Композиция архитектурного пейзажа. Пленер
Цель задания – развитие навыков работы над композиционным архитектурным рисунком на пленэре; изучение приемов создания функционально целесообразной, гармоничной и выразительной архитектурной формы.
Задачи и последовательность выполнения. На втором курсе задание по изображению архитектурного экстерьера усложняется, так как предлагается создать не изображение отдельного здания или его фрагмента, а цельную композицию с широким охватом пространства. Представляя себе возможность использования наблюдаемого архитектурного пространства и его предметного наполнения для создания композиционного архитектурного рисунка, нужно продумать возможность применения основных законов композиции: цельность, уравновешенность, наличие центра, ритмическая организация, использование контрастов, определенные соотношения статики и динамики форм. Необходимо серьезно подойти к выбору мотива, выделить главный объект изображения, определить композиционный центр. Затем проанализировать возможность условного деления изображаемого пространства на планы (передний, средний и дальний) и продумать возможность показа развития пространства от переднего плана в глубину. При этом предметы переднего плана, если они войдут в композицию, нужно располагать по краям, чтобы создать замкнутую композицию и освободить центр композиции для показа основных крупных объектов на дальних планах. После такого анализа выбирается оптимальная точка зрения с учетом композиционного замысла. При этом необходимо понимать, что в зависимости от выбора точки зрения меняется эмоциональное восприятие изображения. Например, низко расположенная линия горизонта подчеркивает монументальность форм, а высокая точка зрения позволяет показать глубину и широту пространства, выявить его планы, то есть реальные пространственные связи, наполнить изображение большим количеством деталей. Дальняя точка зрения делает перспективные сокращения более спокойными, а близкая больше искажает формы предметов и их реальный масштаб, но делает изображение более динамичным и экспрессивным. Затем выполняется эскизная зарисовка. Можно воспользоваться рамкой видоискателя для выделения кадра из неограниченного пространства, но лучше делать зарисовку с несколько более широким охватом пространства, а затем определить границы композиции. При создании натурной композиции не следует пассивно срисовывать все предметы, случайно попавшие в поле зрения и их случайное взаимное расположение. Наоборот, для создания выразительной и гармоничной композиции необходимо удалять на рисунке все, что мешает, менять взаимное положение предметов (сближать планы, «двигать» отдельные элементы). Однако, несмотря на такие коррективы, композиция должна быть грамотно построена по законам наблюдательной перспективы. Поэтому, начиная построение, необходимо наметить линию горизонта и затем согласовывать с ее положением направление всех параллельных отрезков и осей. После построения и прорисовки деталей создается светотональное решение с учетом выбранного варианта освещения (пасмурный день, солнечное освещение утром, днем или вечером, сбоку, спереди или сзади освещаемого пространства). Различное освещение меняет восприятие композиции и создает различное эмоциональное впечатление. В светотональном изображении необходимо также учесть законы световоздушной перспективы, используя приемы усиления и ослабления контрастов и различной степени детализации на переднем и дальнем плане. Время на выполнение задания – 12 ч.
Материал – ватман или тонированная бумага для пастели формата А-3 или А-2, графитные и угольные карандаши, пастель, перо, фломастеры.
Цели и задачи самостоятельной работы по дисциплине «Архитектурный рисунок и графика».
Самостоятельная работа выполняется с целью сделать более прочными знания и навыки, полученные на практических занятиях в аудитории. Навыки рисунка приобретаются медленнее, чем многие другие. Поэтому постоянная работа, в том числе и самостоятельная, необходима для приобретения требуемого художественного уровня для последующего решения архитектурных задач. Задачами самостоятельной работы является дополнение и углубление знаний и умений, полученных на аудиторных практических занятиях. Одновременно студент развивает навыки работы со специальной литературой и навыки самоорганизации при выполнении самостоятельной работы.
На самостоятельную работу в соответствии с учебным планом отводится 80 часов.
Виды самостоятельной работы студента в рамках дисциплины «Архитектурный рисунок и графика».
А. Работа над книгой:
- проработка текста книги;
- разбор иллюстративного материала в виде рисунков и репродукций.
Б. Подготовка к выполнению практического задания.Перед началом работы необходимо обустроить рабочее место: подготовить мольберт или планшет, обеспечить достаточную освещенность, если рисунок выполняется с натуры – обеспечить нужное освещение изображаемого объекта и достаточную дистанцию для наблюдения. Следует также подготовить все материалы, рекомендованные для выполнения задания.
В.Выполнение практических заданий для самостоятельной работы.
При выполнении задания следует руководствоваться методическими указаниями для самостоятельной работы студентов и соответствующими разделами рекомендованных учебных пособий.
Г.Подготовка к зачету.
Для получения итогового зачета по дисциплине необходимо завершить все задания, которые выполнялись на аудиторных практических занятиях и практические задания для самостоятельной работы. Завершить и получить оценку по курсовой работе. Только после этого можно получить зачет. Для успешного выполнения практических заданий необходимо понимание теоретических основ. Усвоить теоретические основы дисциплины помогут основополагающие вопросы, приведенные ниже, а также основная и дополнительная литература.
Вопросы для самоподготовки:
1. Назвать все детали дорической капители и их пропорциональные соотношения.
2. Объяснить принцип построения дорической капители и назвать наиболее целесообразную последовательность построения.
3. Назвать особенности перспективного построения архитектурного объекта с использованием высокой точки зрения.
4. Объяснить, в чем сложность изображения реальных пропорций предметов в перспективе и назвать приемы определения и изображения пропорций предметов в перспективном рисунке.
5. Назвать способы определения и изображения визуально воспринимаемых соотношений размеров всех предметов на перспективном рисунке интерьера. Объяснить, как визуально распознаются и точно определяются реальные соотношения размеров всех предметов в перспективном рисунке интерьера.
6. Назвать приемы и последовательность построения композиции рисунка интерьера с натуры.
7. Назвать приемы и последовательность построения композиции рисунка интерьера по представлению.
8. Объяснить значение термина «широкоугольная перспектива».
9. Объяснить специфику изображения светотени в рисунке интерьера.
10. Назвать основные типы композиции орнаментов.
11. Объяснить значение термина «раппорт» и принцип использования раппорта в композиции орнамента.
12. Назвать основные технологические приемы построения орнамента на основе модуля и объяснить принцип использования этих приемов для создания раппорта и компоновки орнаментов разных типов.
13. Назвать технологические факторы, которые нужно учитывать при проектировании орнамента для декоративной формы различных архитектурных деталей.
14. Объяснить приемы и последовательность построения в рисунке формы предмета по ортогональным проекциям.
15. Назвать основные этапы построения перспективного рисунка архитектурного объекта по плану и фасаду.
16. Назвать пропорции головы человека.
17. Назвать пропорции фигуры человека.
18. Описать пластику движения фигуры человека в позиции «контрапост».
19. Назвать основные этапы выполнения рисунка архитектурного пейзажа на пленере.
20. Назвать возможные приемы компоновки архитектурного пейзажа.
21. Объяснить, как выбор положения точки зрения (выше – ниже, ближе – дальше) может влиять на эмоциональное восприятие рисунка перспективы архитектурного экстерьера.
22. Назвать приемы и последовательность перспективного построения архитектурного экстерьера.
23. Дать определение понятию «световоздушная перспектива».
24. Назвать правила и приемы светотеневого решения композиции архитектурного экстерьера.
25. Объяснить возможности использования определенного освещения (рассеянный свет или прямые солнечные лучи, солнце сбоку, спереди или сзади освещаемого пространства), как средства художественной выразительности в архитектурном пейзаже.
Практические задания для самостоятельной работы