Гараж грузовых машин на Новорязанской улице
1926-1929 г. Арх.К.Мельников. Гараж в плане имеет форму, напоминающую гигантскую подкову. Столь необычная планировка гаража была выбрана Мельниковым из-за неудобной треугольной формы выделенного под застройку участка. Разработанная архитектором подковообразная схема парковки машин обеспечивала компактное размещение максимально возможного количества грузовиков на данной площади и их удобный въезд и выезд из гаража.
На выходят экспрессивные торцевые фасады здания. Круглые окна в верхней части килевидно выступающих фасадов контрастируют с большими, вытянутыми вертикально, прямоугольными окнами, расположенными по бокам и прямоугольными окнами административного корпуса, расположенного в центре. Согласно проекту, в килевидных выступах фасадов находились массивные ворота, обеспечивающие удобные въезд-выезд. Металлические конструкции перекрытий гаража разработал инженер В. Г. Шухов.
Гараж ВАО «Интурист»
1932-1934 г. Арх.К.Мельников. Главный фасад гаража Интуриста был задуман как единая образная композиция различных геометрических фигур, принимающих формы круга, трапеции и прямоугольника. Фасад гаража был трактован архитектором как экран, в центре которого (в специальной круглой «витрине») непрерывно мелькают проезжающие по внутреннему спиральному пандусу автомобили. Диагональ, используемая Мельниковым в большинстве своих проектов (пространственная композиция Бахметьевского гаража, косо направленные консоли ДК им. Русакова, планировка Ново-Сухаревского рынка), в проекте гаража Интуриста берёт на себя роль композиционной доминанты фасада: начинаясь от низа огромного круглого окна она прорезает весь главный фасад, огибая здание слева и рисуя на нём знак бесконечности. «Путь туриста изображён бесконечностью, — писал Мельников, — начиная его с размаха кривой и направляя его быстрым темпом вверх в пространство». С левого угла главного фасада, согласно проекту Мельникова, должен был находиться основной вход в здание, венчающийся балконом со скульптурной композицией. В ходе реализации проект К. С. Мельникова был осуществлён лишь частично.
Клуб Дорогомиловского химического завода имени М. В. Фрунзе
1927-1929 гг. Арх. К.Мельников. Самый маленький и простой по форме клуб Мельникова. Архитектурное решение клуба предопределил расположенный на противоположном берегу Москвы-реки Новодевичий монастырь: Мельников намеренно сделал здание лаконичным и строгим, чтобы не соперничать с изящной архитектурой монастырских построек. Между зданием и набережной был разбит парк, задуманный как своеобразное отражение монастырского парка. Композицию клуба составили простые параллелепипеды, декоративное оформление — чередование краснокирпичных и оштукатуренных плоскостей стен. Основной объём здания вмещает зрительный зал наименьшей для рабочего клуба вместимости (300 человек), разделённый на балкон, бельэтаж и партер, спускающиеся к сцене громадными ярусами-ступенями. Также сцена и экран зрительного зала были видны с террасы, находящейся над глухим объёмом фойе. Над ней на основном фасаде было предусмотрено трафаретное панно с названием клуба или афишей.
По первоначальной задумке Мельникова, специальные раздвижные стены могли разделить зрительный зал на 3 независимые аудитории или сделать его более вместительным за счёт фойе. От конструкции отказались в 1929 году. Тогда же симметрия здания была нарушена фабрикой-кухней, пристроенной с северной стороны, а на фасаде появился дополнительный ряд окон.
Дворец культуры Дулёвского фарфорового завода
1928-1930 гг. Арх. К.Мельников. Здание клуба состоит из соединённых вместе простых геометрических форм: прямоугольник, ромб, усечённый цилиндр. Прямоугольные части клуба выходящие в сторону главного фасада — двухэтажные, а расположенные к ним под прямым углом две другие части — одноэтажные. В двухэтажных частях расположены небольшой балетный класс, библиотека (левый корпус относительно входа), туалеты и помещения для клубной работы (правый корпус). В левом одноэтажном корпусе находится фойе, в правом — спортивный зал. Зрительный зал рассчитан на 650 мест. По проекту архитектора задник сцены мог раздвигаться и зрители летом имели возможность смотреть спектакль из близлежащего парка. Расположенная в центре соединённых корпусов круглая аудитория, вход на которую осуществляется по двум лестницам из холла клуба, при необходимости включается в объём зрительного зала как большой балкон, вмещающий в себя до 250 человек.
Клуб Фабрики «Буревестник»
1928-1930 гг. Арх.К.Мельников. На форму и объёмно-пространственное решение здания во многом повлияла конфигурация земельного участка, отведенного под строительство клуба. Сам К. С. Мельников характеризовал его как «узкий с косой линией»: здание сильно вытянуто вглубь участка и поставлено с отступом от красной линии. Здание клуба состоит в плане из нескольких прямоугольников неодинакового размера, ступенчато убывающих по высоте, начиная с фасада. При этом понижение высоты объёмов вглубь двора не носит чисто механического характера, а задано функциональным назначением той или иной части здания. Справа от фасада помещена изящная пятилепестковая четырёхэтажная башня с огромными полукруглыми окнами. Вровень с башней-лепестком, на высоту четырёх этажей поднимается южный, вытянутый в поперечном направлении объём. Его высота определена размещением здесь сценической шахты с необходимым для неё оборудованием. В целях более рационального использования клубных помещений, Мельников разработал ряд оригинальных приёмов их трансформации. Так, расположенный на втором этаже зрительный зал клуба имел партер и боковые трибуны, которые использовались при проведении спортивных мероприятий. В этих случаях стулья из партера убирались, а сам зрительный зал объединялся при помощи раздвижной перегородки в единое помещение с примыкавшем к нему спортивным залом.
Первоначально в фойе на первом этаже клуба был запроектирован плавательный бассейн, но при строительстве он не был осуществлён по причине отсутствия в этом районе на момент строительства водопровода и канализации. Бассейн должен был сообщаться с расположенным над ним спортивным залом с помощью люка в полу зала.
Клуб «Буревестник» строился на средства профсоюзов промышленных предприятий. Каждый член профсоюза и работник предприятия мог беспрепятственно посещать рабочий клуб и участвовать в различных проводимых им мероприятиях. Открытое для всех использование клуба отражалось и в его планировочно-пространственной структуре. Однако когда клубы стали осуществлять коммерческий показ кинокартин, сразу же обнаружились изъяны в планировке всех клубов: отсутствие кассового вестибюля, отдельного фойе, лестниц и входов-выходов, разделяющих потоки зрителей, идущих в зал и выходящих из зала.