Свойства графического изображения
Стиль изображения— неотъемлемое качество, отражающее сложный комплекс взглядов, вкусов и настроений, характерный для определенного времени.
В каждый исторический период творчества графиков, живописцев, дизайнеров, архитекторов вырабатывается некий общий стереотип оформления изобразительной информации. В архитектурной профессии эта «схожесть» чертежей, рисунков, эскизов объясняется общностью умонастроении людей, причастных к архитектурной профессии, отражением направления архитектурной мысли, традиций, условий художественной культуры. Результатом такого процесса является определенный характер графического языка, своеобразный «стиль» профессионального изобразительного лексикона. «Стиль^ — понятие широкое, отражающее самые характерные черты архитектурной графики в проектной практике, а также идеи, бытующие в прогрессивных архитектурных школах. Стиль архитектурной графики, свойственный оп ределенному времени, не способствует нивелировке индивидуального почерка каждого мастера-современника. Индивидуальная манера специалиста естественна, ибо одним из признаков профессионала высокого класса является творческая индивидуальность, неповторимость личной точки зрения на аспекты профессионального творчества. По этим причинам в архитектурной школе необходимо поощрять индивидуальность каждого учащегося. В процессе обучения архитектурная графика неминуемо следует определенным традиционным правилам, подчиняется конкретным стандартам. Соблюдение этих правил не должно лишать учащегося возможности вырабатывать свой личный стиль проектной и графической работы (см. рис. 6, 110, 111).
Специфические качества архитектурного объекта заставляют специалиста целенаправленно конструировать изображение. Культура изображения подразумевает осознанность усилий, приводящих к определенным требуемым результатам. Для архитектора-профессионала работа над изображением протекает почти бессознательно, интуитивно, ибо цель такой работы давно осознана, практические навыки отшлифованы и совершенны. В этом процессе у архитектора-профессионала особо важную роль играет подсознание. Для учащегося архитектурной школы такая работа требует больших усилий, должна направляться педагогами, подчиняться определенным правилам. В этом процессе большую роль играет знание, трезвая оценка особенностей архитектурной графики, понимание, почему и зачем процесс профессионального изображения приводит к определенным результатам. Учащийся архитектурной школы осознает, что архитектурная графика является языком, выражающим замыслы архитектора. Полнота и информативность этого языка зависят от его специфических свойств — стиля, условности, лаконизма изображения.
Условность — свойство изображения, выявляющее самые существенные черты объекта, идею его содержания. Стремление к условности —преднамеренное обобщение изобразительной информации. Условность подразумевает отображение самого главного, существенного и одновременно вызывает необходимость отбраковки второстепенных, несущественных черт объекта. Чем больше обобщено изображение по степени передаваемой информации, тем в большей степени оно условно. По этим причинам качество профессиональной графики находится в прямом соответствии с ее условностью.
Емкость передаваемой в условной графике информации должна соответствовать целям изображения. Любая словесная информация, любой содержательности текст не скажут профессионалу так точно и в таком необходимом объеме то, что можно передать в условном изображении. Эта направленная способность к отображению самых характерных свойств объекта в максимально простой изобразительной форме носит название ОСОЗНАННОЙ условности. В противоположность ей НЕОСОЗННАЯ условность — интуитивное стремление любого человека к изображению предмета наипростейшим способом. Так, ребенок хочет изобразить «дом» и в меру своих сил рисует его (рис. 6, /). На любых этапах обучения, требующих графической расшифровки, необходимо развивать способность к осознанной условности. Особой концентрации это качество достигается при требовательном отношении к исполнению любых видов АГ. Перегрузка любого графического произведения лишними, несущественными деталями приводит к изобразительному многословию, лишает изображение информативной четкости. Развитие способностей осознанной условности зависит от грамотной педагогической ориентации любого графического действия, от строгой оценки любого эскиза, рисунка чертежа с позиций их условности (рис. 6, 2-4).
