изолированных от общего внешнего пространства, и является практической целью архитектуры.
Объемно-пространственная структура здания определяет и композицию внутреннего пространства (интерьера). Если помещение ограничено со всех сторон плоскими или криволинейными поверхностями стен и перекрытий, то композиция внутреннего пространства оказывается замкнутой. Увеличение проемов в стенах способствует взаимосвязи внутренних пространств. При замене стен отдельно стоящими опорами (колоннами) пространства объединяются или плавно переходят друг в друга. Применение сплошного остекления беспредельно развивает глубину внутреннего пространства, как бы сливает его с внешним окружением.
Свободная композиция внутренних пространств может создаваться за счет применения передвижных или трансформируемых перегородок, встроенной мебелью и т.п., а «пространственность» интерьера достигается также подчеркиванием глубины помещений по основным направлениям зрительного восприятия.
Глубина интерьера, прежде всего, зависит от характера расположения помещений. Например, если расположить помещения друг за другом и дверные проемы поместить по одной оси (анфиладная система планировки), то при этом через перспективно сокращающиеся открытые проемы видны элементы нескольких помещений, что подчеркивает глубину пространства, и его торжественность. Глубина пространства выявляется также наличием плоскостей, уходящих от наблюдателя, или формами переднего плана, частично заслоняющими формы второго плана по направлению зрительной оси.
Композиция интерьеров зависит также от вида и формы выбранных конструкций, от цвета поверхностей, ограничивающих помещения, от оборудования, мебели и т.п. Так, например, современные пространственные конструкции позволяют без промежуточных опор перекрывать огромные площади, глубина пространства которых выявляется за счет перспективных сокращений и воздушной перспективы.
Поиск композиции внутренних пространств обычно ведется одновременно с поиском композиции внешних объемов здания.
Изучите и проанализируйте вышеизложенный материал и ответьте на предложенные вопросы.
Вопрос 4.1. Может ли являться элементом композиции фундамент здания?
4.1.Ответ: да
4.1. Ответ: НЕТ
Вопрос 4.2. Может ли объемно-пространственная структура здания быть без внутреннего пространства?
4.2.Ответ: да
4.2. Ответ: НЕТ
Вопрос 4.3. Может ли композиция внутреннего пространства определять объемно-пространственную структуру здания?
4.3. Ответ: да
4.3. Ответ: НЕТ
Композиция внешних объемов здания 4.4 представляет собой объемное построение, основанное на единстве функционального назначения, конструктивного решения и художественной выразительности.
4.4. Композиция внешних объемов здания (адрес файла Блок 4)
Композиция внешних объемов здания - представляет собой объемное построение, основанное на единстве функционального назначения, конструктивного решения и художественной выразительности.
Вернитесь к тексту
Особенностью внешней объемной композиции, в отличие от композиции внутренних пространств, являются другие условия ее зрительного восприятия человеком. Композиция внешних объемов может быть воспринята человеком снаружи целиком и мгновенно, в отличие от восприятия композиции внутреннего пространства, которая раскрывается перед наблюдателем отдельными частями постепенно.
Другая важная особенность - влияние на формирование объемной внешней композиции природных или градостроительных условий.
Композиции внешних объемов зданий можно подразделить на три основные группы:
- простые, состоящие из одного объема;
- сложные, состоящие из двух и более объемов, связанных или примыкающих друг к другу;
- комплексные, представляющие собой ансамбль из нескольких зданий.
Одним из основных принципов, позволяющих достигнуть единства объемной композиции, является принцип соподчиненности.
Принцип соподчиненности заключается в следующем. Главный для здания функциональный процесс организуется в помещениях, объединенных в основном объеме; подсобные функциональные процессы - в других объемах, имеющих по отношению к главному соподчиненное значение.
Существуют следующие приемы построения композиций внешних объемов (рис. 1).
Рис.1. Виды композиций внешних объемов зданий:
а) – фронтальная; б) – глубинная; в) – центрическая.
Центрическая композиция (рис. 1, в) предполагает наличие центрального объема, около которого группируются одинаковые по размеру соподчиненные объемы. Этот вид композиции не имеет главного фасада и может восприниматься со всех сторон одинаково(цирки, крытые рынки).
Фронтальные композиции (рис. 1, а) – это композиции, объемы которых развиты в направлении, параллельном плоскости главного фасада здания. Разновидностью этого вида композиции является фронтально-осевая композиция, которая имеет явно выраженную композиционную ось (жилые здания).
Глубинные композиции (рис. 1, б) – это композиции, объемы которых развиты в направлении, перпендикулярном плоскости главного фасада здания. Такие композиции характерны для зданий с продольно-осевым построением внутренних пространств (театры, выставочные павильоны).
Высотные композиции – это композиции, в которых вертикальный размер преобладает над горизонтальным.
Свободные композиции - не подчинены строгим геометрическим закономерностям. Различные по своим размерам и форме объемы сочетаются между собой, следуя наиболее удобной функциональной связи между помещениями.
Композиции комплексов зданий – это ансамбли зданий и сооружений, выражающие общую идею на основе согласованности и стройности частей единого целого.
Изучите и проанализируйте материал по композициям внешних объемов здания (4.4) и ответьте на предложенные вопросы.
Вопрос 4.4. Можно ли сделать утверждение, что внешняя объемная композиция отличается от композиции внутренних пространств?
4.4. Ответ: нет
4.4. Ответ: да
Вопрос 4.5. Может ли считаться фронтальной композиция здания, объемы которой развиты в направлении, перпендикуляром плоскости главного фасада здания?
4.5. Ответ: да
4.5. Ответ: НЕТ
Критерии усвоения
После изучения и анализа содержания темы Вы должны понимать следующее:
- базисом методологии научного познания раздела «Архитектурная композиция» являются основные понятия о зданиях и их элементах, размеры которых и расположение должно образовывать единое целое и подчеркивать сущность здания, т.е. его образ;
- основные элементы композиции - внутреннее пространство и внешний объем - и чем теснее они взаимосвязаны, тем более гармонична объемно-пространственная структура здания. Это положение позволяет создавать представления об архитектурно-художественных качествах зданий и их комплексов;
В результате изучения данной темы Вы должны знать:
- содержание и смысл всех определений, связанных с архитектурной композицией, и способов достижения ее гармоничности;
- методы создания композиций внутренних пространств здания, которые зависят от назначения здания и связаны с использованием композиционно-планировочных схем: коридорной, анфиладной, центрической, зальной и смешанной;
- основные виды композиций внешних объемов здания: простые, сложные и комплексные и принцип соподчиненности;
- приемы построения композиций внешних объемов: центрический, фронтальный, глубинный, высотный и свободный.
Полученные Вами знания должны обеспечивать следующие умения:
- ориентироваться в вопросах архитектурной композиции зданий;
- отличать композицию внутренних пространств от композиции внешних объемов здания;
- использовать приемы построения композиций внешних объемов при анализе архитектурно-художественных качеств зданий.