Общежитие-коммуна Текстильного института на улице Орджоникидзе в Москве
1930-1931 гг. Арх. Иван Николаев. Дом-коммуна на 2 тыс. чел., состоящий из трех корпусов: восьмиэтажного спального корпуса с комнатами минимальных размеров на 2 чел., спортивного блока и корпуса общественных помещений, где запроектированы столовая на 500 мест, залы для занятий с раздвижными перегородками на 300 чел., читальный зал на 150 чел. с книгохранилищем и др. Здесь же находились детские ясли на 100 мест, прачечная и пр. Корпуса образуют выразительную объемно-пространственную композицию. Идея дома-коммуны предполагала полное обобществление быта. Концепция проекта была предложена самими студентами; функциональная схема здания была ориентирована на создание жёсткого распорядка дня студентов. Утром студент просыпался в жилой комнате — спальной кабине размером 2,3 на 2,7 м, вмещавшей только кровати и табуретки — и направлялся в санитарный корпус, где проходил как по конвейеру последовательно душевые, помещения для зарядки, раздевалки. Из санитарного корпуса жилец по лестнице или пандусу спускался в низкий общественный корпус, где проходил в столовую, после чего отправлялся в институт или же в другие помещения корпуса — залы для бригадной работы, кабинки для индивидуальных занятий, библиотеку, актовый зал. В общественном корпусе находились ясли для детей, на крыше была устроена открытая терраса.
Жилой комбинат НКВД ("Городок чекистов") в Свердловске (Екатеринбурге)
1928-1933 гг. Арх. И.П.Антонов, В.Д.Соколов, А.М.Тумбасов. Комплекс зданий в стиле конструктивизма. Состоит из 14 корпусов. В пятиэтажных жилых корпусах № 2-8 (построенных в 1932), восьмиэтажных 13 и 14 (1936) расположены 444 квартиры, нумерация сплошная для всего комплекса. В первом подъезде корпуса № 2 квартиры элитные, большой площади (3-комнатные — 97 м² и 4-комнатные 114 кв.м). Корпус 1 — одиннадцатиэтажная гостиница «Исеть» (1933, до войны была общежитием гостиничного типа для молодёжи и малосемейных). Корпус 10 — здание дворца культуры имени Дзержинского (сейчас здание занимает Свердловский областной краеведческий музей). Корпус 12 — административный (в нём располагались также медицинские, образовательные и др. учреждения). Для решения проблем быта и отдыха жителей в городке специально были построены клуб, столовая, прачечная, поликлиника, детский сад, а личные кухни в квартирах не предусматривались.
Дом-коммуна в Хавско-Шаболовском проезде в Москве
1926-1928 гг. Арх. Г.Вольфензон, Е.Волков и С.Айзикович. В плане это П-образное здание, в центре композиции размещена группа общественных учреждений: столовая, детские ясли, детский сад, зал собраний, комнаты для работы кружков. На плоской крыше — солярий, гимнастическая комната и др. В боковых корпусах размещены общежитие и отдельные двух- и трехкомнатные квартиры с индивидуальными кухнями.
Жилой комплекс на Шаболовке
1927-1928 гг. Арх. Н.Травин. В 1927 году Моссовет поручил архитекторам АСНОВА разработать проект жилого комплекса. Причём обязательными требованиями были: компактность застройки, дешевизна строительства и художественно-эстетическая выразительность.
Для строительства был отведён небольшой, формой близкой к квадрату, квартал в районе Шаболовки. Лучшим был признан проект группы Н.Травина.
Всего были запроектированы 24 пяти — шестиэтажных жилых корпуса, детский сад и котельная. Руководящей идеей решения фасадов является максимальное использование солнечного света. Отсюда образование небольших, полуизолированных дворов, вокруг которых располагаются залитые солнцем «южные» фасады с балконами, сплошь заполняющими плоскости. Сюда выходят главные жилые комнаты. «Северные» фасады лишены балконов и почти ничем не примечательны. Сюда выходят кухни, ванные комнаты.
Большое внимание было уделено организации внутреннего пространства (в том числе и с точки зрения организации зрительно-законченных перспектив. Создаётся впечатление, что дворы как бы «перетекают» друг в друга, создавая ощущение светлого и очень открытого пространства (и это несмотря на то, что застройка очень плотная, и в процессе проектирования архитекторы пытались использовать каждый участок земли).
Промышленные предприятия
В целях создания материально-производственной базы нового общественного строя государственным хозяйственным планом на 1919 г. предусматривалось строительство энергетических и промышленных предприятий. Утвержденный в 1920 г. план электрификации России (ГОЭЛРО), направленный на экономическое преобразование страны, предусматривал широкую программу строительства электростанций и заводов. В течение восстановительного периода после Гражданской войны (1921-1926) было построено 285 промышленных предприятий.
В декабре 1925 г. XIV съезд ВКП(б) провозгласил курс на социалистическую индустриализацию. В 1927 г. началось крупное промышленное строительство. За годы первой пятилетки (1928-1932 гг.) в СССР было построено свыше 1500 новых промышленных предприятий и сооружений: Турксиб, Днепровская ГЭС, Магнитогорский, Липецкий, Челябинский, Норильский и Новокузнецкий металлургические комбинаты, завод тяжелого машиностроения «Уралмаш» в Свердловске, Харьковский, Волгоградский и Челябинский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы, Уралвагонзавод, Ростовский завод сельскохозяйственного машиностроения, шарикоподшипниковый завод в Москве и др.
Промышленное строительство вследствие практичности своих задач естественным образом требовало применения в архитектурном проектировании таких приемов, которые соответствовали бы принятой технологии строительства и применяемым строительным материалам. Участие архитекторов в промышленном и энергетическом строительстве обогащало их творческую палитру новыми приемами, способствовало формированию таких специфических особенностей современной архитектурной формы, как крупный масштаб, простота, строгий ритм, четкий силуэт. В основу проектов положены принципы чёткости и ясности планировки, территории заводов благоустраивались и озеленялись. Здания цехов строились просторными и светлыми, в соответствии с требованиями культуры производства.