Общие черты итальянских садов эпохи Возрождения
Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно, прежде всего, планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как целостное художественное произведение, где гармонически слиты природа и искусство. Многообразию итальянских садов эпохи Ренессанса характерны следующие общие черты в использовании природного ландшафта и планировки. Во-первых. Сады располагались на террасированных склонах. Террасы создавались в виде подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных балюстрадой и составляли структурную основу итальянского сада.
Связь между террасами осуществлялась с помощью богато украшенных лестниц или пандусов. Пандус — сооружение, представляющее наклонную плоскость, заменяющее лестницу и служащее для переходов или въездов с одной террасы на другую, с продольным углом наклона поверхности не более 8°. Введен в террасных парках в XVII-XVIII вв. В садах позднего Ренессанса лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую композицию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение. Во-вторых. Многочисленные водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи.
Они подают большое количество воды с ее блеском и музыкой – со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая в трубы, направляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, разливается в плоских бассейнах. Спокойной воды почти нет. В-третьих. В аллеях выращивались широко кронные деревья – платаны, дубы, реже - кипарисы, используемые в качестве акцентов. Для создания живых изгородей и стен применялись растения, хорошо сохраняющие форму после стрижки, – лавр, мирт, самшит, позже – сближенные посадки кипариса. Самшит использовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах.
Размещенные на дворцовых стенах (Альгамбра) арабески эстетически взаимодействуют с окружающей и реальной растительностью; 2) один из видов оформления партера. Зеленые массивы создавали, преимущественно, из вечнозеленых дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелеными стрижеными стенами, тем самым образовывали боскеты. Из листопадных видов использовался ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и маслины. Для формирования древесных групп применяли, в основном, хвойные породы – сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах выращивали цитрусовые растения. Вьющиеся – виноград, розы, плющи – использовали для создания пергол.
Боскет — замкнутый участок с насаждениями, обычно правильной геометрической формы, обсаженный стрижеными деревьями и кустарником в виде плотной живой изгороди. Замкнутые пространства внутри боскетов (в эпоху барокко) назывались кабинетами, или зелеными залами. В боскетах размещают также фонтан, цветник, зеленый театр, небольшой бассейн, реже — плодовые посадки, деревья-экзоты и др. Посадки внутри боскета могут быть регулярными или свободными. Зачастую боскеты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью. Группа — важнейший элемент живописного паркового пейзажа. Обычно это сочетание из нечетного (до 11 шт.) количества древесных, кустарниковых или цветочных растений. Группа как элемент парка была известна еще в античные времена, встречалась в регулярных садах эпохи Возрождения. Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продумано.
Особенности планировки итальянского сада
Итальянские сады относятся к регулярным. Они замкнуты и строятся на внутренних композициях. Замкнутое пространство садов связано с окружающим ландшафтом с помощью одного или нескольких внешних видов, включенных в обзор с внешних точек сада. К саду часто примыкают «лесные» участки или рощи. В целом планировка итальянского сада формировалась следующим образом: - на террасированном склоне, в его различных частях – на вершине, в средней части или у подножия – размещался дом. Он был планировочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композиционная ось; - сад имел ярко выраженное осевое построение.
Главная продольная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси. Композиционные узлы – дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения размещались по этим осям, на их пересечении или завершении; - основная часть сада была занята насаждениями в боскетах, дающими тень, обрамляющими внутренние перспективы и узлы, акцентирующими их декоративные элементы; - партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад (развитие сада-ксиста). Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стриженого буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраивались беседки, трельяжи, перголы; - плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украшались нишами со скульптурой и завершались баллюстрадой; - типичный элемент – так называемый «секретный сад» – изолированный участок или небольшой сад, предназначенный для отдыха; - каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада.