Монографическое рассмотрение площади Синьории во Флоренции
Вопрос 1. Теоретические учения градостроителей Ренессанса.
1)Идеальный город - Витрувий, 1 в. н.э
2) Четырехугольные и 12-угольные формы городов Пьетро Катанео, 16 век.
3) Укрепления морского порта и крепость - Пьетро Катанео, 1554 г.
4) Пальманова - идеальный город барокко, 1593-95 , город реально существует, все перспективы в нем однообразны, скушный модифицированный город - музей ,
5) Идеальный город-крепость - аноним, около 1600 г. 6) Маннгейм, план 1622 г.
Рациональная геометрическая ясность планировочной системы, центричность композиции и гармония между целыми частями. Регулярная планировочная система, возрождение архитектурных ордеров и пропорций городских пространств.В основе всех рассуждений находился Человек с его материальными и духовными имнтересами.Ф. Мартини, П. Катанео, Альберти, Палладио и Микеланджило – изображение контуров идеального города и его частей как производные от человеческой фигуры.
Влияние идей Витрувия на развитие темы “идеального города” в градостроительной теории. Ч. Чезарино, Дж. Капочальего, Д. Барбаро и др.
Первый этап (XV – начало XVI вв.) – поиск оптимальных природных и санитарно-гигиенических условий развития городов – Альберти, Филарете, Леонардо да Винчи.
Второй этап (2 половина XVI в.) – поиск наилучших городских укреплений, изучение торговли и управления городов – Катанео, Дж. Вазари, В. Скамоцци.Город в теоретических трудах А. Палладио. Идеи функционального зонирования городской территории. Теория пропорционирования площадей в трактате Л. Б. Альберти “Десять книг об архитектуре”. Характерные приемы планировки и застройки площадей. Композиционные типы монументальной скульптуры и приемы размещения монументов на городских площадях.
Вопрос 2. Идеальный город Виченцо Скамоции.
– трактат «Об идее универсального города» 1615 г. трактат о всеобщих принципах арх, город исчисляемый - на масштабной линейке, с розой ветров. Имеет систему водоснабжения и вода явл. частью системы обороны города. Схема явл-сь пособием для строительства. С юга – торговая часть города, самая грязная (напоминает московское замоскворечье). Система регулярных улиц.
Описание:
12 бастионов,
4 городских ворот,
8 приходских церквей. на переферии .Планировка регулярная,
2 главные улицы пересекаются под прямым углом.
На пересечении: главная площадь с дворцом князя и собором.
С запада и востока находятся 2 торговые площади, с севера – биржевая, с юга – площадь для торговли дровами и сеном.
Территорию города пересекала река, которая за его пределами разветвлялась на 2 рукава.
Планировка и застройка Флоренции в средние века и эпоху Возрождения.
Средние века:
Три основных площади:
Соборная (перед собором Санта-Мария дель Фьоре)
Синьории (общественная, отмеченная ратушей)
Аннунциаты.
Замкнутость, единое архитектурное решение второстепенных зданий (ул. Уффици).
1 – Церковь Св. Репараты – Санта-Мария дель Фьоре;
2 – Баптистерий Сан Джованни;
3 – Барджелло;
4 – Главная ратуша – палаццо Веккио;
5 – Орсанмикеле (церковь Св. Михаила);
6 – Церковь Сан-Миньято;
7 – Церковь Санта Кроче;
8 – Церковь Санта-Мария Новелла.
Флоренция. План главных площадей и улиц:
1 – Баптистерий Сан-Джованни
2 – Собор Санта-Мария дель Фиоре, его пространство выполняло роль площади города, вмещает 30 тыс. чел. Справа к нему примыкает колокольня 82м .;
3 – Церковь Орсанмикеле;
4 – Палаццо Веккио;
5 – Лоджия деи Ланци
6 – Улица Уфиций;
7 – Мост Веккио;
8 – Площадь Синьории;
9 – Соборная площадь.
Возрождение:Пересмотр ген плана города на основе идеальной модели. -открытия новых улиц и путем создания открытых пространств, новых регулярных площадей, - сооружения монументальных зданий, оказывать влияние на старый город.
1 – собор Санта Мария дель Фьоре и баптистерий Сан Джованни;
2 – монастырская церковь Санта-Мария Новелла;
3 – палаццо Строцци;
4 – палаццо Ручелаи,
5 – ансамбль площади Аннунциата,
6 – палаццо медичи,
7 – палаццо Пацци,
8 – палаццо Веккио;
9 – монастырь Сан Марко,
10 – монастырь сан Лоренцо
11 – палаццо Питти;
12 – церковь сан спирито
13 – монастырь Санта Кроче с капеллой Паци.
Монографическое рассмотрение площади Синьории во Флоренции.
После создания первой регулярной площади в городе – площади Аннунциаты надо было искать путь превращения площади Синьории в новый гражданский центр Флоренции, необходимо единства пространства площади, которая имела пространство средневекового характера.
Попытка урегулировать пространство площади путем установки скульптур. Они создали световоздушную прозрачную мембрану, она отрезала углубление площади «коровий желудок» и придала трапеции урегулированный вид.
Концентрация всех сооружений в одном углу. Сохранение замкнутости, Положение малых форм и скульптуры на свободных от пешеходного и транспортного движения местах.
Башня и главный вход палаццо Веккио сдвинуты вправо от оси площади.
Площадь Синьории является завершенным ансамблем середины эпохи Возрождения с явными готическими и средневековыми влияниями.
Путь трансформации существующего города в модель идеального города.
Пьяцца делла Синьория во Флоренции:
а – Палаццо Веккио, дворец дела Синьория (начато в 1298);
б – улица Уффици, идеальная улица и галерея Уфици, ось ее идет между башней Палаццо Веккио и между куполом Санта-Мария дель Фиоре, вид двух вертикальных доминант и двух украшений города 130 м длина, ширина 18м (1560- 1585);
в – Лоджия дей Ланци (около 1376-80);
г – статуя «Давид» (1501-04);
д – фонтан Нептуна (1575).