Лаконизм — особенность изображения, определяемая простотой изобразительных приемов. Стремление к лаконизму — преднамеренная простота графического языка, экономное использование средств изображения. Условность графики обязательно предполагает лаконизм ее изобразительной реализации. Если условность является качественной характеристикой изображения, то лаконизм отображает его количественную сущность, рациональность его конструирования.
Оценка качественных особенностей содержания проектной графики зависит от того, какие графические средства используются автором для выражения тех или иных профессиональных задач. Отражение различных состояний архитектурного объекта, выражение его образных, тектонических, функциональных свойств специфично для каждого из средств изображения и вида АГ. Такие понятия как стиль, условность, лаконизм видоизменяются в зависимости от применения графика линейной, тональной или цветной (рис. 7, 8). Неодинаково по своему содержанию и восприятие чертежей и рисунков, выполненных с применением линии, гона или цвета. Специфика каждого из средств или видов АГ глубоко своеобразна. Именно по этим причинам принципиальное различие в приемах изображения архитектурных объектов отражено в отдельных главах.
2. Линия,линейная графика
Линияявляется самым распространенным средством изображения. Значение линии как изобразительного средства состоит в особой природе человеческого зрения. Любой объект наблюдения воспринимается посредством движения глаз, прослеживающих контур объекта (его наружную линию), границы поверхностей объекта (в виде их линейных очертаний). Опыт человеческого восприятия позволяет воспринимать контур не как самостоятельную линию, а как линейное образование, характеризующее структурные качества предмета. Человеческое сознание воспринимает контур как часть конструкции любого объекта с учетом поправок на перспективное искажение форм, индивидуальные особенности конструктивной структуры предмета, условия его освещенности и положения в пространстве. Линейное (контурное) восприятие предмета передает содержательную информацию о размере, массе, форме и ракурсе объекта. Основой построения «любого изображения, в том числе тонового и цветного, также является линия. Линия— изобразительное средство самого распространенного вида графической техники — линейной графики.
Линейная графика— основная техника исполнения чертежа, эскиза, рисунка, технической схемы. Главное средство ее выразительности — контрастное Ч соотношение линий с поверхностью бумаги. На контрастном соотношении поверхности изображения и линии определенной толщины, наклона, кривизны и протяженности базируется плоскостное или пространственное восприятие изображения, его статичность или динамичность (рис. 7, 4, 5). Различная фактура линий, зависящая от материала, инструментов и приемов исполнения, создает различное впечатление материальности изображаемой предметной формы, отражает активность или сдержанность в беспредметной композиции (рис. 7, 1— 3). Линейная графика — самый распространенный, наипростейший способ изображения архитектурной формы, деталей предметной среды, и потому для архитектора очень важно овладеть этой техникой.
Линейная изобразительная форма выражения замыслов архитектора известна со времен Древнего Египта, Мастерство линейного изображения с помощью чертежных инструментов получило широкое распространение с начала XV в. Известны чертежи зданий, кораблей, орудий, выполненные в этот период архитекторами и инженерами с помощью линейки, циркуля, и рейсфедера. Показательно, что эти чертежи столь же лаконичны и информативны, как и современная архитектурная и инженерная документация. Различие в стиле, характере оформления чертежа начала XV в. и современного архитектурного и инженерного чертежа конечно есть, но суть их изобразительного языка та же. Язык линейной графики настолько скуп и условен, что для работы в этой технике, для ее полноценного восприятия, как в былые времена, так и сейчас, необходима высокая профессиональная культура. В линейной графике возможна тональная, цветная разработка формы, выявление ее освещенности, массы, фактуры (рис. 8, 1, 2). В этом случае применяется цветная линия, заливка, линейная имитация тона —штриховка (рис. 8, 3, 4). В современной архитектурной школе освоение подавляющего большинства предметов основывается на линейной графике.
Инструменты и приспособления, применяемые в технике линейной графики, можно разделить на три группы.