Коллективный поиск идей -
метод решения актуальных проблем путем использования совместной работы группы специалистов; эффективная форма изобретательства, рационализаторства, проектирования.
К.п.и. предполагает целенаправленный, систематический сбор и обобщение сведений об основных аспектах проектной проблемы и поиск ее решения с учетом реальных требований, изначально сформулированных в виде постановки проблемы, принципиального обзора важнейшей информации о ней, указания возможных направлений поиска и связанных с ними частных подзадачах (см. Дерево целей!. Формы К.п.и. —проектный семинар, «мозговая атака» и др.
комбинаторика - метод фор-мобразования в дизайне, основанный на применении закономерностей раз-новариантного изменения пространственных конструктивных, функциональ-
Комбинаторика функциональная (музыкальный комбайн «Браун», диз. П. Хартвейн и Д. Рамс, 1987, собирается из модифицированных электроакустических блоков) и «декоративная» (семь исходных форм столов разной конфигурации, образующих разнообразные композиционные сочетания, фирма «Касси-на», 1983) ных и графических структур объект, а также на способах проектирования объектов дизайна из типизированных элементов.
Специфика К. близка к природному формообразованию, дает возможность многократно и по разному использовать элементы дизайн-конструкций и имеет прямое отношение к унифицированному массовому производству. К. широко используется при автоматизации проектирования.
Благодаря К. мир окружающих нас форм не только бесконечно разнообразен, но и экономно устроен, т.к многие из них есть производное от сочетаний одних и тех же элементов. К. — это механизм, порождающий по определенным правилам богатство форм с заданными свойствами. Как сказал Л. Салливан: «Три элементарные формы, а именно столб, перекладина и арка ... всего лишь три буквы, из которых разрослось Искусство Архитектуры — язык настолько великий и превосходный, что человек из поколения в поколение выражает с его помощью меняющийся поток мыслей». Нынешнее время существенно обогатило этот условный «алфавит», особенно в дизайне, но «правила» самого языка (законы К.) — порядок изменения качества, количества и условий позиционирования исходных элементов (морфотипов) — сохранились.
В дизайнерском творчестве К. можно условно разделить на два направления —функционально-со-держателыюе (собирающее из одинакового набора разных деталей индивидуальные приборы и изделия — мебельные гарнитуры, кухонные комбайны и т.д.) иформально-образное, использующее возможности К. для обогащения облика дизайн-объекта за счет вариаций цвета, группировки, орнаментации элементов целого, например, в графическом дизайне.
компиляция — прием формирования целого (изделия, композиции) из элементов, заимствованных из произведений других авторов или из объектов, уже использовавшихся ранее.
Присущие дизайну принципы тиражирования форм его продукции изменили некогда господствовавшую негативную оценку К., поскольку сегодня создание предметных комплексов и их компонентов подчиняется скорее идее их совместной объемно-пространственной организации, нежели задачам индивидуализации каждого слагаемого проектируемого единства.
Например, трудно даже вообразить, что предметное наполнение средового ансамбля должно всегда состоять из индивидуально придуманных устройств и приборов.
Больше того, вооружившись такими современными формами предъявления эстетического объекта зрителю, как хеппенинг, инсталляция, ассамбляж,компиляция приобрела статус полноправного приема художественного творчества не только в дизайнерском искусстве, концептуально разрушая традиционно почитавшиеся грани между случайным и преднамеренным, стилями, видами искусств, делая эти тонкости достоянием чисто риторических толкований (ср. «Эклектика»).
компоновка — взаимное пространственное расположение и функциональная взаимосвязь элементов, составляющих объект.
Поиск оптимальной К. является одной из важнейших составляющих процесса дизайнерского формообразования, так как от нее в значительной степени зависит визуальный образ изделия. К. тесно связана с конструкцией, технологическими и эксплуатационными качествами объекта.
В дизайне К. представляет собой промежуточный (как правило, утилитарно-практический, инженерный) этап про-