Понятие паркового маршрута
Под пейзажным разнообразием в паркостроении принято понимать смену декоративных эффектов, воспринимаемых при движении.
Смена декоративных эффектов в парке называется динамикой парковых пейзажей. Это широкое понятие, включающее как смену пейзажных картин при движении по маршруту, так и их изменчивость во времени.
Маршрут — это основная линия, с которой идет процесс восприятия пейзажей. Как отмечает Дж. Сай-мондс, «...объект не может быть охвачен по всей полноте с какой-либо одной точки наблюдения. Он воспринимается скорее посредством потока впечатлений. Находясь в движении, мы видим ряд изображений, сливающихся в одно обширное зрительное осознание какого-либо объекта, пространства или пейзажа» [35].
Изменчивость пейзажных картин во времени характеризуется различными временными циклами, каждый из которых накладывает свой отпечаток на облик пейзажа. Так, суточный цикл характеризуется эффектом солнечного освещения, сезонный особенностями фенофаз как отдельных растений, так и пейзажей в целом, возрастной — изменением размеров, габитуса и общего характера древесно-кустарниковой растительности, отдельных пейзажных картин и всего объекта в целом.
Структурную основу парков составляют в первую очередь их пространственные композиции, сформированные в пейзажные картины. «Нанизанные» на маршрут, они определенным образом чередуются, представляя собой задуманную в определенном ритме смену кадров, так называемую модуляцию видов. В организованных парковых ансамблях эти картины сменяются в интервале, составляющем в среднем 20, 30, 50 м. В каждом парке или его пейзажном районе преобладает один из этих интервалов, характеризующий ритм смены впечатлений. Он не зависит от размера парка, поскольку определяется необходимыми параметрами пейзажных картин. Так, сад Шредера (дендропарк Тимирязевской сельскохозяйственной академии), занимающий площадь около 6 га, и район р. Славянки в Павловском парке, площадь которого составляет 78 га, имеют один средний интервал смены пейзажных картин, равный 20 м. Ритмически чередующиеся пространственные композиции пейзажных картин производят достаточно сильное впечатление. Объекты,построенные на этом принципе, обычно не требуют других декоративных дополнений в виде ярких цветовых эффектов или экзотического ассортимента.
Если размеры парковых объектов невелики и создание сменяющихся обширных пейзажных картин невозможно, в качестве объектов восприятия вводятся композиции меньшего масштаба. При создании таких композиций учитываются цветовые эффекты, декоративные особенности отдельных элементов, чередующиеся на близком расстоянии (цветники; формы крон, фактура стволов, рисунок ветвей, форма и окраска цветков древесных растений; композиции из камней, малые формы, декоративное покрытие и т. д.). Здесь возможно другое ритмическое построение композиций.
Индивидуальность физиономического облика объекта определяется не только ритмом смены пейзажных картин, но и общностью их композиционного замысла.
Выше мы рассмотрели, что парковые пейзажи классифицируются по сложности на простые, сложные и панорамные и включают односхемные и многосхемные композиции. Соотношение этих типов пейзажей в парке, преобладание какого-либо одного, а также определенная схема его построения в сильной степени определяют композиционную цельность объекта. Так, в долине р. Славянки из 52 картин, выявленных на основании визуальной оценки пейзажей, большинство простые и сложные, панорамных очень мало. При этом сложные производят наиболее сильное впечатление и поэтому являются преобладающими. Для района Славянки характерна система пейзажных участков, где доминирует одно из архитектурных сооружений, формирующих облик своего участка (О. Ивановой выделено 6 таких участков). Характер пейзажного разнообразия обусловлен этими архитектурными акцентами, являющимися композиционными узлами, каждый из которых воспринимается на определенном отрезке маршрута. Так, участок Храма дружбы «работает» на отрезке примерной протяженностью в 440 м, Висконтьев мост — 370, Пиль-башня — 310, Но-восильвийский мост — 660 м. При этом имеют место тесная связь и соподчинение пейзажных картин в пределах района. Характер этой связи можно представить графически.
Композиция пейзажных картин и динамика их чередования во многом зависят от характера пространства объект в целом. Пейзажное разнообразие в лесу обусловлено показателями двух порядков: общего и частного. В первую группу входят насаждения, характеризующиеся составом, возрастом и пространственной структурой. Они являются основными крупномасштабными показателями и выполняют роль фона, на котором идет восприятие акцентов леса, составляющих вторую группу и находящихся как бы внутри первой.
Поскольку пейзажи в лесу специально не организованы, ритм их восприятия не выражен так четко, как в парке. Размеры интервалов зависят от эстетической ценности массива и индивидуальной реакции наблюдателя. Они составляют в среднем 50—150 м, что существенно превышает средние расстояния чередования пейзажей в парке.
Структурное построение пейзажных картин и их размещение с учетом принципов пейзажного разнообразия являются важнейшими методами в творческом процессе формирования художественного образа парка.